Views Comments Previous Next Search

Создать папку: 5 успешных российских иллюстраторов рассказывают о портфолио

61107768
НаписалКристина 8 ноября 2011

Как убрать из портфолио лишнее, спорить с заказчиками и искать свой стиль — иллюстраторы вспоминают, как сами делали первые портфолио

Look At Me продолжает серию материалов о портфолио. В первом материале фоторедакторы и галеристы рассказывали о том, как начинающему фотографу стоит составлять свое портфолио. В этом материале пять российских иллюстраторов, рисующих для лучших изданий, рассказывают Look At Me, что надо обязательно гнуть свою линию, не бояться отказываться от слабых работ и рисовать только то, что нравится.


Создать папку: 5 успешных российских иллюстраторов рассказывают о портфолио. Изображение № 1.

 


Юнона Балаш

Клиенты: British American Tobacco, MTS, Esquire, Snob, «Афиша» 

Сайт иллюстратора

Я рисовала гайки и болты в политехе и корпела над совершенно непонятной для меня начертательной геометрией, когда поняла, что это совсем не мое. У меня была мечта с детства — стать модельером. И, собственно, с этой мечты все и началось. Сначала я ушла из института, за что мне было стыдно перед родителями. Потом, в двадцать лет, поступила в первый класс художественной школы. Было довольно странно ходить на занятия с малышами и при этом видеть, что рисуют они намного лучше меня.

Картинки, которые получались, я наклеивала на страницы больших блокнотов или на листы плотной серой бумаги и складывала в папки. Это было такое первое самодельное портфолио которое весило около двух килограммов. Я считала, что чем больше я покажу, тем лучше. Там были непроработанные до конца эскизы платьев, копии с работ Сойфертиса, Бердслея и Фешина, рисунки бидонов и убогая грязная по цвету живопись из художественной школы. Одним словом, тихий ужас. 


Было довольно странно ходить на занятия с малышами и при этом видеть, что рисуют они намного лучше меня


Когда я затем показывала свое портфолио в разных академиях, то в одной могли долго и утомительно смотреть на него, иногда не доходя до самых лучших работ, в другой — начинали зевать странице на пятой, а в третьей — одним махом перелистывали двадцать страниц. И, как обычно, натыкались на незаконченный эскиз или не самую лучшую мою работу. Рисунков с каждым годом становилось меньше, и вместо пяти папок осталась только одна. Исчезли копии, бидоны, остались только самые любимые иллюстрации. Однако очередная попытка стать наконец-то студентом не увенчалась успехом.

Вообще надо просто принять тот факт, что искусство — это очень субъективное пространство. Не всем может нравиться ваш стиль рисунков, ширина линии или просто вы можете оказаться не в том месте и не в то время. Самое главное, когда опускаются руки, найти в себе силы двигаться дальше. К слову сказать, с этой папкой эскизов одежды ровно через семь лет меня приняли в Central Saint Martins на MA Fashion.

Создать папку: 5 успешных российских иллюстраторов рассказывают о портфолио. Изображение № 2.

В конечном итоге я поступила во ВГИК к своему гениальному мастеру Лидии Нови, которая работала художником по костюмам с Тарковским, Бондарчуком, Аловым и Наумовым. Нас учили в большей степени быть актерами и для каждого фильма выбирать свой особенный художественный способ повествования и вживаться в образ. Со временем, после окончания института кинематографии, я переквалифицировалась в обычного раскадровщика и параллельно вывешивала в своем ЖЖ рисунки, которые делала для своего удовольствия в перерывах между рекламными бордами. Именно в ЖЖ меня отыскал арт-директор журнала Vice, потом мне написали из «Сноба», и как снежный ком покатились заказы.

Сначала мне нравилось рисовать все. Потом я начала уставать. И со временем пришлось отказываться от работы. Я стала удалять картинки из своих виртуальных дневников-портфолио и оставлять только те иллюстрации, стиль которых мне нравился и которые я с радостью бы рисовала. Даже с учетом переделок, которые обычно требуют заказчики. 


 

Создать папку: 5 успешных российских иллюстраторов рассказывают о портфолио. Изображение № 25.

 


Максим Костенко

Клиенты: Visa, Skoda, Beeline, IQ Marketing, Студия Лебедева

Сайт иллюстратора 

Я начал создавать свое портфолио в 2009 году, когда решил совместить любимое дело и работу. Мне нравилось рисовать мультяшных героев, но законченных работ не было: надо было бы сделать хотя бы десять полноценных иллюстраций в похожем стиле. Заказов тогда еще, конечно, не было, поэтому я рисовал просто для себя и потихоньку выкладывал на разных иллюстраторских сайтах и в сообществах. 


