Views Comments Previous Next Search

Венецианская Биеннале: Занимательная география

1516007
НаписалNastya Mikhailova 21 июня 2011

Look At Me рассказывает о самых интересных участниках Биеннале со всего света

Международная Венецианская Арт-Биеннале держится на трех столпах - основной программе, составленной выбранным куратором и объединенной общей, в меру условной темой, национальных павильонах, представляющих субъективный выбор стран-участниц, и параллельных событиях, расположенных по всему городу, тщательно отсмотренных и одобренных дирекцией Биеннале. Проходящая в этом году 54-ая Биеннале не исключение. Look At Me уже рассказывал краткую историю и необходимую информацию, которую надо знать о Биеннале в этом году, а теперь публикует подробный обзор самых запоминающихся национальных павильонов, организованных по географическом признаку.

Роль международной ярмарки достижений в области искусства Венецианская Биеннале приобрела ещё в начале ХХ века, во многом благодаря уникальному мультикультурному духу города. Тогда начала складываться традиция проведения национальных выставок в рамках Биеннале. Наиболее влиятельные и вовлеченные в арт-процесс того времени страны обзавелись своими павильонами в садах Джардини около века тому назад (Бельгия - 1907г., Венгрия, Великобританиям, Германия - 1909г., Франция - 1912г., Россия - 1914г.), большинство других павильонов достраивалось и перестраивалось в 30ых, а затем 50-60ых годах. Многие здания павильонов сами по себе являются занимательными объектами архитектуры, но самое интересное все же происходит внутри. Единого порядка выбора программы для нациинального павильона нет, каждая страна решает это самостоятельно - в Великобритании, например, этим всегда занимается организация British Council, а в США ответственность за национальную выставку каждый раз несет новая галерея, выбираемая министерством иностранных дел. Представлять страну может один или несколько художников, при этом их национальность вовсе необязательно совпадает с национальностью павильона. В последние годы концепция национальных представительств стала скорее церемониалом, чем соревновательным фактором, искусство играет роль общего языка для всех, но национальные особенности, выражающиеся в работе художника или куратора, невозможно не заметить.Австрийский павильон, архитектор Йозеф Хофманн, 1934г.. Изображение № 1.Австрийский павильон, архитектор Йозеф Хофманн, 1934г.


Латинская Америка

Изображение 324. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 14.

 


Латинская Америка - опытный и важный участник Биеннале, неизменно поставляющий свежие идеи и острые темы для художественного переосмысления. Аргентина была первой латиноамериканской страной, принимавшей участие в Венецианской Биеннале ещё в 1901 году. С 1950ых годов Бразилия, Уругвай и Венесуэла постоянно присутствуют в программе, а Биеннале 1974ого года была целиком посвящена Чили, как знак протеста мирового сообщества против действий чилийского диктатора Аугусто Пиночета. Помимо национальных павильонов, существует павильон IILA - Итало-Латиноамериканского Института, курирующего совместную выставку художников из разных стран Латинской Америки.


Аргентина

Аргентину в этом году представляет молодой скульптор Адриан Виллар Рохас. За 2 месяца работы в оружейном зале венецианского Арсенала он создал гигантские статуи из глины и цемента, напоминающие то ли инопланетный лес, то ли остатки древних цивилизаций. Монументальная инсталляция очень реалистично демонстрирует предполагаемую художником возможность существования множества параллельных вселенных - эти загадочные скульптуры одновременно и то, что мы потеряли, и то, чем мы могли бы быть, обернись все иначе пару миллионов лет тому назад.

Изображение 297. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 15.


Чили

В чилийском павильоне на текущей Биеннале представлен амбициозный проект Фернандо Пратса, состоящий из двух частей. Первая - неоновая надпись над входом, повторяющая (на испанском) объявление в лондонской газете Times 1911-ого года: “Men wanted for hazardous journey. Small wages. Bitter cold. Long months of complete darkness. Constant danger. Safe return doubtful. Honour and recognition in case of success”. Автором объявления был исследователь Антарктики Эрнст Шеклтон, а надпись путешествовала с художником на антарктический остров Мордвинова. 

Для второй части выставки Фернандо Пратс забирался в зоны бедствий, пострадавших от землятресений и вулканов, и использовал окружающую его природу - воду в затопленном доме, обломки асфальта, торчащие железные пруты - чтобы нарушить идеально ровно выкрашенную поверхность одинаковых листов бумаги. Фильм про то, как это происходило, и результаты такого непредсказуемого художественного процесса представлены в павильоне.

Изображение 27. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 26.


