Views Comments Previous Next Search

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные»

1039650
Написалалиса таёжная6 марта 2012

Одна из главных фэшн-фотографов мира — о своем первом снимке, свежих лицах, близорукости и современных женщинах

В Москве в рамках Фотобиеннале открылась персональная выставка известного арт-фотографа Сары Мун. Look At Me встретился с Сарой и поговорил с ней о Годаре, парижской юности, работе моделью и магии в современной фотографии.



Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 1.

Сара Мун
фотограф 

 


Сара Мун — французский фотограф английского происхождения. Родилась в 1940 году, в 1960-м стала подрабатывать моделью, а с 1966 года самостоятельно снимает портреты, фэшн-серии и короткометражные арт-фильмы. Снимала для нескольких ведущих журналов — Vogue, Nova, Elle и британского Harper's Bazaar и делала календарь Pirelli, прославившись своей импрессионистской манерой, размытыми снимками и приглушенными цветами. С персональной выставки в 1981 году считается одним из самых самобытных современных фотографов с собственным почерком: до сих пор Сара Мун снимает на пленку зернистые серии, ничуть не изменяя своей манере. Помимо известной рекламной кампании для Cacharel и роликов для Since 1980, Barney's, Danone и Revlon Сара придумывает и снимает короткие фильмы по мотивам известных сказок, например, «Красной Шапочки» или «Синей Бороды», и документальные фильмы о других фотографах. 

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 2.

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 3.

Вы помните первую фотографию, которую сделали сами?

Да, как ни странно, я ее помню. Это была портретная съемка. Тогда я еще работала как модель, и на съемке одна из ассистенток сказала, что тоже хотела бы попробовать себя в роли модели и ей хочется сделать несколько снимков для портфолио. Я взяла ее к себе в агентство: девушка была очень красивой, но совсем не модельной внешности, и в агентстве покачали головой, сказали, что она не их типаж. Тогда я пришла в студию, где снималась сама, и какой-то японский фотограф зарядил для меня в камеру пленку — я тогда не знала, как это делать самостоятельно. Я снимала эту девушку пару часов и отдала ей пленку, которую сняла, чтобы у нее было несколько портретов для портфолио.

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 8.

 

Вам понравилось это ощущение — внезапно оказаться не перед объективом, а за ним?

Первое время, как я увлеклась фотографией, я очень долго снимала моделей, когда нам было нечем заняться: это было и подглядывание за другими, и какая-то попытка выразить себя и свою скуку. Никаких планов о том, чтобы стать фотографом, у меня не было, ведь тогда горели звезды Аведона, Бурдена, Пенна — невозможно было даже в мыслях поставить себя на одну ступень с ними. Через бэкстейджи я постепенно вошла в моду, а потом и в фотографию. Тогда, в конце 1960-х, тебе могли дать пару разворотов в каком-нибудь новаторском фэшн-журнале просто потому, что им нравилась твоя манера: «Иди, сними что-нибудь». Когда я работала моделью, я почти никогда не была на первых ролях: иногда работала на примерках или показах, иногда позировала для фотосессий. Если бы я стала звездой в модельном бизнесе, то меня бы ждала судьба Твигги или Верушки, стать фотографом у меня бы уже не получилось. 

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 9.

Тебе могли дать пару разворотов в каком-нибудь новаторском фэшн-журнале просто потому, что им нравилась твоя манера

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 10.


Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 11.

 

Что для вас главное в работе фотографа?

Именно будучи фотографом, я начала понимать, что такое команда. Конечно, можно снимать платье на вешалке, но мода не существует без модели, и ее вклад  пластика, поза, выражение лица, характер — очень сильно сказывается на результате. Когда я стала фотографом, я вспомнила, как играла, подражала и переживала перед объективом: в работе модели есть очевидная сложность, которую стоит понимать. Я знала все о гримерах и парикмахерах, я знала все о свете и декорациях, потому что была там, перед камерой, и знала о том, что ничего не получится, если модель боится стилиста, а он не ладит с парикмахером. С тех пор я люблю находить на площадке своих героев и продолжать работать с ними дальше. В работе для меня нет никого лучше тех людей, с кем я уже сталкивалась: мы как будто бы вместе идем по одной дороге, держась за руки. 

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 12.

Ничего не получится, если модель боится стилиста, а он не ладит с парикмахером

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 13.

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 14.

 

Как вообще для вас проходят съемки?

Модель всегда предлагает настроение, поведение, жесты, и из того, что она предлагает, надо выхватить и показать самую суть. Чаще всего я просто замираю с камерой перед девушками, которых снимаю — смотрю на все детали: их взгляд, одежду, макияж, украшения, тени, которые падают на лицо. Исходник — это всегда живой человек и белый фон в студии, а добавленная ценность берется от того, происходит в студии волшебство или нет.

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 15.

Исходник — это всегда живой человек и белый фон в студии, а добавленная ценность берется от того, происходит в студии волшебство или нет

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 16.


Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 17.

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 18.

Чем модная фотография того времени, когда вы начинали, отличается от фэшн-фотографии сейчас?

Сейчас просто тысячи моделей. В 1960-е работало совсем мало девушек, и, следовательно, типажей было тоже меньше, стиль заимствовался, а если какая-то модель становилась модной, то не на сезон, а на несколько лет. Сейчас многие журналы повторяют друг друга, целятся почти в одну и ту же аудиторию, на их страницах одинаковая реклама, а моделей существует по тысяче каждого вида: с короткой стрижкой или с длинными волосами, шатенок или блондинок — и в этом количестве так легко утонуть. В нашей сфере сейчас очень сильна корпоративность — люди ищут модель или агентство, они не ищут женщину. «Мы хотим больше секса, больше гламура, больше лоска» — обычно с этими запросами приходят за моделью. Плюс сейчас столько фотографий и так вырос средний любительский уровень у фотографов, что профессионалу нужно потратить пять-десять лет, чтобы обрести свой голос, выделиться из шума толпы.

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 25.

Люди ищут модель или агентство, они не ищут женщину. «Мы хотим больше секса, больше гламура, больше лоска»

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 26.


Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 27.

 

Вы чувствуете гнет формата?

В журналах всегда был маркетинг, какие-то ограничения. Лично я их не чувствовала, мне никогда не надо было подстраиваться под заказчиков, но внутри таких рамок надо тоже уметь работать. Ги Бурден снимал рекламу туфель, но как он это делал — трудно превзойти его даже сейчас. Теперь я смотрю на работы Тима Уокера и понимаю, что он находит какие-то лазейки, чтобы не попадать в современные коды фотографии, не растворяться в тегах, которыми окружена современная фэшн-фотография. 

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 28.

 

Что такое женственность в фотографии и для вас — тогда и сейчас? Все ваши образы так или иначе связаны с девичьим или женским мироощущением или историей.

Есть какой-то раскрученный образ красоты и женственности: люди любят витальные, запоминающиеся образы. В 1980-е было очень много разных фэшн-съемок, и все они строились вокруг личности, сейчас в центре истории — типы, гораздо более молодые, чем раньше. Молодость вообще стала одержимостью моды и поп-культуры. Я же работаю с тем, с чем привыкла работать, у меня есть сложившаяся манера, собственный взгляд, за рамками которого я ничего не делаю. Так что для меня женственность, эфемерность, неуловимость — родственные, похожие понятия.

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 29.

Молодость вообще стала одержимостью моды и поп-культуры

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 30.


Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 31.

 

Вы снимаете такие волшебные и действительно не от мира сего серии. Вам уютно в современности?

В фотографии, конечно же, есть место для волшебства и эмоции — это очевидно и из моих фотографий, и из ощущений, которые даже сейчас вызывает у меня фотография: Майкл Акерман тот же самый. Просто нужно больше времени, чтобы отыскать жемчужину в морской воде, и больше времени, чтобы каждый, кому хочется высказаться, обрел собственный голос. Сейчас толпа людей потребляет моду в ежедневном режиме: вещи постоянно покупаются и продаются, журналы издаются, само собой в этих условиях есть безумный, шумный конвейер, в котором иногда не разглядеть главного и второстепенного. 

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 32.

 

При всей эфемерности ваших снимков вы работаете с конкретными людьми и предметами — украшениями, одеждой. Вам вообще близок мир вещей? Вы чувствуете любовь к каким-то предметам?

Самое удивительное, я очень спокойно отношусь к камерам, техническая сторона фотографии для меня не важна, я знаю несколько приемов, у меня есть несколько любимых фотоаппаратов, но мне совершенно чужда маниакальная любовь к камере или пленке: это же, в конце концов, просто привычка. Я люблю журналы, но со временем меньше — реклама иногда делает их невыносимыми. В ежедневной жизни меня больше всего радует шоколад и отношения. Я люблю, у меня много друзей, и это то, без чего я не могу провести ни одного дня. А вещи просто из-за вещей не люблю.

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 33.

В ежедневной жизни меня больше всего радует шоколад и отношения

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 34.


Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 35.

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 36.

Вас не утомляют съемки и постоянная работа с картинкой?

Вообще я почти не устаю от фотографии, а если и устаю, занимаюсь фильмами. С виду может показаться, что фотография и фильмы — про одно и то же, ведь это все визуальные формы, но на самом деле истории, которые я делаю в кино, отличаются от того, что я придумываю для моды. Фильм — это нечто удлиненное и замедленное, что я прорабатываю долго и нарочно, с фотографией же все ограничено моим временем и форматом.

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 41.

 

По вашему опыту, фотограф — созерцатель или режиссер?

Когда я только начинала, я работала только с теми, кого хорошо знала. И со мной получилось так, что для меня съемка — это обмен и сотрудничество, я никогда не мнила себя режиссером. Я не сижу на стуле с моим именем, выведенным на спинке, и не кричу в громкоговоритель. Мы все стараемся направить лодку в одном направлении, все стремимся вывести ее в правильное течение. В каком-то из определений слова «режиссер» я читала, что это человек, который вдохновляет других делать лучше и стараться изо всех сил. И это взаимный процесс — мы подгоняем и вдохновляем друг друга, чтобы разогнаться и выдать лучшее, что в нас скрыто. Людей вокруг нельзя прямо хвалить и критиковать: если это командная работа, это постоянный диалог, а не оценочные высказывания. И никаких секретных трюков.

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 42.

Если это командная работа, это постоянный диалог, а не оценочные высказывания. И никаких секретных трюков

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 43.


Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 44.

 

В ваших фотографиях очень много кино.

Да, меня сделали фотографом именно фильмы, а не фотографии. Я попала в потрясающий водоворот лучших фильмов новой волны, которые говорили со зрителями языком образов и ассоциаций. Годар, Трюффо, Феллини были режиссерами, которые тогда шли в кино, как сейчас идут блокбастеры или семейные комедии. Дни и вечера в синематеке — это опыт, из которого родилась чуть ли не вся новая Европа. Я смотрела немые фильмы, которыми вдохновлялась позже, придумывая свои сказки, я совершенно точно — дитя Nouvelle Vague и фильмов Бергмана.

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 45.

 

Вам нравится придумывать собственную реальность.


Да, я совершенно не умею работать с объективной реальностью, я бы никогда не могла быть документальным фотографом или репортером. Я делаю фикшн и использую реальность, чтобы создать что-то, чего в природе нет. Моя задача — чтобы реальная девушка, настоящая одежда, прическа казались сном. Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные. 

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 46.

Моя задача — чтобы реальная девушка, настоящая одежда, прическа казались сном. Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 47.

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 48.


Ваша техника — загадка для большинства мастеров. Профессиональные фотографы много придумывают, пытаясь воссоздать блюр на ваших фотографиях: мои профессоры снимали через запотевшие линзы и тонкие чулки и говорили: «Так делает Сара Мун!»

Да вы что! Я бы никогда не додумалась до таких приемов. Ключ ко всему — моя близорукость, я очень долго снимала размытые объекты просто потому, что недостаточно хорошо видела, а на съемках не носила очков. Эта дымка — просто обман моего зрения. Иногда я пробую двойную экспозицию, работаю с зеркалами, снимаю моделей в медленном движении, но никогда не планирую заранее, что должно получиться. Для меня то, как работает камера, до сих пор загадка, и мне надо часто экспериментировать на месте.

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 49.

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 50.

Вы все еще очарованы модой или это влияние слабее, чем раньше?

Мне все еще интересна мода, но не через лица или новые имена модельеров. Мне нравится, как меняются и чередуются идеи, как мода объединяет в себе образы, текстуры, цвета и формы, как мода работает с женщинами. И мне очень нравится, что люди на страницах журналов так отличаются от людей в реальной жизни: они и должны отличаться, не надо стремиться повторять чьи-то мечты, которые стремятся к идеалу. Эти образы из мира моды — как костюмы, примета другого, удивительного и сложного мира. В жизни все гораздо прозаичнее, резче и проще.

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 58.

Эти образы из мира моды — как костюмы, примета другого, удивительного и сложного мира. В жизни все гораздо прозаичнее, резче и проще

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 59.

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 60.


Сколько хороших снимков за свою карьеру вы сделали, как вы сами считаете?

Я никогда их не считала — ну, возможно, пару десятков. Иногда мой первый кадр — лучший, иногда стоит подождать два часа и переброситься сотней фраз с моделью, чтобы что-то получилось. Фотография — это проблеск, который невозможно сопоставить: то, что у тебя в голове, может поражать тебя, а то, что ты сфотографировал — удивлять своей неестественностью. Совпадения и случайности, решающий момент, о котором говорил Брессон, — я верю во все это. Счастливый случай всегда делает просто хорошую фотографию, которую ты спланировал, отличной фотографией. 

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 61.

Снимок просто призрак того прекрасного, что родилось перед камерой или у тебя в голове за секунду до этого

Сара Мун, фотограф: «Мода всегда будет продавать мечты — приземленные и возвышенные». Изображение № 62.

Так было с моим снимком голубя, который я забыла в кармане, а через пару дней нашла в пиджаке и удивилась тому, что голубь смотрел прямо на меня: от этой фотографии вообще ощущение, что она была создана для меня, как будто голубь пролетал специально, а пролетая мимо, позировал мне. 

Таких совпадений в моей карьере было не очень много. Легкий ветер, движение пышной юбки в платье, жест руками, поправленная прическа, поворот головы — и вот уже потрясающий кадр. А может, наоборот, совершенная посредственность, и все тебе только показалось. Фотография — всегда погоня за идеалом, тебе кажется, что ты что-то получил, но часто снимок просто призрак того прекрасного, что родилось перед камерой или у тебя в голове за секунду до этого. 


Рассказать друзьям
10 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются