Школа дизайнаКак правильно подготовиться к конкурсу
Способы не прогадать с заявкой и не волноваться на собеседовании
Look At Me продолжает рассказывать о Школе дизайна «Яндекса» — преподавателях, занятиях и знаниях для будущих дизайнеров продукта. В этом материале заместитель руководителя департамента дизайна «Яндекса» и руководитель Школы Лола Кристаллинская объясняет, как не прогадать с заявкой и правильно подготовиться к собеседованию.
Читайте также:
Продумайте стратегию
Пройти отбор в любом конкурсе, получить работу, добиться результата в любом деле, быть счастливым в жизни — это всегда стратегия. Ясная голова, чёткое представление о том, что важно, а что нет, готовность принимать решения, желания и мечты, которые оформлены как план действий, — всё это важно. Вы должны точно знать, чего хотите: если вы не знаете, куда идёте, то результат может вас не обрадовать.
Вопрос «Что вы будете делать после окончания школы?» был самым сложным на встречах с кандидатами. Мало кто имел план действий, очень многие совсем об этом не думали. Это стало для нас открытием. Некоторые прямо говорили, что не собираются становиться продуктовыми дизайнерами, что в школу они идут за умениями, которые нужные им для другой работы. Одного из таких кандидатов мы в итоге взяли: чтобы выполнить тестовое задание, он освоил вёрстку за один день. Его обучаемость и нацеленность на результат — то, что для нас ценно в первую очередь. Мы точно знаем: это не кувшин без дна. Всё, что мы вложим в участника, он куда-то аккуратно отнесёт — неважно, в «Яндекс» или нет.
Когда ко мне приходят люди посоветоваться о своём развитии или своих трудностях, я советую им упражнение «Я — компания». Суть в том, чтобы представить себя компанией — с ресурсами, логистикой, маркетингом, продажами и так далее — и понять, чего тебе не хватает, в чём проблема. Когда представляешь себя заводом, это даёт ясность и дисциплинирует. Отдельное интересное наблюдение — это вид бизнеса, которым вы себя представите. Найдите хорошего собеседника на эту тему, порассуждайте вместе.
Не игнорируйте вопросы
Странно о таком говорить в советах, но всё же. Если анкета заполнена не полностью, то прежде всего это расценивается как неуважение. Всё не зря: если этот вопрос в анкете стоит, значит, организаторам нужен ваш ответ. Каждое поле анкеты нужно заполнить.
Покажите себя
Любая анкета — ваш молчаливый продавец. Только от вас зависит, останется ли этот продавец немым или заговорит. Мы не зря оставили место для прикрепления файла, хотя воспользовались им очень немногие. Суть эссе очень важна, но оформление важно вдвойне. Если у вас не болят глаза от плохой вёрстки и поехавших шрифтов, не больно от слетевшей кодировки, это сигнал поработать над чувством прекрасного, эстетикой. Эстетика — это то, что очень сложно приобретается. Представьте, что вашу работу сделал современный да Винчи. Получается? Если совсем нет — возьмите и переделайте.
Обращайте внимание на детали
Ваша заявка на конкурс или отклик на вакансию должны быть идеальными. Это тот самый случай, когда перфекционизм нужно включить на максимум. Ошибки и неровности всё равно вылезут помимо вашей воли, но добровольно оставлять их нельзя. Всё должно быть так, чтобы вы были довольны.
Задайте себе вопрос: почему именно я?
В заявке на поступление не было стандартного вопроса «Расскажите нам о себе».
Наш вопрос звучал так: «Поделитесь своей профессиональной мечтой. Какому проекту вам было бы не жалко отдать часть своей жизни? С какими людьми вы бы хотели поработать?» Вопрос и даёт пространство для вариантов ответа, и помогает раскрыться, рассказать о себе. Его, как и многое в школе, придумал Данила Ковчий, арт-директор Поиска.
Открытый вопрос предполагает открытый ответ. Лучший формат для этого — эссе.
Вчитайтесь в определение эссе: оно многое объясняет и должно вас вдохновить.
Чаще всего мы получали «письма от Брюса Уиллиса»: хочу мира во всём мире, готов работать в лучшей команде. Но когда вы хотите пройти отбор куда-либо — к работодателю, в проект, присоединиться к музыкальному коллективу, войти в любое сообщество людей, — задайте себе вопрос: почему именно я вам нужен? Ответьте на него. Очень мило, но не очень серьёзно, когда люди рассказывают, почему мир должен быть таким-то, почему им нравится компания или команда, почему они хотят к ней присоединиться. Но вопрос ведь не в том, чего хотите вы. Выбираете сейчас не вы, а вас. Почему вам нравится Tesla — это понятно, а вот почему вы должны нравиться Tesla?
Тестовое задание — основа всего
Самыми частыми вопросами о поступлении в школу были возраст, опыт, возможность приехать из другого города и страны. На все вопросы ответ был один: всё возможно, ограничений нет, главное — хорошо заполненная анкета, пробуйте.
Мы сознательно не задавали в анкете вопрос о возрасте: нам всё равно, сколько вам лет. Мы спрашивали об опыте, но это скорее для полноты впечатления. Откуда вы — это интересно, но совсем не препятствие для встречи. Важным было одно — как вы подойдёте к вопросу поступления, какую заявку пришлёте. Самыми важными были два поля анкеты: вопрос о профессиональной мечте и приглашение придумать сервис Яндекс.Игры.
Нас очень порадовало, что кандидаты старались провести аналитику, писали сопроводительные письма к макетам. Отдельным счастьем было получать собранные прототипы, на которых можно было попробовать продукт.
В вопросе тестового задания были две крайности: нет опыта в дизайне, поэтому присылали креатив или текстовое описание. Опыт в дизайне есть, но тестовое задание делать не хочу — смотрите портфолио. И тот и другой подход — пренебрежение правилами. Все должны быть в равных условиях при поступлении и делать тестовое задание, это честно.
Наши дизайнеры нещадно рубили креатив без реализации. «Мне это не надо: я придумываю, а делают пусть другие» — люди с такой установкой нам не нужны. Мы ищем тех, кто воплощает, — это дефицит на рынке. Если ты сам всё классно умеешь, тогда можешь делегировать исполнение другим, потому что изнутри понимаешь, как устроена работа. У нас даже руководители — играющие тренеры, иначе быстро теряешь навыки и отстаёшь.
Дедлайн —
ваш козырь
Мы получили 780 анкет за всё время отбора, 400 из них — за последние два дня. Процент полных, вдумчивых, интересных работ в них был меньше: было много интересных кандидатов, но уровень их анкет преимущественно был слабее.
Нет смысла рассказывать о том, что невозможно сделать за один день хорошую работу. Расскажу о другом. Представьте процесс прохождения заявки. Отбор делают люди, которые имеют свойство уставать. Что лучше: ваша анкета в руках у бодрого и довольного человека или у теряющего концентрацию и уставшего? Сделайте так, чтобы ваша анкета была в первых рядах. Не лишайте себя такого преимущества.
Организуйте своё интервью
Подготовка к интервью даст вам возможность пройти его с удовольствием и желаемым результатом и получить что-то новое.
Чаще всего собранные, опытные кандидаты укладывались в 10–15 минут. Они успевали задать вопросы о работе, о «Яндексе», советовались о своём будущем. Это говорит о том, что подготовленность, ясность в голове, работа над собой всегда дают бонусы. Даже в таких мелочах.
Интервью — это всегда стресс. Подготовьтесь к нему. Создайте себе условия. Бывало, человек пытался говорить с нами по телефону, без видео, или говорил из коридора, где мимо ходит много людей. Это очень мешает вам самим. Трудно расслабиться, трудно раскрыться. До интервью и после побалуйте себя: прогуляйтесь по любимой улице, выпейте кофе в кафе, которое нравится. Создайте себе настроение, будьте себе другом.
8 августа мы проведём специальную лекцию в рамках школы: у нас выступят приглашённые гости Ирэн Перейра, UX-директор, и Антон Реппонен, креативный директор. В рамках темы «Процесс создания эффективного интерактивного взаимодействия» они поделятся опытом и по шагам рассмотрят задачи, с которыми сталкивались, работая над масштабными редизайнами и интерактивными проектами: от старта работ до успехов и трудностей, встречающихся на пути, и в конечном итоге запуска. Для всех желающих мы организуем видеотрансляцию.
Фотографии: Станислав Сабиров
Комментарии
Подписаться