IILA

Сборная выставка Итало-Латиноамериканского Института в этом году посвящена 200-летию независимости Латинской Америки, поэтому многие участники обращаются к богатой истории континента, своим предкам, традициям, маленьким городам и легендам. Среди работ на эти темы в том числе поднос с искареженными зубами мудрости и специально созданная серия запахов. Но есть и художники, работающие с неприятной окружающей действительностью, как например Регина Хосе Галиндо. Она получила Венецианского льва среди молодых художников в 2005 году за свое неоднозначное видео "Himenoplastia", но в 2011 из-за неотпускающей бедности и депрессии была вынуждена продать золотую статуэтку. Теперь фальшивый лев из бронзы и гватемальского золота напоминает об унижении и отречении художника, и наводит на мысли о ценности физических объектов.

Изображение 42. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 42.


Венесуэла

Основную часть павильона занимают работы Франциско Бассима - на полотнах внушительных размеров изображены собирательные герои современной поп-культуры, от Папы Римского до Фриды Кало и C3PO высотой 2-3 метра. Отдельная комната отдана под инсталяцию художника Yoshi, в которой чувствуется влияние последних идей минималистичного японского дизайна и наследия венесуэльского конструктивизма. С помощью изящно сложенной бумаги художник исследует пластичность пространства и свойства преломление света.

Изображение 319. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 65.

 

Изображение 318. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 76.

Азия

Изображение 322. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 77.

 


Большинство азиатских стран принимают участие в международной Биеннале не так давно, но следят за их выставками внимательно - после ошеломительного успеха Китая в начале 2000-х к азиатскому искусству относятся всерьез. Исключением можно назвать только Японию, выставляющуюся в Венеции уже почти 50 лет и всегда следовавшую своим собственным путем. В этом году особенно много внимания было приковано к китайскому павильону в связи с международным скандалом, вызванным арестом Ай Вэйвэя предположительно из-за острой критики действий китайского правительства. По всей Венеции можно увидеть плакаты и ярко-красные сумки с надписями "Free Ai Weiwei" (впрочем, как и "Free Voina"), а арт-сообщество продолжает обсуждать, этично ли вообще допускать участие Китая в Биеннале.


Китай

Китайский павильон занял значительную площадь как под крышей Арсенала, так и на на прилегающем внутреннем дворе. На газоне расположились две инсталяции, фактически образующие цельный проект - это "Cloud-tea" Цая Чжизуна и "Empty incense" Юаня Гонга. Чай и ладан здесь присутствуют не случайно - вся китайская экспозиция воздействует на зрителя не только визуально, аудиально и тактильно, но и посредством запахов. В частности, внутри стальных облаков действительно находится чай, а также китайские ветряные колокольчики, так что с каждым дуновением ветра зрители слышат легкий перезвон и ощущают чайный аромат.

Окутывающий облака туман создается с помощью системы атомайзеров, разбрызгивающих микрочастицы смешанной с ладаном воды из-под участка белой гальки. Внутри "цистерны" Арсенала находится работа "All things are visible" Янга Маоюаня - тысячи маленьких и больших традиционных медицинских ваз. Внутри каждой из них вырезаны предписания народной китайской медицины, по замыслу художника не видные глазом современного человека.

Изображение 73. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 78.


Корея

Яркая и цветастая выставка с запоминающимся названием "The love is gone but the scar will heal" рассказывает на самом деле о вещах довольно мрачных - под цветами на камуфляже прячутся настоящие солдаты, а из-за зеркал в массивных рамах периодически раздаются оглушительные выстрелы. Похожие на роботов громадины пастельных цветов при ближайшем рассмотрении оказываются формой и её порождением, на новый лад рассказывающими классический библейский сюжет о плаче Богоматери - пустая форма скорбит над сделанной по её шаблону моделью, которая ещё недавно пыталась уничтожить собственный прототип.

Изображение 85. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 88.


Япония

Весь японский павильон занимает видео-инсталяция молодой японки Tabaimo (Аяко Табата). В хитро препарированном пространстве в несколько каналов транслируется видео - небольшой абстрактный нарисованный от руки мультфильм. Засчет использования зеркал, слабого освещения и сглаживания углов между полом, стенами и потолком у зрителя теряется ощущение низа и верха, гравитции и направления. Художница дает почувствовать ему уникальный опыт пребывания в одновременно изолированном и бесконечном пространстве, сравнивая это с островным самосознанием Японии. 

Изображение 95. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 99.


Future Pass

Параллельно с национальными азиатскими павильонами в Венеции проходит выставка Future Pass, объединяющая 106 художников самого разного жанра, работающих с эстетикой и символами, так или иначе связанными с современной Азией. Среди участников есть монстры, как Такаши Мураками, Вим Дельвой, Гэри Бэйзмен и Йошитомо Нара, наряду со множеством новых имен молодых авторов. Темы и персонажи узнаваемы - мультфильмы и аниме, комиксы, инопланетяне, куклы и роботы, но вряд ли где-то ещё можно встретить такую их концентрацию на квадратный метр.

Изображение 105. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 108.

 

Изображение 316. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 137.

 

Ближний Восток

Изображение 325. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 138.

 


Страны Аравийского полуострова только начинают осваивать арт-пространство, Саудовская Аравия и вовсе выставляется в Венеции впервые, но к их высказываниям внимательно прислушиваются - вдруг именно отсюда придет новая мода, как когда-то пришли китайцы. Глубокое и противоречивое культурное и религииозное наследие, войны, нищета и экономические успехи - все это смешивается в непредсказуемую массу, несомненно влиющую на художественный процесс. 

 


ОАЭ

Известный куратор Васиф Кортун разбил пространство, отведенное для ОАЭ, на 3 независимые части, представляющие три подхода выбранных им художников. В первой представлены крупноформатные тщательно выверенные снимки, соединяющие локальную флору и фауну и урбанистические пейзажи, повседневную жизнь и далекие воспоминания. Вторая часть является сложносочиненной инсталяцией на тему изменений в социальной и урбанистической жизни Эмиратов. Третья часть - это исследования художника Абдулы Аль Саади, посвященные сущностям, не поддающимся научному анализу - духам, выдумкам, легендам.

Изображение 135. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 139.


Саудовская Аравия

В Саудовской Аравии женщинам запрещено водить машину и голосовать на выборах, но заниматься современным искусством не возбраняется - для первого национального павильона в рамках Венецианской Биеннале была выбрана работа двух сестер Алем "The Black Arch", изображающая диалог двух взаимопроникающих миров, западного христианского и восточного исламского.  Гигантский овал, зеркально-черный с одной стороны и наглухо-черный с другой, символизирующий память и родину сестер Мекку, встречается с таким же овалом, состоящим из множества хромированных шаров, концентрическими дугами расходящимися от куба из зеркально-черной стали. 

Куб здесь - представление Каабы и черного камня, главных святынь исламского мира. На отражающую поверхность шаров непрерывно проецируются картины фресок и мозаик из венецианской базилики Сан-Марко, а в помещении слышны крики гондольеров и шум от взлетающей стаи голубей - это символы Венеции, проекции Запада.

Изображение 144. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 150.


Турция

Проект Айше Эркман для турецкого павильона представляет из себя механическую скульптуру в действии - это работающая машина по очистке воды, набирающая воду в лагуне и возращающая её туда же, но уже очищенную. Разнесенная на большое пространство геометрическая конструкция из труб, моторов и фильтров позволяет зрителям почувствовать себя внутри этого отважного и бесполезного процесса.

Изображение 152. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 158.


The Future of a Promise

Одно из заметных событий параллельной программы Биеннале - самая крупная панарабская выставка The Future of Promise, представляющая художников из Ливии, Ирака, Туниса, Марокко, Палестины и других арабских стран. Главный вопрос выставки - это в чем надежда для арабского региона, и какие горизонты она может открыть для этих разрозненных стран. Около тридцати работ - это высказывания художников региона о том, каким будет их будущее уже в ближайшее время.

Изображение 163. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 166.

 

Изображение 317. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 190.

Европа

Изображение 323. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 191.

 


Самые опытные участники Биеннале несомненно европейцы, павильоны которых окружают центральное здание Биеннале. Здесь проходят самые новаторские, самые продуманные и удивительные выставки Биеннале, за которые присуждается наибольшее количество призов. Европа сама по себе делится на несколько различных территорий - Скандинавия, Восточная, Центральная и Западная часть, Балканский полуостров заметно отличаются постановкой вопросов и выбором способов работы со зрителем, поэтому мы выбрали лишь малую и наиболее занимательную часть из представленного в этом году в Венеции.


Австрия

Павильон Австрии занимает сольная выставка Маркуса Шинвальда. Шинвальд рисует портреты, стилизованные под классическую европейскую живопись, от фламандцев до бидермайера, и доведенные до абсурда несогласующимися предметами, появляющимися на лицах. Но выставка интересна не только этим - попадая в пространство павильона, зритель оказывается в психологическом лабиринте. Тупики, узкие коридоры, дыры и диспропорции в пространстве здесь играют не меньшую роль и влияние, чем висящие в нишах портреты и выглядывающие из-за углов характерные объекты, похожие на ожившие ножки туалетного столика. 

