Views Comments Previous Next Search

Новый самиздат: Зин-культура в России

1429738
НаписалMargo Ovcharenko26 января 2012

Как возрождается культура независимых публикаций и журналов андеграунда — в истории петербургского фотографа Ани Шиллер

В первой части статьи о новом самиздате мы уже рассказывали о людях, которые занимаются производством фотозинов в России. В этот раз мы взяли интервью у фотографа из Санкт-Петербурга Ани Шиллер. Ее зины были напечатаны самыми разными способами: самый первый — в дружественной фотолаборатории Петербурга, а последний — в Берлине, цифровым способом печати на переработанной бумаге. Один из ее зинов печатался в петербургском издательстве «Бумкнига». Аня рассказала Look At Me, зачем делать зин под названием «Охранник справок не дает», о фетишизме зин-культуры и о том, как продавать зины в Берлине. 


 


Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 1.


Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 2.


Аня Шиллер

Работала фоторедактором в петербургском отделении журнала «Афиша», училась на журналиста в области визуальной журналистики в СПбГу. Участвовалал в воркшопах фотографов Майкла Акермана, Мортена Андерсона, Сергея Максимишина, Эмили Ньюман и Михаила Сидлина. Фотографии Ани выставлялись в Великобритании и России в рамках проекта «Молодая фотография» в Санкт-Петербурге (в «Фотодепартаменте»). Публиковалась в «Афише», «Большом городе», немецком журнале Neon.

 

Какой первый зин попал в тебе в руки?

G.A.S. Оли Ловцюс и Олеси Щукиной. Собственно, от них я и узнала, что такое зин. Сначала меня совсем не впечатлила идея. Поперло после того, как мы с Олесей и командой придумали « Охранник справок не дает» это был не просто зин, а целый проект. Мы выпустили два номера. Первый, полностью посвященный теме молока, показывали в Питере на дне нефункционирующего бассейна, который является фундаментом церкви на Невском проспекте. Тогда была выставка иллюстраторов, инсталляции, видеопроекции и фильм, который немецкие режиссеры-аниматоры сняли за неделю перед презентацией в Петебурге. Второй номер «Охранника» был про колесо, его показывали уже в Берлине, но меня там, к сожалению, не было.

Работы иллюстраторов и художников разрисовывавших
велокарту Европы «Eurovelo»

Иллюстратор: Ирина Троицкая. Изображение № 3.Иллюстратор: Ирина Троицкая

Как ты вообще узнала о культуре современных зинов? 

После «Охранника» я решила писать диплом о визуальных особенностях зинов на журфаке. Было очень сложно, потому что литературы на эту тему нет никакой, по крайней мере, на русском языке. Преподаватели на защите вообще не понимали, о чем идет речь, они даже слово «зин» не знали, впрочем, однокурсники тоже. Они подходили ко мне после защиты, просили посмотреть творческую работу и удивленно восклицали: «Ничего себе! Оказывается, вот как еще можно!» Для тех, кто зинов видел немного — в издательстве Gestalten вышла неплохая ознакомительная книга «Behind the Zines: Self-publishing Culture». В ней собрано много независимых издательств, о части из которых я слыхом не слыхивала. Особенно интересно это будет тем, кто зарубается по дизайну.

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 33.
Черт подери, зины вкусно пахнут и приятные на ощупь

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 34.


Почему зины сейчас так развиваются? С чем это связано?

Сразу сделаю оговорку, что я говорю об арт- и фотозинах. В России сейчас никакой особенной движухи нет: что-то происходит потихоньку, но без хайпа, потому что у нас практически нет независимых издателей, которые делали бы все на высоком уровне. Авторы есть, проекты есть, а денег нет. В Европе другая ситуация, там люди каким-то образом умудряются посвящать зин-мейкерству все свое время: организуют маленькие издательства и даже летают на тематические выставки. При этом доход от зин-мейкерства у них небольшой и вкладывается он, скорее всего, в следующий проект. Зин — это фетиш, который априори является артефактом из-за малотиражности. У меня есть несколько дурацких зинов, совершенно бестолковых в визуальном плане, но тем не менее периодически я их пролистываю, потому что, черт подери, зины вкусно пахнут и приятные на ощупь.

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 35.
Нужно очень сильно любить зин-мейкерство, чтобы сливать на него всю свою зарплату

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 36.


На какие зины ты равнялась, когда придумывала свои?

Равняться лучше на качество зинов, а не на их содержание. Но качество зависит напрямую от возможностей, поэтому мне приходилось довольствоваться офисными принтерами. Не могу сказать, что кто-то на меня сильно повлиял.

Какие зины ты могла бы назвать любимыми?

Пока у меня не такая уж и большая коллекция. Самые любимые зины у меня — с иллюстрациями, а не с фотографиями, чему есть объяснение. Фотозины в большинстве своем довольно однообразные и одноуровневые. Я не вижу в них ничего визуально нового для себя. Чаще всего это выходцы с Flickr: смятые постели, просто-красивые-девочки, спины и волосы, пьяные поцелуи и т. д. Меня это не задорит уже совершенно. 
Фотокниги любимых фотографов куда важнее. Там хотя бы есть чему поучиться. «Blueberry Express» Мисаки Коваи издана в прекрасном швейцарском издательстве Nieves Book, которое выпустило книги Ким Гордон, Марка Гонзалеса, Хармони Корина и некоторых других широко известных людей. Иллюстрированная книжка Маши Красновой-Шабаевой «Без названия 2» мне очень нравится. У Маши удивительное чувство цвета и чумовые герои. Третий зин — «Portraits nr. 3» бельгийского иллюстратора Уорда Зварта. Его зины гостили у меня, пока я писала диплом, потом пришлось вернуть обратно владельцу. Во время написания ответов на вопросы этого интервью я не удержалась и купила его последний зин «Cobra II».

Работы иллюстраторов с выставки «DING-DONG!»

Иллюстратор: Адамс Кэролл. Изображение № 37.Иллюстратор: Адамс Кэролл

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 56.
Смятые постели, просто-красивые-девочки, спины и волосы, пьяные поцелуи и т. д. Меня это не задорит уже совершенно

 Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 57.


Чему тебе пришлось научиться, пока ты делала зин?

Для меня совершенно новым опытом стала визуализация идеи с помощью графического дизайна, а не фотографии. Это очень крутое чувство, когда у тебя за пять минут в голове рождается столько образов, что не успеваешь зарисовывать. Таким образом получился зин для моего друга «Толя-Ветерок». Я решила сделать ему подарок на день рождения — рассказать про наши общие истории, шутки, дурашества. Тут же подключились друзья: кто-то нарисовал иллюстрации, кто-то прислал фотографии, кто-то сделал верстку. Под конец недельной эпопеи мы почему-то решили подарить зин в гробике. Сейчас мне это кажется плохой затеей, но в тот момент даже гробовщик нашелся. А, да, я хотела выдать другу карту и устроить квест, чтобы в финале продавщица хот-догов сказала ему: «Вы Толя-Ветерок? Тогда у меня для вас кое-что есть». И выдала бы этот гробик.

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 58.


Сколько стоили твои публикации и как ты дальше распространяла зин?

«Охранник справок не дает» печатался на грант, «Толя-Ветерок» как особый проект существует в единственном экземпляре, Flamboyant издало берлинское независимое издательство Pogo Books, они сами платили за печать. Всего берлинцы издали его 120 экземпляров, двадцать из которых достались мне, часть из них я сама и продала. Если зин печатает издательство, то он распространяется через сайт. Так, Flamboyant распространялся через сайт Pogo Books, сейчас там написано, что весь тираж распродан.

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 68.


Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 72.
Зин — это полная свобода творчества для слишком узкого круга людей
 Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 73.


Какие преимущества и недостатки зинов ты видишь для себя?

Зин — это полная свобода творчества для слишком узкого круга людей. Я бы не советовала зацикливаться на них. Это хороший тренажер для разработки навыков построения истории, но все же зин-мейкерство фрагментирует творчество на короткие отрезки и отвлекает от более масштабных вещей, которые нужно долго вынашивать и тщательно прорабатывать.

Ты все еще болеешь зин-культурой или это было временное решение, потому что не было возможности опубликовать книгу у издателя?

В последнее время я почти перестала интересоваться зинами. Это был определенный этап для меня, было важно понять, как это работает. Теперь мне намного интереснее устройство книжных издательств. У зинов мимолетный, секундный формат. Книга предполагает больший объем, работа над ней длится намного дольше и кропотливее.
 

Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 74.
Я хотела выдать другу карту и устроить квест, чтобы в финале продавщица хот-догов сказала ему: «Вы Толя-Ветерок? Тогда у меня для вас кое-что есть»
Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 75.


Возможно, я бы сделала зин для друзей про наши летние поездки. В Facebook выкладывать фотографии неинтересно, а ребята просят показать. Мне кажется, отдельный зин — это прекрасное применение фотографиям, которые не несут в себе художественной ценности, но уже успели стать ностальгическими.

Зины так и будут в России в андеграунде? Или ситуация может измениться? 

Нам очень не хватает издателей, готовых вкладывать деньги и выводить зины на высокий, качественный уровень. Зинами интересуется-то в основном молодежь, а нужно очень сильно любить зин-мейкерство, чтобы сливать на него всю свою зарплату. Знаю, что издательство Treemedia скооперировалось с коллективом и издало несколько зинов. Галерист Ирина Меглинская заинтересовалась вопросом и готовит выставку в своей галерее. Кажется, это все новости.


 

 Читайте также:
Новый самиздат: Зин-культура в России. Изображение № 76.
Новый самиздат: Зин-культура в России Московская группа BLOC T4
Рассказать друзьям
14 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются