«Красный штат»: Ангелы ада
Обозреватель Buster о беспорядочных половых связях, религиозном терроре и беспринципных спецслужбах в новом фильме Кевина Смита
Сегодня на фестивале «Амфест» и через неделю в российском прокате показывают новый фильм Кевина Смита «Красный штат», в котором культовый комедийный режиссер, снявший «Клерков», «Догму» и «Преследуя Эми», внезапно обращается к жанру религиозного хоррора. Обозреватель блога Buster Миша Дегтярев посмотрел фильм и попытался оценить, насколько хорошо Смиту удается рассказывать истории без дежурной иронии.
В начале девяностых Кевин Смит жил в доме родителей, писал истории про людей вокруг себя и снимал малобюджетное кино. Интересный юмор, откровенные темы и оригинальный взгляд на реальность сделали из Смита культового независимого режиссера с репутацией «не глупо, но развлекает». В нулевых он существовал в очень комфортных условиях, развивал свои старые идеи и снимал милые и по большей части непримечательные фильмы. В десятых же режиссер уже успел оскандалиться из-за своего веса, открыто заявить, что начал употреблять марихуану, и, к общему удивлению, снять вместо очередной вариации на тему «Клерков» религиозный триллер «Красный штат», чья завязка жутко интриговала и обещала выйти за рамки привычных голливудских шаблонов.
«Красный штат» начинается как религиозный камерный хоррор. Три подростка, накрытые гормональной лавиной, решаются поехать в соседнюю деревню по объявлению на сайте сексуальных знакомств. В загородном трейлере их ждет дама за сорок и заветная оргия. Перед тем как свершится волшебство, «мамочка» заявляет, что ложится в постель только с теми, кто выпил как минимум две бутылки пива. Парни управляются с задачей в считанные секунды и весело снимают штаны. Мгновение, и все трое лежат в отключке. Главный заводила скоро проснется в клетке в церкви прямо посреди службы экстремистской христианской секты. Остальные окажутся связанными где-то рядом в подвале. В следующих сценах Смит дает слово безумному пастору по имени Купер Дэлл и его пастве. Ультраправая идеология, христианский фундаментализм, гомофобия и заранее собранный арсенал оружия объединили два десятка психопатов под лозунгом «Анальное проникновение — это вечное забвение». А всех, кто думает иначе, они готовы незамедлительно познакомить с геенной огненной — собственно, во время службы они готовят к расправе свежепойманных подростков-грешников. Но несколько сумбурных моментов — и жанр меняется: фильм превращается в триллер-боевик о крупномасштабной осаде укрепленного здания секты коррумпированными федеральными службами. |
|
|
После просмотра «Красного штата» невозможно отделаться от ощущения, что Смит нашел отличную среду для сюжета, но из-за того, что всю жизнь снимал комедии, не смог развить ее до по-настоящему захватывающей формы. Фильм выходит аккурат после того, как в США набожные республиканцы взяли в политические заложники правящих демократов, поставив страну и весь мир на грань очередного кризиса. Именно в их программе звучат гомофобские лозунги, а в качестве борьбы с финансовыми трудностями предлагается массовая молитва. Более того, в американской мифологии еще надолго останутся действия таких лидеров культов как Джим Джонс, чье феерическое безумие заслуживает как минимум нескольких экранизаций. И если рассуждать в этом ключе, то «Красный штат» останется в истории американского кино как фильм на животрепещущую тему.
Но ухватив дух времени, Смит лишился своих привычных инструментов: иронии, чье присутствие можно заметить лишь в начале картины, и маленьких человеческих историй, вынесенных за скобки из-за выбранного размаха. «Красный штат» скачет из хоррора в триллер, забегая на территорию политической драмы, и на поворотах постоянно теряет главных героев. Подростки, находившиеся в центре сюжета в первые полчаса, к середине играют роль мертвых статистов. Пастор в конце концов берет в руки автомат и мутирует из велеречивого пророка в косноязычного рэмбо, а вменяемый поначалу федеральный агент на месте ритуальных убийств теряется в свисте пуль и нерациональных решений.
К концу фильма, после весьма увлекательной и приятно снятой перестрелки, становится несколько неловко. Финал «Красного штата» решается диалоговой сценой, где разжевывается, что все-таки произошло в хаосе пальбы. Прием в принципе сомнительный для любого драматического произведения именно здесь выглядит как досадный промах. И хотя концовку легко объяснить тем, что Смит не хотел выбирать какую-либо из сторон и что все участники конфликта ведут себя как полные идиоты, подобный подход практически всегда работает в комедии, но в жанрах посерьезнее требует более искусного обращения. В итоге отстраненность Смита превращает картину в актуальную, но механистическую трагедию, чей саспенс и драма проигрывают по накалу чтению энциклопедической статьи об осаде «Маунт Кармел».
Комментарии
Подписаться