Изображение 184. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 192.


Франция

Процесс выбора национального представителя во Франции кардинально отличается от остальных стран - здесь сначала на государственном уровне выбирают непосредственно художника, который будет выставляться, а потом художник сам берет себе в помощь куратора, а не наоборот. В этом году представлять страну был выбран Кристиан Болтански - уважаемая и известная фигура. Он занял все помещение павильона конструкцией с движущейся лентой изображений младенцев, а в боковых комнатах разместил внушающего размера табло со счетчиками родившихся и умерших за день.

Рождающихся заметно больше - это одно из немногих однозначно положительных высказываний на Биеннале. Отдельное развелечение в последней комнате - на экране в случайном порядке мельтешат разделенные на 3 части лица. Нажав на кнопку можно остановить видео, и счастливчику, у которого все 3 части составят одно лицо, художник обещает личный подарок.

Изображение 207. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 212.


Швейцария

Швейцарский павильон поражает воображение - здесь расположилась тотальная инсталляция Томаса Хиршхорна "Кристал сопротивления", использующая каждый сантиметр пространства, чтобы создать сюрреалистичный и невероятный по воздействию пейзаж. Входя в наглухо обернутые фольгой стены, попадаешь в статический момент из нереального будущего - телевизоры, куклы барби, спортивные тренажеры, чучела животных, подшивки модных журналов, пластиковые стулья, ватные палочки, бутылки из-под пива и ещё миллион других повседневных предметов эпохи развитого капитализма служат строительным материалом протестному разуму. Впрочем, независимо от идеологической составляющей, все это само по себе так красиво, что дух захватывает.

Изображение 216. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 223.


Германия

Для немецкого павильона в этом году был выбран Кристоф Шлингензиф - театральный и кинорежисер, широко известный своими тонкими провокациями и богатым выразительным языком. Но Шлингензиф умер, успев сделать лишь первые наброски и планы павильона, поэтому куратором решено было собрать выставку-альманах по одному из самых важных для искусства Германии последних 20 лет людей. В итоге получилась "церковь страха" - с фальшивыми витражами, с фильмами Шлингензифа вместо икон и инсталяцией в духе направления fluxus с отсылками к Бойсу вместо алтаря. Количество собранного материала поражает, пространство кажется хаотичным, хотя на самом деле аккуратно и грамотно организовано. Павильон был награжден главным венецианским львом этого года.

Изображение 239. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 248.

 

Изображение 316. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 267.

Ещё

Некоторые павильоны в рамках Биеннале не умещаются в общих трендах и не зависят от географических предпосылок, а существует в собственном контексте - как, например, выставки США и Шотландии на этот раз, поэтому мы выделили их отдельно.


США

Изображение 327. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 268.

 


В имперском американском павильоне в этом году "выступает" задорный пуэрториканский дуэт Аллоры и Кальсадильи: художники делают ставку на масштабные перфомансы с участием олимпийских спортсменов. Перед входом они разместили перевернутый гусеницами кверху танк, на котором находится беговая дорожка. Атлет, бегущий по дорожке, приводит в движение и гусеницы, шум от которых слышен в любом углу садов Джардини. В помещении гимнасты и гимнастки упражняются на деревянных копиях сидений бизнес-класса вместо традиционных спортивных снарядов - зрелище, неизбежно вызывающее ассоциации с Московской Олимпиадой или фильмами Лени Рифеншталь.

Отдельную комнату занимает гибрид банкомата и органа - банкомат действующий и исправно выдающий деньги всем желающим, готовым к неожиданным органным звукам при нажатии на кнопки.

Изображение 258. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 269.


Шотландия

Изображение 326. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 282.

 


Шотландию представляет Карла Блэк - номинант престижного британского приза Тернера этого года, художник, которая по её собственным словам работает с чем-то между живописью, перфомансом и инсталяцией. На этот раз её объекты расположились в 8 комнатах палаццо XV века. Карла ставит материальный опыт выше всех других способов восприятия, она обращает внимание на фактуры и физические свойства материалов, поэтому её объекты разнообразны и богаты по структуре - здесь есть целофан, пластик, мыло, земля, тени для век и мраморная крошка. 

Трепетные конструкции настолько абстрактны, что зритель может додумать контекст себе сам - находится ли он в сказочном саду или исследует материальные выражения человеческих чувств и эмоций, в конце концов приятнее всего просто разглядывать многослойные объекты Блэк.

Изображение 272. Венецианская Биеннале: Занимательная география.. Изображение № 283.

Рассказать друзьям
15 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются