Приглашенный редактор30 неожиданных фактов
о Голливуде и индустрии кино
Любопытные наблюдения Эдварда Эпштейна
Текст
Людям, привыкшим видеть Голливуд как фабрику грёз, трудно представить кинобизнес как огромную машину, которая зарабатывает огромные деньги на людской тяге к зрелищам и хлебу. Есть простой способ познакомиться с голливудскими закулисьями — почитать книги и статьи Эдварда Эпштейна.
В своё время я вдохновился работами Эпштейна и полностью изменил своё отношение к сфере, в которой работаю. Для того чтобы вдохновились и вы, я подготовил выжимку самых интересных фактов из расследований Эпштейна. Факты я условно разбил на три части: «Кинотеатры», «Маркетинг» и «Съёмки и деньги». С сего и начнём.
Сергей Король — приглашённый редактор Look At Me. Любитель книг, путешествий, необычных языков, блогер и копирайтер в «Аййо».
Эдвард Эпштейн — знаменитый американский журналист и публицист, известный своими масштабными исследованиями, которые основаны на подковёрных фактах и цифрах. В середине 2000 годов он плотно занялся миром Голливуда, намереваясь изучить его с самой неприглядной, финансовой стороны. Эпштейну удалось убедить топ-менеджеров киностудий раскрыть ему документы и факты на условиях частичного неразглашения информации. Результатом этого стала знаменитая серия статей в журнале Slate, популярный блог и две книги: The Hollywood Economist и The Big Picture.
Съёмки и деньги
Каждая голливудская кинокартина — это отдельная компания, скованная обязательствами, долгами и контрактами.
Подавляющее большинство фильмов на бумаге убыточны. Вся прибыль немедленно делится между подрядчиками, которые часто находятся в разных странах. Это позволяет ловко уходить от налогов и избегать выплат долей с прибыли участникам съёмок. К примеру, блокбастер Джерри Брукхаймера «Угнать за 60 секунд» при полумиллиардных доходах (по документам) принёс своим создателям 120 млн долларов убытка. Но это не помешало всем заинтересованным сторонам получить свою прибыль.
Сборы фильмов в кинотеатрах — это красивые цифры, и не более того. Взять, к примеру, тот же «Угнать за 60 секунд». При бюджете в 103 млн долларов фильм собрал в прокате 242 млн долларов, из которых 60 % удержали сети кинотеатров. Так что прибыль фильма от проката составила всего 97 млн — это уже меньше, чем бюджет, при том, что из суммы ещё не вычли накладные и маркетинговые расходы. В чистом остатке прокат принёс фильму всего 11 млн долларов.
Съёмки голливудского фильма — это замкнутый круг. Для съёмок нужны деньги, которые даются под знаменитого актёра, который требует много денег за участие в съёмках. Взять, к примеру, участие Шварценеггера в «Терминатор-3: Восстание машин». За участие в фильме Железный Арни получил 29 млн долларов и оплату огромного количества дополнительных расходов: от личной охраны и самолёта до тренажёрного зала в фургончике. Помимо этого, по условиям контракта Шварценеггер получил право выбирать всех участников процесса: от гримёра до режиссёра.
Контракт актёра — это библия Голливуда. Контракты состоят из десятков страниц и описывают каждую мелочь съёмочного процесса. Их создают специализированные юристы. Контракт Шварценеггера готовился семь месяцев и включал 21 черновой вариант.
Юридически актёры не получают денег лично — суммы переводятся на счета аффилированных фирм, которые «обеспечивают участие актёра в съёмках».
Налоговая оптимизация в Голливуде достигла невероятных масштабов. С её помощью киностудии научились зарабатывать деньги ещё до того, как фильм появится в виде сценария. Для этого продают права в страны, дающие налоговые вычеты за съёмки (прежде всего, в Германию).
Канада — любимая страна голливудских продюсеров. Всё дело в богатых льготах и субсидиях, которые Страна кленовых листьев раздаёт производителям кино. За последние 10 лет в Канаде было снято более 1 500 кассовых фильмов. Особенные льготы получают картины, в которых снимаются канадские актёры, и поэтому они сейчас нарасхват. Значительная часть фильмов о Нью-Йорке снимается в Торонто.
Сегодня до 60 % прибыли Голливуду приносят не билеты в кино, а маркетинговые акции: продакт-плейсмент, использование героев фильма в играх, рекламе, выпуск сувенирной продукции, продажа прав на фильмы авиакомпаниям.
Несмотря на то что все говорят о неумеренных аппетитах именитых актёров, часто они готовы работать за минимальную разрешённую законом оплату (чуть менее 1 000 долларов в день) и сниматься у независимых режиссёров. Так звёзды могут играть с удовольствием и в полную силу, не будучи скованными жёсткими продюсерскими рамками.
Съёмочный процесс строго регламентирован и застрахован. Фильмы нацелены к выходу в определённую дату, и опоздание чревато снижением прибыли. Кино страхуется от задержки в съёмках, и актёры часто работают буквально на износ, чтобы не выбиться из графика.
Страховщики — одни из важнейших участников съёмочного процесса. Закон жёстко регламентирует наличие медицинской страховки у актёра, без неё он не может приступить к съёмкам. Если актёр несколько раз получает травму, то к следующему фильму страховые компании могут отказать или настоять на особых условиях (например, Николь Кидман сама приплачивала страховщикам на съёмках «Холодной горы»). На съёмках «Терминатора-3» Шварценеггер был застрахован на 150 млн долларов, а сама кинокартина — всего на 2 млн.
Рассказы о том, как актёры лично участвуют в опасных сценах, чаще всего оказываются красивыми историями для прессы. Страховой агент, участвующий в съёмках всех сцен (включая постельные), просто не допустит этого.
Кинотеатры
Годами кинотеатры были едва ли не единственным способом развлечения для большинства людей. Билет в кино мог позволить себе любой: и нищий торговец бургерами, и владелец заводов, газет и пароходов. Производители кино и прокатчики объединялись в крупнейшую монополию на рынке развлечений, пока не состоялся знаменитый судебный процесс «Правительство США против „Парамаунт Пикчерс“». После этого кинотеатры стали сами отбирать фильмы для показа.
С 1963 года в США начали появляться первые многозальные кинотеатры — мультиплексы. Возможность прокатывать несколько фильмов сразу сделало кинотеатры менее зависимыми от создателей кино. Теперь они могли брать фильмы разных киностудий и показывать их одновременно.
В большинстве американских многозальных кинотеатров в одном зале располагается ровно 299 мест. Это связано с законом о защите прав инвалидов, принятом в 1990 году: отныне любые залы вместимостью 300 мест и более были обязаны иметь доступ для людей с ограниченными возможностями.
У прокатчиков есть поговорка: «Соль и сахар — это наши деньги». И действительно, большую часть дохода прокатчики получают от торговли попкорном. Попкорн — это просто невероятно переоценённая кукуруза, которая щедро солится или подслащается: для того чтобы посетители выпивали больше газировки. Газировка, разумеется, также сильно переоценена.
Современный кинематограф по-прежнему остаётся плёночным. Фильмы, снятые на цифровые камеры, всё равно печатаются на плёнке и показываются в кино традиционным способом. «Волк с Уолл-Стрит» стал первым фильмом, который снимался и прокатывался в цифровом виде.
Суперсовременные цифровые технологии пока не могут тягаться в качестве с плёнкой. К примеру, оригинальная «Техасская резня бензопилой» 1974 года, снятая на любительскую 8-миллиметровую киноплёнку, оцифровывается фанатами в наивысшем доступном сейчас качестве — 4K (и имеет ещё солидный запас разрешающей способности).
Есть у плёнки и минус: цена. Печать одного комплекта плёнки стоит более 2000 долларов. Если учесть, что фильм прокатывается в десятках тысяч кинотеатров по всему миру, получается огромная сумма, которая ложится мёртвым грузом на наши с вами билеты.
Маркетинг
Современное голливудское кино — это кино для подростков. Создатели фильмов нацелены на аудиторию в возрасте до 25 лет, которые ходят в кинотеатры компаниями, подвержены рекламе и с удовольствием тратят деньги на попкорн. Нацеленность на подростковую аудиторию влияет на то, какие фильмы снимают чаще: это масштабное, яркое, динамичное кино, которое приятно смотреть на большом экране.
Прокатный рынок активно борется за нравственность и лепит на фильмы возрастные рейтинги. Рейтинг 18+ практически ставит крест на доходах от проката, потому что большая часть подростков просто не будет допущена в зал. Поэтому из кассовых фильмов старательно вымарываются постельные сцены и намёки на сексуальность. В Голливудском фильме, как и в Советском Союзе, секса нет. Многие классические картины (например, «Заводной Апельсин» или «Последнее танго в Париже») будет очень тяжело показать в современном кинотеатре.
Борьба за нравственность — это книксен в сторону взрослых и родителей, радеющих за патриархальные, религиозные ценности. Так, на вкусы Голливуда влияет сеть супермаркетов Wal-Mart, место силы семей и мам с чадами. Wal-Mart даёт студиям до 60 % дохода с продажи дисков и не берёт на реализацию кинофильмы с сексуальным подтекстом.
Выпуск каждой голливудской картины сопровождается большой маркетинговой подготовкой. По большому счёту, для каждого фильма создаётся своя аудитория, на что тратятся десятки миллионов долларов. Желая сэкономить деньги, продюсеры сосредоточились на бурном и множественном выпуске ремейков.
Сборы фильмов в кинотеатре напрямую зависят от того, сколько денег и усилий вкладывается в продвижение фильма. Для примера можно взять две очень похожие романтические комедии с Джулией Робертс: «Свадьба лучшего друга» и «Все говорят, что я люблю тебя». Первый фильм собрал в прокате 21,7 млн долларов, а второй — только 132 тыс. долларов. Причина в том, что первый фильм был раскручен кинокомпанией Sony, а на второй независимая студия Miramax не нашла такого бюджета.
Комментарии
Подписаться