Преступления и проступки: Криминал глазами фотографов-инсайдеров
Документальные фотоистории о криминальных авторитетах, борделях, малолетних преступниках и экстремиcтах
Джослин Бэйн Хогг
Свою карьеру английский фотограф начинал с репортажей светской хроники и сотрудничества с глянцем: среди его клиентов были Vogue, Elle, Vanity Fair, Esquire, Marie Claire, GQ. Но постепенно Хогг все больше переключается на документалистику: военные действия в Боснии и Палестине, репортаж об освещении прессой гибели и похорон принцессы Дианы. Однако настоящую известность ему принес двухлетний инсайд-проект — фотографии будней, любовных отношений, закрытых вечеринок и похорон британской преступной группировки The Firm.
«Очень важно быть честным. В моем случае это был вопрос жизни и смерти. Я был с ними максимально откровенным, не старался показаться не тем, кто я есть на самом деле. Не старался делать что-то тайком, не прятал объектив. Руководствуясь принципом „главное — факт“, я не пользовался программами обработки изображения. Все фотографии сделаны на пленку. За проект я отснял больше тысячи роликов. Вообще, время, которое я провел с ребятами из „Фирмы“ на Тенерифе, запомнилось мне надолго. Жутко там было. Я не могу рассказать всего, но поверьте, даже после Палестины и Боснии было страшно».
Мохамед Буруисса
(1978)
Для своей первой персональной выставки французский фотограф алжирского происхождения Мохамед Буруисса выбрал серию «Окраины» (Peripheries). Документальные снимки показывают жизнь обитателей парижских окраин: молодых людей, у которых часто бывает только один путь самоутверждения — криминальный. Жители отдаленных районов столицы Франции — это, как правило, мигранты из Африки в первом или втором поколении. Честный объектив Буруиссы запечатлел все составляющие их ежедневной борьбы за будущее: напряженные взаимоотношения, сильные эмоции, частые конфликты, необходимость постоянно завоевывать авторитет и признание. Самому фотографу, выходцу из Алжира, несомненно, близки и понятны экономические и социальные аспекты жизни новых «парижан» — алжирцев, марокканцев и эфиопов.
Михаль Челбин
(1974)
Израильский фотограф Михаль Челбин сделала серию портретов заключенных в тюрьмах России и Украины. Челбин поставила себе за правило не разговаривать о преступлениях, совершенных ее героями, пока съемка не окончена. Ни фотограф, ни зритель не знают, почему эти люди оказались за решеткой, о чем говорит их взгляд, какая трагедия стоит за каждым из снимков.
«Эта история о жизни, полной противоречий, о пространстве, в котором смешивается обыденное и странное, документалистика и домысел. Мои фотографии — лишь верхушка айсберга, это — ворота в истории, которые должны быть рассказаны. Это баланс между личным и общественным, между образом и тем, что человек чувствует на самом деле».
Катарина Эссе
Немецкий фотограф Катарина Эссе последние несколько лет путешествует по Азии, снимая репортажи на социальные темы. Название ее последнего независимого проекта, как и его сюжет, неоднозначно: Human Negotiations можно перевести как «Условия жизни» или как «Торговля людьми». Это фоторассказ о жизни ночных бабочек Бангкока, сделанный в сотрудничестве с писателем Ларой Дэй (Lara Day). Фотографии и интервью более двух десятков проституток из «квартала красных фонарей» — попытка показать реалии их жизни за рамками стереотипов, но среди героинь попадаются и очень типичные истории: мать, воспитывающая маленького ребенка, трансвестит, мечтающий накопить на хирургическую операцию, или бедная провинциалка, приехавшая покорять большой город.
Юрген Хилл
(1968)
Какая картинка приходит на ум при словосочетании «тюремная камера»? Серые стены, кровать с железной решеткой и некрасивым казенным одеялом, маленькое окно, сквозь которое почти не проникает свет. А «бордель»? Комната в розовых тонах с брякающими занавесками на входе? Немецкий фотограф Юрген Хилл разбивает стереотипы и показывает детали жизни «за чертой» в своей серии интерьеров тюремных камер и комнат в борделях. Кожаные кресла, плюшевые медведи, стильные полосатые обои и даже свежие цветы лишний раз подтверждают, что человек в любых условиях стремится к красоте и старается создать домашний уют даже на пяти квадратных метрах площади, живя трудной и унизительной жизнью.
Джош Коул
(1973)
Кто скрывается за черными масками? Члены уличных банд со всей Британии — молодые, наглые, уверенные в своей силе, опасные и бесстрашные. Подростки из неблагополучных семей, рано ушедшие из дома на улицу, объединяются в криминальные группировки и вселяют ужас целым районам. Бесстрашный британский фотограф Джош Коул сумел установить контакт с ребятами из таких банд. В результате появилась серия «Молодые пушки» (Young Guns) — единственная возможность познакомиться с этим миром вблизи, не подвергая себя опасности.
Брюс Гилден
(1946)
Американский фотограф из агентства Magnum Брюс Гилден любит рассказывать зрителям нетривиальные фотоистории со сложным сюжетом. По его словам, в детстве он мог часами сидеть на подоконнике, наблюдая за происходящим на улице. В 2010 году авантюрист Гилден отправился в Россию, в Свердловскую область, где в одном из небольших городков живет местный бандит Серега по прозвищу Кабан. Шестнадцать дней Гилден прожил бок о бок с героем своего репортажа, получив представление о российской криминальной провинции: «Все они живут в мрачных сообществах распадающихся деревень среди грязных пространств. Основа их жизни — водка и насилие».
Дэниэл Береулак
(1975)
Фотожурналист The Times Дэниэл Береулак посетил северо-западный индийский штат Мерхалая, где своими глазами видел, как эксплуатируют детский труд владельцы угольных шахт. Восьми-десятилетние ребята таскают тяжелые корзины с углем, спускаются в шахты по ненадежным лестницам из прутьев, лежа, добывают уголь голыми руками и кирками. На официальном уровне детский труд в Индии, конечно, запрещен, но в законодательстве есть столько лазеек, что недобросовестные бизнесмены без страха перед наказанием эксплуатируют детей. А подростки, в свою очередь, часто бросают школы и идут на такие опасные для жизни заработки, чтобы хоть как-то помочь своим нищим семьям.
Стефан Дюпон
(1967)
Австралийский фотограф Стефан Дюпон специально разыскивает самые опасные и нестабильные регионы мира, чтобы делать репортажи о маргиналах, субкультурах андеграунда и криминальных группировках. В 2004 году в Папуа — Новой Гвинее Дюпон смог проникнуть в банду «Красные дьяволы» (Kips Kaboni), промышляющую грабежами, угонами автомобилей и набегами. Дюпон завоевал доверие ее членов настолько, что те согласились позировать перед камерой. На снимках у героев — ненастоящее оружие, однако от этого они не выглядят менее устрашающе.
Михаил Суботский
(1981)
Еще один фотограф Magnum Михаил Суботский родом из Кейптауна, работает и живет в Йоханнесбурге и уже получил за свои фотографии несколько международных наград.
В своих социальных репортажах он не боится критиковать государство и говорить о нарушении прав человека. Одна из его работ — документальная серия про повседневную жизнь заключенных одной из тюрем. Как видно на фотографиях, условия содержания людей в африканских тюрьмах далеки не только от международных норм, но и от элементарных понятий о гуманности и гигиене.
Джулия Платнер
(1982)
Американскому фотографу Джулии Платнер потребовалось несколько месяцев, чтобы получить согласие нескольких семей неонацистов на съемку их быта и общения. Особенно близкие отношения за время проекта у Платнер выстроились с лидером социал-националистического движения Джеффом и его женой Кристой.
«Думаю, с тех пор как Обаму выбрали президентом, для некоторых быть расистом вошло в привычку, — говорит она. — И я захотела исследовать эту сторону социальной жизни. Мне кажется, этих людей отодвинули к краю, они стали почти как уличная белая банда. Эти люди построили свой закрытый мирок, и многие из них игнорируются широкой общественностью. Многие из них — представители привычного рабочего класса, пострадавшие из-за экономического кризиса».
Роберт Гумперт
Тюремные татуировки могут рассказать знающему человеку об их владельце гораздо больше, чем его собственные слова. Так пистолет обозначает принадлежность к группировке, цифра 13 — сопричастность к мексиканской мафии, аббревиатура MOB — «человек дела» (man of business), 51–50 — код, обозначающий, что человек опасен для себя и окружающих. Фотограф Роберт Гумперт получил согласие некоторых заключенных из калифорнийской тюрьмы сфотографировать их татуировки, сделанные в тюрьме, свою серию он комментирует так: «Татуировки — это норма тюремной жизни, дорожная карта жизни их владельцев: любовь, боль, переживания».
Комментарии
Подписаться