Гид по сюрреализму
В честь недавно открывшейся выставки Дали Look At Me рассказывает о сюрреализме — от шкафчика из Венеры Милосской до современной иллюстрации
В Москве в ГМИИ до 13 ноября проходит большая персональная выставка Сальвадора Дали. Для Look At Me это хороший повод вспомнить самых известных и самых недооцененных сюрреалистов, перечислить их шокирующие поступки и показать, как это течение в искусстве менялось во времени и как сюрреализм живет сейчас.
Начиная с двадцатых и до шестидесятых годов 20 века многие смелые эксперименты и взбалмошные выходки были связаны с сюрреалистами: их явная направленность вовне, страсть попугивать обывателей и давать пощечины общественному вкусу сделала их, наверное, самой шумной арт-группировкой в истории. К тому же, поиграть со значениями снов и слов, нырнуть в подсознание себя и общества и вынырнуть оттуда с наброском картины хотели и пробовали многие: вещи в стиле сюрреализма есть почти у каждого художника, жившего в те времена, — от Марселя Дюшана до Пабло Пикассо, официально к движению не причастных.
Почему сюрреализм рано или поздно захватил мир, а массовая культура переполнена цитатами из Дали и Магритта — загадка для большинства искусствоведов. Очевидно, что не все художники из этого круга были революционерами, а многие и вовсе годами работали под кальку и не отличались хорошим вкусом, но если спросить у условного прохожего на улице, что для него магия в искусстве — с наибольшей вероятностью он тут же вспомнит растекающиеся часы или дождь из людей в котелках. Сюрреализм остается привлекателен, потому что как будто застыл во времени, вобрав в себя яркие образы, сумасбродные стихи и ни на что не похожее остроумное кино, и скользить по страницам его истории приятно — наверное, это самое понятное искусство XX века, ключи к которому все еще находятся в зоне досягаемости. И сколько бы ни было в картине сюрреалиста сюра, главное в ней — реализм, узнавание существующих объектов, которые искажаются и меняются местами. А узнавать и разгадывать всегда приятнее, чем теряться и не понимать.
Оглавление:
10 шедевров сюрреализма от главных художников жанра
10 фактов о сюрреализме и сюрреалистах
10 менее известных современников главных сюрреалистов
10 цитат о сюрреализме
10 современных художников и дизайнеров, вдохновленных сюрреалистами
10 шедевров сюрреализма от главных художников жанра
Ман Рэй.
Скрипка Энгра, 1924.
Коллажное черно-белое изображение в стиле ню — один из хрестоматийных примеров сюрреализма. Ман Рэй создал резкий контраст обнаженной женской спины и глубокого черного фона, где свет практически превращает тело в мраморный объект. С помощью фотомонтажа на абсолютно реальной спине были нанесены узнаваемые элементы музыкального инструмента. Название работы отсылает к известной метафоре: «скрипкой Энгра» чаще всего называют его второе увлечение — как известно, французский художник Энгр все свободное от живописи время посвящал скрипке.
Жоан Миро.
Материнство, 1924.
Эта работа каталонского художника показывает, как Миро примеряет на себя технику сюрреалистов: в начале двадцатых художник как раз и формирует свой узнаваемый стиль: вытесняет органику геометрическими формами — конусами, шарами, треугольниками. На его картинах появляются элементы чертежной графики — прямые и пунктирные линии, которые показывают связи объектов и векторы движения.
Сальвадор Дали.
Постоянство памяти, 1931.
«Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти» — каноническое для сюрреалистов полотно. Дали вспоминает о том, как нарисовал свою самую известную картину: «Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень — чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как "супермягок" плавленный сыр. Я встал и пошел в мастерскую. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально "увидел" решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины».
Ханс Беллмер.
Кукла, 1934.
Работать над серией деформированных кукол Беллмер начал в 1933 году, впечатлившись встречей с несовершеннолетней двоюродной сестрой: «Прилаживать суставы, сочленения друг к другу, выжимать из шаров и из радиуса вращения образ детских поз, тихонько следовать контуру ложбинок, вкушать наслаждение от округлости, создавать красоту, внося в нее не без злорадства тень деформации… обнажать тайные робкие мысли маленьких девочек, вскрывать самые сокровенные глубины этих мыслей».
Макс Эрнст.
Ангел домашнего очага, или Триумф сюрреализма, 1937.
Под двусмысленным названием скрывается страшная для того времени метафора: Макс Эрнст, как и другие немецкие сюрреалисты, видел, что с его страной делает фашизм и чувствовал приближение Второй мировой войны. В виде экспрессивно написанного разбушевавшегося монстра в цветных отрепьях немецкий художник изобразил коричневую чуму, уже ставшую в тот момент серьезной угрозой для всех несогласных с фашистскими режимами.
Фрида Кало.
Корни, 1943.
Мексиканская художница и жена Диего Риверы входит в десятку самых дорогих художников нашего времени. На этой картине художница, прикованная к постели из-за травмы позвоночника, изобразила свою болезнь и страдания в свойственном ей наивном стиле.
Поль Дельво.
Спящая Венера, 1944.
В отличии от других художников, пик Дельво как сюрреалиста приходится уже на послевоенное время. После путешествия в Италию художник совершенно очаровался античной архитектурой и скульптурой и стал рисовать фигуры в сюрреалистических городских пейзажах, составленных из тщательно нарисованных античных зданий. В этой картине привычная для Дельво обнаженная Венера окружена античным городом, горным пейзажем и несколькими загадочными фигурами, одна из которых — скелет.
Джорджо де Кирико.
Жертвоприношение солнцу, 1968.
Итальянский сюрреалист рисовал работы в основном в трех жанрах: автопортреты, натюрморты и пейзажи, состоявшие из геометричных зданий и неуместных объектов. В целой серии полотен он изображал два светила — Солнце и Луну, странным образом соединенные между собой электрическими проводами. Глядя на них, складывается ощущение, что между светилами происходит обмен энергией.
Рене Магритт.
Сын человеческий, 1964.
Бельгийский художник писал эту картину в конце своей карьеры как автопортрет. Скрытое от взгляда лицо, которое заменяют другие предметы, сопоставление текстур и контуров стало приемом для многих картин Магритта. На этой картине лицо героя закрыто зеленым яблоком, которое словно парит в пространстве: «Это то, что происходит постоянно. Все, что мы видим — это нечто другое, мы всегда хотим увидеть то, что скрыто за тем, что мы видим на самом деле. Всегда интересно, что скрыто и что нам не показывает видимое. У меня есть сильное чувство, похожее на конфликт — между видимым, которое скрыто, и видимым, которое видно».
Доротея Таннинг.
Заметки для Апокалипсиса, 1978.
Доротея Таннинг, жена художника Макса Эрнста, продолжала рисовать картины в стиле сюрреализма вплоть до начала восьмидесятых: после смерти мужа художница возвращается в Нью-Йорк, придумывая не только новые картины, но и скульптуры — кресла с хвостами и диваны с запутанными конечностями. Эту картину Доротея нарисовала под впечатлением от скатерти на воскресном обеденном столе: контуры, по которым сложена скатерть, напомнили ей сетку. На ее картине эта сетка нападает на обитателей, пытаясь создать какой-то порядок в окружающем ее пространстве.
10 фактов о сюрреализме и сюрреалистах
|
|
В 1919 году своим «шедевром» искусства — «Джоконда с усами» художник-дадаист Марсель Дюшан бросил вызов обществу. Картину он назвал L.H.O.O.Q. Если быстро читать название, то оно звучит по-французски как «elle a chaud au cul» («у нее внизу огонь»). Художник объявил, что его произведение гораздо лучше и современнее. «Джоконда бритая» — так Марсель Дюшан обычно называл классический образ Моны Лизы. И хотя официально «Джоконда с усами» — произведение дадаистское, его называли источником вдохновения первые сюрреалисты Парижа и Цюриха. |
|
|
Первая поэма сюрреалистов — «Магнетические поля» — возникла в результате автоматической записи мыслей и ассоциаций без ремарок и знаков препинания. В дальнейшем автоматическое письмо использовали не только сюрреалисты-писатели, но и художники, чтобы собрать образы и идеи для новых картин. Приемы сюрреалистов взяли на вооружение рекламщики со всего мира — одна из самых действенных стратегий придумывания идей — мозговой штурм — имеет свои корни именно в автоматическом письме. |
|
|
Выставка живописи и графики дадаистов в Париже в 1921 году происходила в темноте, устроители выставки мяукали, играли в догонялки, изредка зажигали спички и т. п. Кроме того, специально посаженный за ширмами человек непрерывно осыпал присутствующих ругательствами. |
|
|
«Великолепный труп» — так называли сюрреалисты способ коллективного создания литературного текста. Как в детской игре, они передавали друг другу лист бумаги, на котором каждый из присутствующих дописывал слово, не имея понятия, что было написано раньше. В результате, например, могло получиться: «Устрица из Сенегала съест трехцветный хлеб…» |
|
|
Первый сюрреалистический фильм снял француз Рене Клер. Его двадцатиминутный «Антракт» под музыку Эрика Сати прокручивал пленку задом наперед, экспериментировал со слоу-моушеном и необычными ракурсами: в кадре танцующая балерина показана снизу, так что видно только стопы и ноги, а летающее яйцо с помощью монтажа превращается в птицу. |
|
|
Приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара Сальвадор Дали нес в руках батон хлеба длиной два метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне, оделся в костюм водолаза. «Так будет удобнее опускаться в глубины подсознания», — сохраняя полную серьезность, сказал художник. |
|
|
Художники-сюрреалисты коллекционировали порнографические открытки, что вошло в обычай с Эдуарда Мане, со второй половины XIX века, многие сцены из которых стали сюжетами для картин. Так, например, Магритт написал в 1947 году картину «Философия будуара», где перед зрителем происходит метаморфоза: нижняя рубашка неожиданно обретает плоть обнаженной женской фигуры. |
|
|
Режиссер-сюрреалист Луис Бунюэль, придумавший вместе с Дали «Андалузского пса» и «Скромное обаяние буржуазии», обожал переодевания. В Мадриде он одевался священником и прогуливался по улицам — это грозило ему пятью годами тюрьмы. В другой раз он оделся офицером, прицепился к двум артиллеристам, которые не отдали ему честь, и отправил их к дежурному офицеру. |
|
|
Для выставки E.R.O.S в 1959 году художница Мерет Оппенгейм подготовила инсталляцию, которая представляла собой полностью обнаженную женщину, прямо на теле которой был накрыт ужин на шесть персон. |
|
|
Сальвадор Дали скончался 23 января 1989 года от сердечного приступа. Его тело замуровано в полу в музее Дали в городе Фигерас (Испания): при жизни художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди. |
10 менее известных современников главных сюрреалистов
Альберто Савиньо
(1891–1952)
Альберто Савиньо — псевдоним младшего брата художника-сюрреалиста Джорджо де Кирико. Его мрачные полотна широко признаны на родине, но практически неизвестны за границами Италии. Между тем именно Савиньо в своих произведениях сформулировал два главных понятия «метафизической» поэтики («призрачность» и ирония). В его же метафорических текстах впервые появилась тема «манекена», ставшего фирменным знаком всей школы сюрреалистов: с манекенами позже много работали Дельво и де Кирико.
Клод Каюн
(1894–1954)
Среди художниц французского сюрреализма загадочная Каюн стала настоящей «тайной жемчужиной». В то время как большая часть талантливых женщин удостаивалась роли второй скрипки при своих мужьях, становясь их моделями, помощницами или музами, неординарная Каюн уверенно пробовала свои силы в разных областях искусства. Писательница, фотограф, художник перформанса и скульптор, Каюн известна, прежде всего, своими автопортретами. На них женщина чаще всего предстает в образе бесполого травести. Она настолько глубоко входила в эту роль, что многие зрители не сомневались: автор и модель — мужчина.
Андре Массон
(1896–1987)
Французский график и живописец получил признание благодаря изображениям чудовищных фантастических миров. Он работал по методу автоматической живописи, стараясь довериться неосознанной спонтанности. В серии так называемых «песчаных картин» он экспериментировал с комбинированием нескольких техник и художественных приемов: живописи маслом, рисунка и песка (например, «Борьба рыб», 1926).
Дора Маар
(1907–1997)
Дора Маар была успешным коммерческим фотографом и важным персонажем в парижской богеме. Однако известным на весь мир ее имя стало, в первую очередь, благодаря любовной связи с Пабло Пикассо. Их союз длился семь лет и повлиял на обоих, отражая все перипетии, повороты и страсти: портрет работы Пикассо под названием «Дора Маар с кошкой» входит в число десяти самых дорогих полотен современности. Также Маар часто позировала Ман Рэю. Что касается произведений самой Маар, критики того времени отмечали «необычный, волнующий» характер ее фотографий, излучающих «тревожную странность бытия». Ее стиль называли «трагическим барокко» и «эстетикой катастрофы».
Пол Кадмус
(1904–1999)
Вдохновленный творениями Ренессанса, молодой Кадмус с одобрения родителей ушел из средней школы и все свое время посвящал учебе в художественном колледже. Его собственный стиль отражал веяния соцреализма, царившие в мире в тридцатых годах, однако в его жанровых композициях было место и скандальным гомосексуальным сюжетам, которые и сделали художника заметным. На полотне под названием The Feets In были изображены американские моряки в невыгодном для всего флота свете — пьяные, неряшливые, цепляющие проходящих мимо девушек. История с картиной получила такую широкую огласку, что невольно послужила лучшей рекламой для самого Кадмуса.
Ремедиос Варо
(1908–1963)
Мексиканская художница с испанскими корнями Ремедиос Варо, возможно, одна из наименее известных представительниц сюрреалистического течения. Варо, как свойственно многим художникам ее времени, жила между несколькими городами Европы. Еще в Мадриде она примкнула к движению сюрреалистов, но в 1942 году покинула Францию и эмигрировала в Мексику, спасаясь от немецкой оккупации. Именно в этой стране она прожила до конца своих дней и написала большую часть своих странных и мрачных произведений, главными героями которых, как правило, являются эфемерные существа, парящие в пространстве.
Бальтюс
(1908–2001)
Под псевдонимом Бальтюс работал французский художник польского происхождения Бальтазар Клоссовски. Судьба и выбор занятия были определены заранее. Родившийся в семье аристократов, где мать была художником, а отец — историком искусства, с детства знакомый с известными живописцами своего времени (Боннаром, Русселем, Дереном), Бальтюс не мог остаться в стороне от искусства. Увлеченный театром, Бальтюс переносит в свои полотна завораживающее волшебство сцены, символизм, аллегорию, становясь одним из первых мастеров магического реализма в живописи, но многие его картины были прохладно приняты при жизни из-за скандальной эротики и несовершеннолетних девочек, нарисованных обнаженными.
Конрой Мэддокс
(1912–2005)
Английский художник Конрой Мэддокс был, по сути, самоучкой, днями просиживавшим в библиотеках, листая книги о современном искусстве или посещая галереи Бирмингема и изучая живопись по выставленным там картинам. В 1936 году Мэддокса пригласили принять участие в Международной выставке cюрреализма. Именно там он познакомился с Сальвадором Дали, Максом Эрнстом и Андре Бретоном, что и определило его дальнейшую судьбу. Однако Мэддокс всю жизнь оставался в стороне от общего течения и работал для себя, в отрыве от сообщества, лелея собственный стиль.
