Личный опыт: Молодой фотограф об участии в Международном портфолио-ревю
Специально для Look At Me фотограф Оля Иванова записала свои ощущения от главного смотра российских фотографов
В конце августа — начале сентября в Москве проходило Международное портфолио-ревю, беспрецедентно большой и серьезный смотр современных российских фотографов зарубежными кураторами, директорами музеев и фотофестивалей, галеристами и российскими изданиями.
Само событие было закрытым, и поприсутствовать на нем могли только сами фотографы и ревьюеры. Фотографа Олю Иванову, снимающую документальные портреты и серии, отобрали вместе с другими участниками из нескольких тысяч человек, приславших на конкурс свои работы. По просьбе Look At Me Оля записала свои впечатления от участия в Международном портфолио-ревю. |
|
Cайт Международного портфолио-ревю в Москве |
Olyaivanova.com |
|
Оля Иванова, фотографОля Иванова — молодой фотограф из Москвы. Ее серии портретов публиковались в журнале «Большой город», а документальная серия о деревне «Гореловка» появилась на страницах «Русского репортера». На Международное портфолио-ревю Олю выбрали среди почти 200 участников из нескольких тысяч претендентов. |
О Международном портфолио-ревю я узнала от фотографа Анастасии Тайлаковой. Мы редко встречаемся, потому что живем в разных городах. Но за двадцать минут, которые у нас каждый раз есть, она успевает сообщить мне самое главное. В этот раз она сказала: «Иванова, завтра последний день подачи фотографий на "Фотофест" в Хьюстоне, а скоро люди из "Фотофеста" устраивают Международное портфолио-ревю в Москве, вот тебе сайт». Это и определило мою судьбу.
Теперь в фейсбуках моих ревьюеров висит портрет вологодской бабушки.
Еще до начала мероприятия всем было предложено выбрать себе двадцать ревьюеров. После этого американская машина сама тасует данные, и каждому выпадает его список ревьюеров, который может немного расходиться с желаемым. Таким образом, у каждого фотографа в день в среднем было четыре сессии по двадцать минут с разными специалистами. Выглядит все так: где-то пятьдесят столов, за ними сидят ревьюеры, объявляют начало сессии, фотографы подходят и занимают места напротив. Через двадцать минут они уходят, приходят другие фотографы. И так с десяти утра до пяти дня. С кофе-брейками и перекурами.
Собирать мое портфолио мне помогали Яна и Дина из типографии «Птичка Ди». Времени было так мало, печаталось все в последний момент, так что советы давались прямо в процессе печати, за что я им очень признательна. Обычно, когда дело касается фотографии, я слушаю только себя, но в критических ситуациях я верю в коллективный разум, так что каждое мнение стало иметь одинаковый вес и значение. Однако в следующий раз я бы внимательнее отнеслась к выбору как портфолио, так и ревьюеров.
У меня нет сложившегося портфолио, потому что мне никогда не приходилось его никому показывать. Есть пара проектов, несколько разрозненных портретов и работы для журналов. Я сделала подборку из своих старых деревенских фотографий и новой серии про московских фриков. Хотелось показать, что меня интересуют разные вещи, что я развиваюсь и что-то ищу. В итоге фрики оказались никому не интересны, зато теперь в фейсбуках моих ревьюеров висит портрет вологодской бабушки.
Меня все время кто-то обнимал, целовал, делал мне массаж шеи или фотографировал.
Портфолио-ревю — это очень хорошо организованное мероприятие с участием звезд первой величины — от главы фотодепартамента Музея Помпиду до южнокорейских галеристов и русских издателей. При этом атмосфера была дружественная и неофициальная, насколько это возможно. Все мои ревьюеры жали мне руки, шутили, были искренни и неформальны.
Между сессиями все время подходили разные люди, знакомые по фейсбуку и ЖЖ, но живущие в Сибири или Нидерландах. Я бы сказала, что на ревю царила атмосфера любви — меня все время кто-то обнимал, целовал, делал мне массаж шеи или фотографировал. За четыре дня мне удалось встретить столько знакомых, сколько я не встречаю за год. Это был прекрасный повод вылезти из своей раковины.
Если не знаешь, с чего начать, сделай то, чего боишься больше всего на свете.
В первый день я пришла с чувством троечника, который надеется вытащить хороший билет и попасть к доброму преподу, но с первого же ревьюера мой настрой изменился. Однако меня не покидало чувство неловкости за случайность своего портфолио, за то, что я плохо знаю тех, с кем разговариваю, порой я даже не выбирала их (где-то 30% ревьюеров в моем списке выдала мне машина). Поэтому сначала я просто выпаливала готовый текст, но постепенно расслабилась и начала вступать в беседу. С последним ревьюером, это был Карол Хордзей, у нас даже произошел человеческий диалог, в ходе которого он дал мне самый ценный совет их всех полученных на этом событии: перестать снимать и начать жить. А если не знаешь, с чего начать, сделай то, чего боишься больше всего на свете. В самом худшем случае мне говорили: «Красивые фотографии. Но в них нет ничего личного, и я не знаю, что с ними делать. Среди всех участников я вас не запомню».
Всего участников было, кажется, 186 человек. Сколько подавало заявки, я не знаю, кажется, несколько тысяч. Меня поразило, какие разные фотографы собрались под одной крышей. Я знаю, что не взяли крутых и достойных, со своим почерком и международными наградами, а взяли порой мне совершенно непонятных авторов. Было много черно-белой документалистики в русском понимании — фотографии сирых и убогих. Были ребята из Кирова, кажется, они многим понравились, которые делают красивый дизайн в стиле Олега Доу, что для меня не имеет к фотографии никакого отношения. Кто-то раскрашивал вручную фотографии Донецка. Кто-то снимал на серебряные пластины. Карен, знакомый мне по черно-белой довольно жесткой документалке, принес раскрашенные полароиды в духе Фриды Кало.
Было очень много русской деревни и глубинки, мне очень понравилась Таня Антонюк, она сейчас будет учиться в Родченко. Ну, и конечно были мэтры и звезды, но мне всегда интереснее новички. На ночи фотографов мне достался суперсосед — Евгений Иванов, он фотограф новосибирской филармонии уже более тридцати лет, но больше знаменит своими съемками «Синих носов» и их целующихся милиционеров. Потрясающий дядька с такой энергетикой, что незнакомые девушки приносили ему шампанское, а американские коллекционеры вели с ним беседы при том, что он почти не говорит по-английски. Он мне показал такие эксперименты с цветом, формой и содержанием, что мне стало стыдно за свой средний формат, центральную композицию и узкое сознание.
После портфолио-ревю мне захотелось экспериментировать, вылезти из своей шкуры, перестать вариться в своем мозгу и оглядеться по сторонам как минимум, а лучше вступить в контакт с миром. Мы тут очень оторваны от процессов, происходящих в мире, в фотоиндустрии. Хочется знать, что происходит, а для этого надо поучиться, поездить, пообщаться. В остальном Алекса Беккер (издательство Kehrer. — Прим. ред.) выдвинула меня на премию журнала PDN как молодого и многообещающего, Гарри Харди (Here) и Джим Каспер (Lens Culture) написали про меня на своих сайтах, Гарри дал мне контакты фоторедакторов лучших британских журналов от «Телеграф» до «Таймс», Риксон Рид (PhotoEye) предложил поучаствовать в его онлайн-галерее, а Энрико Боссан (Colors) обвел мое имя в кружочек.
Мне достался суперсосед — потрясающий дядька с такой энергетикой, что незнакомые девушки приносили ему шампанское
Самый важный опыт, который я вынесла из портфолио-ревю — пора выходить за свои границы. Мир велик, все возможно, фотография непредсказуема, жизнь прекрасна. Перестану снимать и начну жить. Хотя бы на время.
Комментарии
Подписаться