Приглашенный редактор«Дюна» — роман, который невозможно экранизировать
И как Дэвид Линч всё-таки это сделал
Текст
В 1957 году Френк Герберт посетил экспериментальный полигон в штате Орегон, где экологи и учёные с помощью специальных трав пытались остановить распространение песчаных дюн. Увиденное пустило корни в творчестве Герберта и проросло в цикл фантастических романов, словно песчаная колючка сквозь песок. Так родилась «Дюна» — один из самых удивительных фантастических романов и неподъемный камень для его экранизаторов.
Сергей Король — приглашённый редактор Look At Me. Любитель книг, путешествий, необычных языков, блогер и копирайтер в «Аййо».
«Дюна» — это очень необычная книга даже по меркам научной фантастики. Тяжелая, непонятная, густая, словно мёд, не слишком выразительная, пересыщенная отсылками к истории, экологии, религии и философии. Книга не только не даёт простора для фантазии, скорее наоборот — она постоянно подстёгивает читателя, держит его в рамках коридора повествования. «Дюна» отчасти похожа на умную, но не слишком красивую женщину — с ней приятно разговаривать, но не очень хочется ложиться в постель. Однако в этой постели оказалось как минимум два режиссёра, пытавшихся экранизировать роман: Алехандро Ходоровски и Дэвид Линч.
«Дюна» Ходоровски
До 1975 года Алехандро Ходоровски был известен прежде всего как успешный авангардный режиссёр. Он снимал сюрреалистические вестерны и одну за другой организовывал малоизвестные театральные труппы.
После того как в его руки угодил роман Герберта, Ходоровски загорелся мечтой экранизировать «Дюну» и со свойственной ему страстью погрузился в проект целиком. Как и положено авангардисту, Ходоровски не очень понимал, что он хочет сделать и как. Хронометраж будущего фильма сперва должен быть составить невозможные 8 часов экранного времени, но потом режиссёр решил, что едва вместит всё происходящее и в 20 часов — почти сутки непрерывного действа. Он решил отказаться от основных сюжетных линеек «Дюны» и вырастить что-то своё во вселенной романа. Фрэнк Герберт, друживший с Ходоровски, смотрел на происходящее с улыбкой и искренним непониманием.
Для участия в проекте Ходоровски старался привлечь всех, до кого только мог дотянуться: от Сальвадора Дали и Орсона Уэллса до «Пинк Флойд».
Дали потребовал платить ему 100.000 долларов за час съемок в роли Императора. Ходоровски сперва согласился, но позже предложил Дали сниматься только один час, намереваясь заменить его позже двигающейся куклой.
Однако самыми необычными и самыми плодотворными участниками его проекта стала пара художников: Жан Жиро и Ганс Гигер.
Гигер, Жиро и примкнувший к ним Крис Фосс занимались огромной рутинной работой — рисовали тысячи иллюстраций в сториборды, создавали концептуальные рисунки и иллюстрации. У Ходоровски был только черновик сценария, а до реального съемочного процесса было как до планеты Арракис.
Режиссёр позже скажет: «На самом деле мы снимали без актёров и плёнки. Гигер был моей камерой.»
Результатом почти пятилетнего труда Ходоровски, Гигера и Жиро стала художественная книга, состоящая из сценария и детальных раскадровок сцен фильма. Несколько экземпляров книги были разосланы голливудским продюсерам и главам киностудий, но эпохальный фантастический лонгплей так никого и не заинтересовал. Вавилонская башня Ходоровски осталась только в фундаменте, его «Дюна» так и не была снята.
Как позже скажет Павич, «Дюна» Ходоровски — это великолепная неудача. Мир кинофантастики, замерший между «Космической одиссей» Кубрика и грядущими «Звёздными войнами» получил могучий творческий толчок.
Сценарист Дэн О’Бэнон от расстройства слёг в психиатрическую клинику, где написал тринадцать различных сценариев. Последний из них вскоре станет «Чужим», над которым вновь поработает пара Жиро и Гигера.
Занятна и судьба арта к «Дюне». Через несколько лет после завершения проекта Жиро и Ходоровски превратят тысячи рисунков в серию графических новелл «Инкал» (её собирается экранизировать Николас Рефн). Большинство экземпляров сториборда «Дюны» будут утеряны, и к сегодняшнему дню останется только несколько книг.
Одна из них окажется в руках Джорджа Лукаса, и создатель «Звёздных войн» воплотит многие идеи и визуальные концепции в своей трилогии. Ходоровски позже скажет: «Чёрт побери, Лукас как минимум должен пригласить меня на ужин!»
«Дюна» Линча
Вторая попытка экранизировать «Дюну» выросла из того, чем закончилась предыдущая. Продюсер Дино де Лаурентис захотел взять реванш за успешный выход «Звёздных войн» и пригласил Дэвида Линча на роль режиссёра. Линч согласился. Бюджет фильма составил очень значительные к тому времени 40 миллионов долларов — это выводило «Дюну» в фильмы категории «А».
Связующей нитью между Гербертом и Линчем стал «Лоуренс Аравийский» — писатель вдохновлялся этим фильмом при создании романа, а Линч наслаждался эстетикой и гудящей статичностью фильма, перенеся её в свой фильм.
Среди других источников вдохновения можно нащупать «Спартак» Кубрика, вышедший в 1960 году.
«Дюна» снималась в горячей мексиканской пустыне, которую предварительно очистили от любых следов жизни, — остались только песчаные дюны. Прямо в пустыне для съемок выстроили целый город, с замками, приземлившимися звездолётами и съемочными павильонами, освещенные лампами общей мощностью в мегаватт. На пике процесса в съемках фильма участвовало две тысячи человек.
После съемок и предварительного монтажа оказалось, что «Дюна» Линча догоняет по хронометражу мечту о «Дюне» Ходоровски — получилось почти девять часов экранного времени. Линчу пришлось довольно жёстко перемонтировать картину, чтобы уместить действие в итоговые 145 минут.
У Линча получился не фильм, а огромная высокохудожественная гифка. По большому счёту. его «Дюну» можно считать киноспектаклем: долгие планы, многоминутные диалоги и любование каждым кадром сделали своё дело.
Зрители не приняли такую «Дюну». Линч по-свойски обошёлся с сюжетом книги, поссорился с продюсерами и даже запретил ставить своё имя в титры финальной версии картины. «Дюна» здорово просела в прокате и оказалась финансовым провалом для своих создателей.
С тех пор вселенная «Дюны» регулярно прирастает играми, мультфильмами и даже сериалами. Но все они и близко не могут подойти к тёмной художественной мечте Ходоровски и красочной театральной экранизации Линча.
Комментарии
Подписаться