Большой город: Берлин и берлинцы
Необычный Берлин в объективах десяти фотографов — от послевоенной Германии до панк-активистов восьмидесятых и художников двухтысячных
В регулярной подборке главных городов мира в объективах фотографов Look At Me подготовил лучшие уличные виды Берлина и его жителей: берлинские обыватели в советских фоторепортажах накануне Второй мировой Войны, разделенные семьи в документальных отчетах времен ГДР, панки и бунтари восьмидесятых и девяностых, мультикультурные кварталы последних десятилетий — от граффитчиков и хип-хоперов до турецких мигрантов и художников со всего мира.
Георгий Петрусов
(1903–1971)
Мрачные, пугающие и даже душераздирающие репортажи — одни из самых ярких советских фоторепортажей золотого века советской фотографии — двадцатых-тридцатых годов. Петрусов снимал боевые действия на разных фронтах для Совинформбюро и «Известий», дойдя до самого Берлина с войсками. Здесь он сделал легендарный кадр «Подписание Акта капитуляции Германии» и рассказал нам историю мира после войны через эмоциональные наблюдения города и людей, живущих в неудобной разрушенной немецкой реальности.
Уильям Вэндайверт
(William Vandivert, 1912–1989)
Начало возрождения послевоенного Берлина в июле 1945 года запечатлел американский фотограф журнала Life и сооснователь агентства Magnum, показав миру развалины Берлина с высоты птичьего полета. «Тихо!» — гласит вывеска перед воротами в город без крыш, в пустой, бывший культурный центр Европы, в котором почти не видно людей. Активный участник Второй мировой спускается со своей камерой вниз для того, чтобы заглянуть в уставшие, изредка улыбающиеся лица в этом истерзанном городе.
Арно Фишер
(Arno Ficher, 1927)
Немецкий фотограф и публицист Фишер когда-то начинал с изучения скульптуры, но потом его увлекла фотография, и вот он уже интенсивно работает, отражая на фотобумаге положение дел в разделенном стеной Берлине. Его снимки живут вне времени и политики, как кадры из еще не отснятого фильма, показывая увлечение автора человеком и его существованием, перед нами проплывают сцены из жизни востока и запада.
Сибилле Бергеман
(Sybille Bergemann, 1941–2010)
Серии репортажей фотографа на сайте Ostkreuz
Немецкий фотограф, ученица и супруга фотографа Арно Фишера, Сибилле подходит к эпохе коммунизма критически. Начав со съемок для журнала мод, она стала фотографировать жизнь своей страны, а затем отправилась в путешествие по США и остальному миру. Но наиболее важным наследием Бергеман стала серия черно-белых фотографий в восточной Германии — анализ эпохи ГДР, где важна игра символов и нюансов.
Вернер Малер
(Werner Mahler, 1950)
Серии репортажей фотографа на сайте Ostkreuz
9 ноября 1989 года пала печально известная Берлинская стена. Слезы, смех, объятия, цветы, толпы людей, хлынувшие на западную сторону: к свободе, родственникам, друзьям — все это ознаменовало конец одной из главных драм Европы XX века. Эти болезненные, счастливые и святые для каждого немца моменты были схвачены на камеру очевидцем событий — отличным репортером и сооснователем фотоагентства Ostkreuz.
Харальд Хаусвальд
(Harald Hauswald, 1954)
Серии репортажей фотографа на сайте Ostkreuz
Восточно-немецкий фотограф начинал работать на телеграфе, разнося телеграммы и входя к жителям домов через черный ход. Затем Хаусвальд был кочегаром, фотолаборантом и, наконец, фотографом: именно тогда он и начал говорить о жизни в Восточной Германии через захватывающие, проницательные и динамичные фотографии. Эти снимки стали причиной того, что Хаусвальда назвали «врагом государства» и тщательно следили за его работой на родине. И тогда, и сейчас очевидно мастерство Хаусвальда, не зависимое от политического строя — в характерном расстоянии между камерой и предметом, которое придает снимкам оттенок авторского скептицизма, но и оставляет ощущение присутствия на месте событий.
Андреас Рост
(Andreas Rost, 1966)
Не репортажные и не документальные снимки, черно-белые фотографии Роста гораздо больше работают с образами, чем с голой действительностью. Рост выходит фотографировать на улицу, уже держа в голове истории, которые он хочет рассказать. Одна из его самых сильных серий — «В поисках утраченного часа. 23-часовое путешествие по Берлину», где встречаются не только прохожие, пассажиры метро и жители окраин, но и уличные музыканты и герои гей-парада.
Йенс Ферстерра
(Jens Fersterra, 1969)
Главное увлечение Йенса Ферстерры — снимки архитектуры современного Берлина, благо за последние двадцать лет в городе небоскребы и глыбы из стекла и бетона строятся постоянно. Йенс пытается поймать настроение цветного города с крыш столичных высоток, обращая внимание на освещение, контрасты, архитектурные узоры и линии городских пейзажей: как традиционные, так и футуристические.
Давин Мекел
(Dawin Meckel, 1977)
Серии фотографий на сайте агентства Ostkreuz
Немецкий фотограф Давин Мекел не стал сосредотачиваться на руинах старого города, а решил шире взглянуть на жизнь на окраинах Берлина, показав сцены из жизни процветающего хип-хоп-движения в городе и неформального квартала Пренцлауэр-Берг, который уже два десятилетия считается образцовым городским кварталом, где одинаково удобно живется неформалам со всей Европы, богеме, мигрантам и семьям с маленькими детьми.
Хулио Харди
(Julio Hardy, 1980)
Несколько лет Харди провел в Африке, собирая материал для книги «Невидимые дети» и только после этого его признали как фотографа, достойного, чтобы стать членом агентства Ostkreuz. На фотографиях обновленного современного Берлина — его восточная часть, известная как самое неформальное и расслабленное место Старого света. Яркие пятна граффити и люди контрастируют с серыми и безмолвными символами истории Пренцлаур-Берга, Унтер-ден-Линдена, Потсдамер-Плаца и окрестностей Мемориала Холокост.
Юлиан Рёдер
(Julian Roeder, 1981)
Серии фотографий на сайте агентства Ostkreuz
Андеграунд и упадок города, художники, музыканты и просто тусовщики на снимках немецкого фотографа, живущего в Берлине, заставляют поверить в то, что когда-то скованный и депрессивный город стал центром богемной жизни не только Европы, но и мира. Финалист Magnum Expression Awards 2010 года рассказывает о жизни молодых в таком же вечно молодом городе. Его снимки вошли в выставку «Город. Становление и упадок», которая в прошлом году прошла сразу на нескольких площадках Берлина.
|
|
|
|
|
Комментарии
Подписаться