Списки
Ночь в музее:
Кто и зачем спал
ради искусства
«Мечтатель» Арсения Жиляева, The Maybe Тильды Суинтон и еще 10 примеров высокохудожественного сна
В конце марта в нью-йоркском MoMA был показан перформанс Тильды Суинтон The Maybe — знаменитая актриса спала в «стеклянном ящике», стоящем в центре наполненного посетителями атриума. Об этом событии написали сотни изданий, музей посетили Джеймс Франко и Сара-Джессика Паркер, а Тильда Суинтон стала звездой не только кино, но и современного искусства. Совсем по-другому подобные смелые эксперименты воспринимаются в России: вчера работу Текст: Анна Савина, Рита Попова, Даниил Трабун |
Арсения Жиляева «Мечтатель», представляющую собой скульптуру спящего молодого человека, убрали из Третьяковской галереи. Две эти резонансные работы объединяет тема сна: у большинства зрителей спящий в галерее человек вызывает сильные чувства — восторг или страх и непонимание. Look At Me разобрался, кто и когда спал в музеях и галереях и что все это значит. |
|
ТИЛЬДА СУИНТОН
|
|
|
ТАРАС ПОЛАТАЙКО
|
АРСЕНИЙ ЖИЛЯЕВМечтатель, 2012 Скульптура Арсения Жиляева «Мечтатель» рассказывает историю Ивана Щеглова, который упал в обморок после пятнадцатичасового рабочего дня. Как сообщает сам художник, эта работа должна привести посетителей музея к освободительной революции, как она заставит поднять бунт самого Ивана Щеглова — после того, как он проснется. Планам Жиляева пока что не суждено сбыться, так как Третьяковская галерея исключила «Мечтателя» из выставки «Документы и монументы» из-за жалоб посетителей — уникальный случай, как демонстрация того, как кому-то плохо, была исключена из экспозиции ровно потому, что кому-то (правда, кому, почему-то не сообщается) стало действительно плохо. |
|
|
АЙ ВЭЙВЭЙWeiWeiCam, 2012 Современный художник и китайский диссидент Ай Вэйвэй долгое время находился под постоянным наблюдением властей, которые прослушивали его телефон, обыскивали дом и следили за ним самим. В ответ на это художник установил у себя дома видеокамеру, которая транслировала все происходящее там — еду, работу, сон — на сайт weiweicam.com. Целью этого жеста было призвать китайское правительство к большей открытости и прозрачности. Правительство, впрочем, не приняло запрос и настойчиво посоветовало Вэйвэю прекратить проект, который продлился 46 часов и собрал 5,2 миллиона просмотров. |
ЮРИЙ АЛЬБЕРТМетаморфей, 2011 «Метаморфей» Юрия Альберта, участника творческого объединения «Купидон», осознанно повторил работу Стилиновича: Альберт, приняв снотворное, проспал весь вернисаж на установленной в галерее Stella Art Foundation железной кровати в окружении работ Виктора Скерсиса и Андрея Филиппова. «Метаморфей» послужил иллюстрацией к книге Альберта «Что я видел», состоящей из описаний снов художника и исследующей метафизику и культурную составляющую сна, а также показал, как в искусстве важна преемственность. |
|
|
ЭЛОИЗ ФОРНИЕЛЕССтарение, 2007 Первая часть мрачной сюрреалистичной арт-трилогии Элоиз Форниелес, художницы с аргентинскими корнями, открывалась трехдневным марафоном сна. В засохших ивах стояла кровать, где спала художница, накачанная снотворным. Над кроватью располагался динамик, через который посетители могли нашептывать Элоиз сны. В следующий раз художница сделала обратное — стоя на лодке, находящейся в «пучинах грез», она трое суток пыталась удержаться от сна, снова принимая предметы, записки и пожелания от посетителей выставки. Эта часть трилогии называлась The Deep Waters of Sleep. В последней части Carrion Форниелес 72 часа провела в каркасе замка, отказываясь от еды и исповедуясь перед присутствующими. Как говорит сама художница: «Три дня — это период, за который организм понимает свои пределы и возможности». Элоиз часто сравнивают с Мариной Абрамович — схожесть тут не столько в том, что художница выставляет в галерее себя (этим занимались многие), но в том, как каждым перформансом она испытывает свои физические возможности. |
ЧУ ЮНThis is XX, 2009 Работа гонконгского художника Чу Юна стала всемирно известной после выставки The Generational: Younger Than Jesus 2009 года в нью-йоркском Новом музее, которую курировал Массимилано Джони. Материалы: снотворное, кровать и подопытная (от 18 до 40). На выходе получается живая скульптура, рядом с которой находиться неловко, ходить хочется на цыпочках, только бы не разбудить. Работа XX Чу Юна — о хрупкости и незащищенности. Именно это символизирует сон под транквилизаторами. Но интерпретаций, как это обычно бывает с современным искусством, много — кроме того, XX о том, что нынешнее поколение на самом деле совсем не такое гиперактивное и быстрое, как принято считать. В работе Юна символ поколения — молодая женщина — смертельно устал потреблять информацию, работать и переживать. |
|
|
ЙИНГМЭЙ ДУАНSleeping, 2005 Одна из самых заметных современных китайских художниц, работающих в жанре перформанса, Йингмэй Дуан, придумала работу Sleeping, когда увидела работы Эгона Шиле. По ее мнению, фотографии и автопортреты австрийского экспрессиониста свидетельствуют о том, что он все время пребывал в мечтательном состоянии и почти никогда не «пробуждался» к реальности. Как и Шиле, Дуан решила окунуться в мир грез: во время ретроспективы знаменитого художника в амстердамском музее Ван Гога в 2005 году она в течение недели спала на полке в одном из залов. Этот перформанс был повторен семь лет спустя в лондонской Hayward Gallery во время нашумевшей выставки современного китайского искусства Art of Change: New Directions from China. |
МАРИНА АБРАМОВИЧThe House with the Ocean View, 2002 В 2002 году сербский современный художник-перформансист Марина Абрамович двенадцать дней прожила в галерее Sean Kelly Gallery в Нью-Йорке, питаясь исключительно водой. Помимо перформанса, выставка включала в себя видеоинсталляцию Stromboli и скульптуру для общественного использования Dream Bed — каждый посетитель галереи мог провести час на установленной в галерее кровати, предварительно договорившись о времени. Таким образом Абрамович и посетители галереи превращали сон (и не только сон, а, к примеру, просто бездействие) на кровати в ритуал. |
|
|
АВДЕЙ ТЕР-ОГАНЬЯНВ сторону объекта, 1992 В начале 1990-х провокационный российский художник Авдей Тер-Оганьян, знаменитый прежде всего своим перформансом «Юный безбожник», был директором «Галереи в Трёхпрудном», в которой можно было увидеть работы почти всех значимых российских художников того времени. Кроме того, там впервые прошел перформанс «В сторону объекта»: художник напивался до бессознательного состояния, желая превратить себя в «объект», а затем спал на полу в пустой галерее. |
МЛАДЛЕН СТИЛИНОВИЧArtist At Work, 1978 В 1978 году хорватский концептуалист Младлен Стилинович провел несколько дней на кровати, установленной в галерее Shedhalle. Это его классическая работа «Художник за работой» (Artist At Work), которая демонстрирует не только очевидно недооцененное в западном обществе значение лени в нашей жизни, но и (что даже важнее) полное отвращение к работе, окончательное выраженное в его манифесте «Похвала лени» 1993 года. |
|
|
КРИС БЕРДЕНBed Piece, 1972 Первым человеком, которому пришло в голову спать в выставочном пространстве, был американский классик перформанса Крис Берден, все работы которого — исследование границ собственных возможностей, граничащее с самоистязанием. Для перформанса Bed Piece художник провел двадцать два дня в кровати, установленной в галерее, и воспринимал этот опыт скорее как испытание: он старался пить, есть и двигаться как можно меньше. Bed Piece стал каноническим перформансом — как и Берден, его последователи засыпали в галерее, чтобы узнать границы своих возможностей и принести в жертву зрителям свое тело и свое личное пространство. |
Комментарии
Подписаться