Параллельные миры: Спецпроекты 4-й Московской биеннале
Свиные головы, зомби, гигантский краб, Белоснежка и все остальное, что не вошло в Основной проект биеннале, но точно стоит увидеть
Кроме Основного проекта, в рамках биеннале в Москве проходит еще почти сотня выставок современного искусства, почти не связанных друг с другом. С одной стороны — путаница и сумбур, в которых еще надо разобраться, с другой — замечательная возможность потратить не одни выходные с пользой. Look At Me продолжает рассказывать и показывать то, что увидел на Московской биеннале: если бы можно было собрать в одну выставку все хорошее с альтернативных площадок, вполне получился бы еще один Основной проект.
Под абстрактным лозунгом «Переписывая миры» в параллельной программе собрались медиа-активисты, художники, которые из сыра и хлеба творят бутербродное искусство, советские классики концептуализма и какая-нибудь группа AES+F. Площадок много, и все разные, посмотреть все могут только одновременно одержимые и безработные — в этот раз география простирается от кластера ARTPLAY и привычного «Винзавода» до выставочного центра на Каширке, Южного Бутова, Музея при РГГУ и даже Музея декоративно-прикладного искусства. Кажется, никто не понимает, зачем после многомесячного перерыва открылось сразу все, но факт остается фактом: людей много и им интересно. Если серьезно отнестись к маршруту, за выходные можно успеть увидеть выставок двадцать — вполне себе еще один Основной проект.
Dada Moscow
Страница выставки
Выставка Dada Moscow находится всего в сотне метров от Основного проекта, так что все, кто пришел на главную выставку и хорошо видит в темноте (с бумажными указателями иногда случается путаница, а вход в Dada пока теряется среди других вывесок), скорее всего увидят и эту сборную выставку под эгидой нового дадаизма. Какого-то настоящего родства с дадаистами на этой выставке не больше, чем на любой другой, но ощущение безрассудства и хулиганства как-то присутствует: то ли от свиных голов и плохо пахнущих овощей, которые щедро нарезали на столе, то ли от обрывков газет и глупых постеров, то ли от Моны Лизы, которой вместо усов на лицо приклеили в этот раз череп и мух. К выставке прилагается приятно сделанная газета, объясняющая на английском языке каждый экспонат, но в памяти больше другого остается запах гниющих овощей и летающая лампочка, подвешенная к шумному фену.
Экспозиция Dada Moscow
Некрореализм
О Евгении Юфите знают все, кто любит экспериментальное кино, но холсты его и других некрореалистов можно увидеть гораздо реже. В этот раз некрореалистам уделили аж четыре этажа особняка в Ермолаевском, на которых между березовых бревен повесили устрашающе темные картины с вурдалаками и страданиями, а за черными занавесками показывают страшные и очень смешные видео — в основном про пытки и казни в разных их видах. Охранник на входе спрашивает: «Девушка, у вас крепкие нервы?», и если нервы некрепкие, то четыре пролета с иллюстрациями трупов и объяснениями процесса разложения вряд ли дадутся вам легко. Также лучше не ходить на выставку сразу после еды: может немного затошнить или смеяться с набитым желудком будет трудно. Тем, кто любит грайндхаус, беспощадный эксплуатейшн и немое кино, должно понравиться наверняка, остальным лучше выбрать подходящий момент и толкового спутника, иначе придется серьезно отвечать себе на вопрос от музейной смотрительницы с вязанием: «Вам правда нравятся эти смерти?»
Экспозиция выставки
AES+F: Allegoria Sacra
Спецпроект показывают в большом зале Мультимедиа-арт-музея: в выходной день матрасы и диваны напротив панорамного экрана переполнены застывшими от восхищения зрителями. Длинное, пафосное барочное видео AES+F положено на музыку Чайковского, Шуберта, Вивальди и Генделя: среди сотни актеров встречаются Алексей Плуцер-Сарно и Данила Поляков, а также группа китайцев, арабы в аэропорту, скинхед, негры и гомосексуальные пары. Все они сидят в аэропорту как в чистилище, вроде бы ожидая рейса, а на самом деле смешиваясь за и против друг друга в невероятной и плавной войне. Зал ожидания становится джунглями и пустыней, китайцы скользят на коньках, арабы размахивают мечами, холодные белые женщины картинно меняют позы — вроде бы переиначенный сюжет с картины Беллини становится глобальным продолжением «Пира Трихмалиона». Все, в чем хороши AES+F, — в еще большем масштабе, в еще более леденцовых цветах, и, если посидеть в зале дольше пяти минут, кажется, что даже с 3D-эффектом.
Видеоинсталляция AES+F
«Группа Зеро» и авангард в Италии 1960-х
Выставка итальянского модерна заняла три этажа и поражает кристальной чистотой и удивительно продуманным выставочным пространством: свет и тень от экспоната значат здесь ничуть не меньше, чем сам экспонат. Отражающие лучи зеркала, ровные и тихие круги и треугольники от главных итальянских художников шестидесятых — очень отличная от других проектов биеннале история. С одной стороны, конечно, легко подводить черту под явлением, показывая лучшие образцы, с другой — в залах совсем не хочется читать вывески, а хочется смотреться в фигуры и говорить с музейным смотрителем: «На что это похоже, по-вашему?» — «На растущие волосы». — «А вот кто-то говорит, что на фарш».
Экспозиция выставки
Искусство против географии
Довольно большая выставка в Цехе Красного — это тридцать три художника от Петербурга до Ижевска, чьи примеры подтверждают, что современное искусство есть не только в Москве. Тема географии так или иначе все же доминирует: от изображения городов и ландшафтов до обыгрывания советского прошлого, коммунистических символов и коммунального быта. Смесь сильных влияний наивного искусства, поп-культуры и советской эстетики — все это очень чувствуется в немосковских работах.
Экспозиция выставки
Герман Титов. Незначительные изменения
Медиа-арт и картины Германа Титова — о фиксации незначительных изменений и новых состояний — скромная и меланхоличная выставка о пустоте и одиночестве. В немноголюдных белых залах можно по полчаса сидеть перед медитативным видео под названием «Ничего не происходит-2» и с грустью заметить, что внезапно прошло полчаса. Проекты о взаимодействии с равнодушной действительностью то ли в такое время года, то ли при последних событиях оставляют очень стойкое ощущение сомнамбулической подавленности.
Экспозиция выставки
МедиаУдар. Международный фестиваль активистского искусства
При всей международности на двух этажах здания на ARTPLAY по соседству с Британкой — участники в основном из России или как-то с Россией связанные. Из всех площадок эта самая индустриальная, малобюджетная и неустроенная, и кажется, в этом кроется какой-то жест: социальное искусство и акции протеста и сейчас — самый низкобюджетный и некоммерческий способ самовыражения, а большинство участников явно или подспудно противопоставляют себя буржуазности. И так выглядит со стороны, что на фоне благополучного, денежного и причесанного Основного проекта «МедиаУдар» — шумный и не совсем вменяемый сосед. На площадке, которая все еще находится в процессе строительства, — громкий видеоарт группы «Война», про которую другая часть группы «Война» говорит, что они самозванцы (то самое видео с целованием милиционерш), низкобюджетный, но покоряющий всех своей интонацией перформанс с крабом, сколоченным на коленке, издевательства над стереотипами о России и россиянах в виде энциклопедии и видеодокументация анархических песенных шествий.
Экспозиция постоянной части «МедиаУдара»
Реликварий
Небольшая выставка «Реликварий» — это девять мозаичных объектов под кураторством Аввакумова. Объекты представляют из себя абстрактные хранилища для вещей, которые предполагается передать следующим поколениям, причем это может быть как гигантское яйцо, окруженное иглами, так и герметичная библиотека, посмотреть на которую можно будет только через небольшие окошки.
Экспозиция выставки
Раскрашивая серое. Современное румынское искусство
Пока современное румынское кино покоряет кинофестивали своим темпом, особым юмором и гуманизмом, современное румынское искусство остается для большинства белым пятном. Глядя на выставку «школы серого реализма», становится понятно, что то, что работает в фильмах, не очень работает в арте, а новые серые из Румынии — обаятельные, но в целом необязательные европейские ребята, страдающие многими клише посткоммунистических стран и все еще делающие большинство объектов по мотивам поп-культуры. И серое среди всего, что привезли на выставку, так уж получилось — самое яркое.
Экспозиция выставки
Неверный адрес
Небольшая и тоже необязательная, но приятная выставка в галерее InUtero сделана при участии финнов, и в двух десятках работ чувствуется сдержанная северная рука: приглушенные цвета, отстраненные и суховатые документальные серии, созерцательные и почти неподвижные видео Махачевой и Суониеми и доведенные многочисленными искажениями до абстракции фотографии Теро Пухи. Здесь же разместилась и видеодокументация одной из самых забавных акций на биеннале — о финке, переодетой Белоснежкой, которую не пускают в парижский Диснейленд.
Экспозиция выставки
Заложники пустоты
Одна из самых впечатляющих и интересных выставок о советском и постсоветском искусстве взялась за глобальную тему, не проваливаясь в общие места. О пустоте говорят Кулик, Пивоваров, Альберт и Кабаков, и все это пустота — частная и общая: белые транспаранты без лозунгов, зимний пейзаж с крошечной елкой и черной рекой, белый холст, набитый изнутри деревяшками, пустое место в вагоне метро с отстранившимся телом рядом сидящего. Тридцать очень известных имен с разными подходами и техниками в рамках этой выставки совсем не кажутся притянутыми за уши, что вообще большая редкость для группового проекта. А надписи на стенах из цитат о пустоте — один из тех нечастых случаев, когда хочется дочитать текст на выставке до конца. К сожалению, снять выставку не получилось: съемка в Третьяковке — это всегда особая история, не всегда с удачным концом.
В следующих постах о биеннале Look At Me продолжит рассказывать о других выставках параллельной программы — многие из них открылись только что и совсем ненадолго.
Комментарии
Подписаться