Мерет Оппенгейм
(1913–1985)
Знаменитая швейцарка была не только любимой моделью для фотографий Мана Рэя в стиле ню. Именно она в 1936 году создала реди-мэйд-объект «Меховой завтрак», ставший символом и квинтэссенцией сюрреализма. Как-то Пикассо обратил внимание на ее браслет, сделанный из проволоки с мехом. Художница с юмором заявила, что практически любую вещь можно покрыть мехом: «Даже эту чашку с блюдцем» — и воплотила это утверждение в арт-объект, обыграв несовместимость разных видов чувств: мех приятен коже, но отвратителен языку.
Леонора Каррингтон
(1917–2011)
Англичанка Каррингтон родом из аристократической семьи графства Ланкашир считается одним из основателей сюрреалистической художественной школы — но имя ее со временем померкло. Ее мистические картины впервые были выставлены в 1938 году в Париже и Амстердаме. Как и Варо, Каррингтон переехала в Мексику во время немецкой оккупации, где осталась на всю жизнь. Ее картины очень любили Фрида Кало, Макс Эрнст и Алехандро Ходоровски.
10 цитат о сюрреализме:
«Я верю, что в будущем сон и реальность — эти два столь различных, по видимости, состояния — сольются в некую абсолютную реальность, в сюрреальность, если можно так выразиться. И я отправлюсь на ее завоевание, будучи уверен, что не достигну своей цели»
— Андре Бретон
«Сюрреализм — это реальность, освобожденная от банального смысла»
— Рене Магритт
«Каждое их произведение намеревается уничтожить все реальное, вместе с собой»
— Жан-Поль Сартр
«Сюрреалисты, абсолютно второстепенные в литературе, благодаря хорошим фотографиям, воспоминаниям раздуты до масштабов культа»
— Эдуард Лимонов
«Самый простой сюрреалистический акт состоит в том, чтобы, взяв в руки револьвер, выйти на улицу и наудачу, насколько это возможно, стрелять по толпе»
— Андре Бретон
«Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растекшихся циферблатах — они ведь показывают точное время»
— Сальвадор Дали
«Красота будет конвульсивной, или ее не будет»
— Андре Бретон
«Моя живопись несет с этим сообщение боли. Считают, что я сюрреалист. Но я никогда не рисовала сны. Я рисовала мою реальность»
— Фрида Кало
«Сюрреалистские традиции во всех искусствах объединяет идея подрыва любых условностей и создания новых смыслов или бессмыслиц путем безоглядного сопоставления. Красота — это, говоря словами Лотреамона, "негаданная встреча швейной машинки и зонтика на операционном столе"»
— Сьюзен Зонтаг
«Живопись для меня не декоративное развлечение, или пластическое изобретение фетровой действительности; она должна быть каждый раз инвенцией, открытием, апокалипсисом»
— Макс Эрнст
10 современных художников и дизайнеров, вдохновленные сюрреализмом:
Новую жизнь сюрреализму в девяностые и нулевые дало цифровое искусство, иллюстраторы и дизайнеры, работающие с коллажем: если раньше сюрреализм считался примером консерватизма и не выдающегося вкуса, теперь растянутые предметы, игра с формой и текстурой и замещения одного на другое все чаще встречается в иллюстрации и дизайне, в том числе коммерческом. Look At Me показывает нескольких современных авторов, которые черпали вдохновение у лучших сюрреалистов прошлого.
Дэн Хиллер (Dan Hiller)
Исао Эндрюс (Esao Andrews)
Фредерик Хейман (Frederik Heyman)
Джузеппе Мастроматтео (Giuseppe Mastromatteo)
Марк Боелаард (Mark Boellaard)
Рэнди Мора (Randy Mora)
Роксана Азар (Roxana Azar)
Тодд Шорр (Todd Schorr)
Венделл Глэдстоун (Wendell Gladstone)
Комментарии
Подписаться