Любое чувство гордости обычно проходит через несколько дней после создания работы


Я собирал те работы, над которыми мне было приятно и интересно работать, и добавлял те направления, в которых бы хотел себя попробовать. Сейчас у меня в портфолио много работ по персонажам, рекламным принтам, которые соседствуют с персональными работами. Пока никакой из них я не горжусь: любое чувство гордости обычно проходит через несколько дней после создания работы.

Создать папку: 5 успешных российских иллюстраторов рассказывают о портфолио. Изображение № 26.

В нашей работе нет готовых рецептов того, как должно выглядеть портфолио, но советую размещать работы по дате их создания, а не вразнобой, чтобы клиенты могли видеть, как вы улучшаете свои навыки со временем. И всегда смотрите на реакцию фоторедакторов и заказчиков: на какие ваши работы больше всего реагируют клиенты. Исходя из этого, делайте выводы. И вам, конечно, нужен собственный стиль. Иллюстратор должен быть узнаваемым, хотя небольшие отступления и эксперименты тоже порой положительно влияют на портфолио.

Главное — чтобы у вас в портфолио не было чужих работ и халтуры. И если работа вам не нравится, то не стоит добавлять ее для количества. Со временем я распределил комфортные для себя проекты и в портфолио сделал акцент именно на них, а ненужные удалил. Я целенаправленно посылаю портфолио только иллюстраторским агентствам. Остальные работы просто добавляю на разные сайты, где их могли бы видеть потенциальные клиенты — на revision.ru и behance.net. 


 

Создать папку: 5 успешных российских иллюстраторов рассказывают о портфолио. Изображение № 51.

 


Виктория Семыкина

Клиенты: AD, GQ (Италия), OpenSpace, Krokodil, Story, Forbes Real Estate

Сайт иллюстратора 

В общей сложности я свое портфолио собирала три-четыре года: я стараюсь регулярно добавлять новые вещи, многое безжалостно удаляю. До иллюстрации я довольно долго занималась живописью, и всегда есть соблазн добавить что-то из того периода, но я сознательно решила отказаться от этого, чтобы портфолио было максимально цельным.

В портфолио не должно быть работ, явно выбивающихся из общего стиля художника. Слабые и проходные иллюстрации лучше исключить, даже если сильных вещей на первых порах останется штук десять. Начинающие иллюстраторы часто делают ошибку, выставляя в своем портфолио все «для кучи», думая, что объемное портфолио произведет лучшее впечатление. На самом же деле в такой каше сильные работы просто потеряются, а у потенциального заказчика может сложиться впечатление, что иллюстратор в работе непредсказуем — сегодня он сделает шедевр, а завтра отмахнется слабой проходной иллюстрацией. У онлайн-портфолио должна быть ясная и удобная навигация, чтобы посетитель мог без проблем найти нужный ему раздел портфолио, информацию о художнике и его контакты. 


У любого издателя повышенная тактильная чувствительность


Если иллюстратор работает в основном с периодическими изданиями, то ему вполне хватит онлайн-портфолио и pdf-версии, которую удобно отправлять клиентам по электронной почте. Но если иллюстратор больше ориентирован на книги, то надо позаботиться о качественном каталоге. Такое портфолио будет очень полезно при общении с издателями на больших книжных выставках и ярмарках. Да и при личной встрече с издателем, имея такой каталог, иллюстратор явно выиграет перед конкурентом, протягивающим заказчику исцарапанную флешку или диск. Ведь у любого издателя повышенная тактильная чувствительность. Есть еще третий вариант портфолио — папка с оригиналами. Этот вариант становится все более редким, так как даже художники, рисующие «от и до» на бумаге, практически всегда дорабатывают отсканированные работы, корректируя цвет, добавляя контраст и исправляя некоторые огрехи.  

Создать папку: 5 успешных российских иллюстраторов рассказывают о портфолио. Изображение № 52.

Ресурсов, где можно представить свое портфолио, сейчас великое множество. Но чтобы иллюстратор был на виду, портфолио желательно регулярно обновлять, чистить проходные работы и добавлять новые, более удачные. Просто где-то выложить свои иллюстрации недостаточно — портфолио довольно быстро утонет в море появляющихся работ. 


 

Создать папку: 5 успешных российских иллюстраторов рассказывают о портфолио. Изображение № 69.

 


Юлия Якушова

Сайт иллюстратора

Клиенты: «Афиша», «Большой город», «Соб@ка», «Хакер»

Есть иллюстраторы, у которых нет папки или сайта с портфолио. Но это, как правило, уже такие большие фигуры и с таким багажом работ за спиной, что все о них знают и передают информацию о них из уст в уста. Для художников-иллюстраторов, только начинающих свою карьеру в этом бизнесе, портфолио все-таки необходимо. 

Сейчас никому уже не нужно показывать распечатки или рассылать диски, как я делала сто лет назад. Хотя для себя я печатаю любимые работы — просто чтобы посмотреть, как они выглядят. Мне кажется, совершенно не стоит делать портфолио громоздким, ведь и резюме обычно только на одной странице. Оно также не должно быть разнообразным в плане сюжетов и техники. Одно дело, если вы решили стать иллюстратором месяц назад и еще не определились со стилем, и другое дело, если вы уже где-то поработали и стиль у вас меняется в зависимости от клиента. Это выглядит странно, и это смущает заказчика. 


Если клиент просто ищет рабочие руки «под Леонардо», то ему будет все равно, что у вас в портфолио — хоть целый альбом кошечек


Единственным и главным критерием, с которым нужно подходить к составлению портфолио, является его целостность. В конце концов, клиент вас выбирает из-за стиля. Если клиент просто ищет рабочие руки: «Я уже все придумал! Вам надо только отрисовать "под Леонардо!"» — то ему, в общем-то, будет все равно, что у вас в портфолио — хоть целый альбом кошечек.

Мне не кажется, что мое портфолио уже собралось: я только недавно поняла, в чем моя сильная сторона в плане техники и сюжетов, и начала двигаться в этом направлении. За это я говорю спасибо своим лучшим учителям — арт-директорам, мне с ними очень везет в последние два года. 

Создать папку: 5 успешных российских иллюстраторов рассказывают о портфолио. Изображение № 70.

Пока ни одной из своих работ я не довольна на сто процентов, но как концептом я горжусь афишами, которые делаю для театра Alfred ve dvore в Праге. Сама идея делать иллюстрированные афиши — довольно новая. В театре прекрасный репертуар, который вдохновляет меня каждый сезон, например, в конце этого года там будет проходить спектакль, основанный на творчестве одного из моих самых любимых художников — Генри Дарджера. Из российских заказчиков — это, конечно, работа с газетой F5.

Как человек, работавший фоторедактором, могу сказать, что те, кому интересны иллюстраторы, просматривают огромное количество страниц на Flickr, Behance и Tumblr. Все мои азиатские заказчики, например, пришли из Flickr. Много крепких портфолио находится на сайте финского агентства Pekka. Но посылать портфолио надо не всем подряд, а в первую очередь тем, с кем вам бы было приятно работать — фоторедакторам симпатичных вам изданий и порталов и в тематические блоги: вот последнее всегда работает.


 

Создать папку: 5 успешных российских иллюстраторов рассказывают о портфолио. Изображение № 87.

 


Дмитрий Лигай

Клиенты: GQ, Mens's Health, Esquire, The Prime Russian Magazine, Billboard

Cайт иллюстратора

Четыре года назад один мой хороший друг посоветовал мне выкладывать свои иллюстрации в ЖЖ. Тогда я не думал о том, что это будет моим портфолио, — просто делал то, что мне нравилось.


Вот вы бы стали заказывать работу начинающему? 


Портфолио иллюстратору необходимо, и это даже не обсуждается. Что-то должно быть обязательно, ссылка в интернете или папка с тем, что вы делаете. Кроме того, для меня онлайн-портфолио — это единственный способ показать свое творчество большой аудитории, так как я живу в Узбекистане, где найдется немного единомышленников. Хотя портфолио на бумаге доставляет мне большее эстетическое удовольствие.

Создать папку: 5 успешных российских иллюстраторов рассказывают о портфолио. Изображение № 88.

Самое главное — это содержимое, а не антураж, комментарии или рецензии. Причем многим клиентам нравится, когда иллюстратор показывает не только сами работы, но и процесс создания и вообще всю закадровую кухню. Вообще я не понимаю, зачем разделять иллюстраторов и дизайнеров на начинающих и практикующих. Если иллюстратор будет позиционировать себя как начинающий, то он так и будет с психологией начинающего. Вот вы бы стали заказывать работу начинающему? 

Посылать свое портфолио стоит всем. Только не стоит навязываться и надоедать. Ваш костяк — это главное, и свою линию нужно гнуть до посинения. Кто бы что ни говорил, лучше вас никто не сделает, и только вы знаете, что нужно делать. Помните, как у Пушкина: «Ты сам свой высший суд».

Рассказать друзьям
61 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются