Итоги света
Художники о конце света: Жиляев, Темен, Махачева, Сакин, Recycle
Look At Me просит пятерых современных художников рассказать о том, что они бы сделали в день апокалипсиса
Как вам наверняка уже сообщила какая-нибудь рассылка в фейсбуке, после 21 декабря лучше ничего не планировать. Да что рассылки — все только об этом и говорят. Современные художники вдохновляются апокалипсисом, режиссеры снимают фильмы про перерождение и новую эру, мультфильмы — и те рассказывают о конце света. |
Мы решили поговорить с теми представителями человечества, кто явно найдет (да и сейчас находит) вдохновение в конце света — художниками. В конце концов, большая часть современного искусства — это акции. Берлинская биеннале, проходившая этим летом, была полностью посвящена социально-политическому искусству — то есть тому, как искусство соединяется с реальностью. Мы попросили пять современных художников — Арсения Жиляева, Протея Темена, Таус Махачеву, арт-группу Recycle и Романа Сакина — рассказать, какую акцию они бы устроили в последний день. Материал подготовила: Анна Савина |
|
Протей ТеменЛюбой перформанс существует только при наличии хотя бы одного из двух обязательных компонентов: зрителя и документации. Соответственно, для того, чтобы осознанно и концептуально точно ответить на вопрос о сценарии акта в момент конца света, необходимо представить ситуацию. Для этого мы должны выявить основные виды концов света. Сценарий первый. СупербыстрыйЗанимает менее пяти минут и сопровождается захватывающим зрелищем: взрыв или падение огненных сфер с неба. Совершенно очевидно, что при таком развитии событий ни одно произведение искусства не сможет конкурировать по аттрактивности с концом света. Единственное, что остается, — документация. Однако, учитывая, что все живое гибнет, максимум, что можно себе позволить в этот момент, — фото на полароид. Это при учете того, что снимок будет произведен в первую секунду, а оставшееся до смерти автора время будет отведено под защиту полученного, еще проявляющегося снимка. Аудитория В случае, даже если этот снимок найдут другие цивилизации (при условии, что вообще смогут объяснить себе найденное изображение), они вряд ли смогут сопоставить контекст события, внутри которого была создана работа, и его перформативную часть, а значит, и не смогут выступать в роли аудитории. |
|
|
Сценарий третий. Максимально медленныйТут возможны также две точки зрения. Часть людей уже сейчас (с определенной долей смысла в своих утверждениях) говорит о том, что наш мир в это мгновение медленно гниет. А это значит, что любые виды перформативных практик возможны. К сожалению, ни одна из них в чистом виде не будет являться хоть сколько-нибудь популярной с художественной точки зрения, а это значит, что можно и не начинать. Вторая точка зрения предполагает распад мира в течение нескольких месяцев или года. Аудитория В таком случае 80% времени потенциальная аудитория будет действовать как обычно, но, скорее всего, момент мародерства наступит раньше, чтобы успеть насладиться отобранным. Незанятые в мародерстве люди (включая и защищающуюся сторону) будет стремиться стать более духовными и познать любые виды телесного опыта, упущенного ранее. К сожалению, это никак не играет в пользу перформанса, так как восполняться будут пробелы, более ориентированные на физический опыт по причине их заведомо работающего результата, к которым искусство никогда и близко не имело отношения. Последняя неделя медленного сценария будет проходить по принципу второго, а значит, аудитория будет состоять из пьяниц, убийц и болванов, которые, повторимся, всегда были ужасной аудиторией. И вместо того, чтобы их развлекать, апокалиптичному художнику–перформансисту можно посоветовать провести последние часы, пополнив собой ряды любой из этих групп ради сохранения статуса искусства как максимально чистой деятельности сознательного человека. |
|
|
|
|
Комментарии
Подписаться