Приглашенный редакторКак заработать
3 000 000 долларов
одним снимком
Приглашённый редактор Андрей Рогозин о самом дорогом фотографе мира Андреасе Гурски
Текст
В ММСИ проходит выставка«Пути немецкого искусства с 1949 года по сегодняшний день». Мы попросили профессионального фотографа и преподавателя фотографии в школах Photoplay и Photohelp Андрея Рогозина рассказать об одном из самых ярких немецких художников Андреасе Гурски, чьи снимки стоят по три миллиона долларов.
The Rhine II, 1999. 1,564 на 3,083 метра. Стоимость: 4 338 500 долларов
Андреас Гурски
Кто только и как только не снимал пейзаж за последние полтора века. Трудно даже представить тысячи фотографов, которые бродили по полям, лесам, горам и побережьям нашей планеты с камерой и искали, искали, искали свой ключ к красоте. Но ни у кого из них не получилось сделать работу, которая стоила бы чуть больше 3 000 000 долларов. А Андреас Гурски выдаёт на-гора работы подобного плана регулярно, из года в год. В чём же его секрет?
Для того чтобы понять автора, нужно познакомиться с ним как с человеком, понять к какой культуре он принадлежит, кто его зрители и почему они сделали его великим. Ведь именно зритель «делает» автора, никак иначе. Андреас Гурски родился в 1955 году в семье, для которой профессиональная фотография была своего рода традицией: три поколения семьи Гурски занимались фотографией, причём отец Андреаса был весьма успешным и востребованным рекламным фотографом. По словам самого Гурски, фотография не интересовала его вплоть до окончания школы. И только в конце 70-х, в известной фотографической школе в Эссене он начал серьёзно заниматься съёмкой. Темой, которая волновала Гурски с самого начала его фотографической карьеры, был пейзаж. С самого начала он искал свой способ передать взаимоотношения человека и пейзажа, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Фигура человека в кадре и следы деятельности человека в кадре. Герои Гурски абсолютно анонимны, они — муравьи в мегаструктуре человеческого муравейника. Сами по себе они автору не интересны, а вот муравейник в целом, его структура, его законы, его влияние на окружающий мир — да, это как раз та тема, которой Гурски посвятил свою жизнь.
Paris, Montparnasse, 1993. 1,87 на 4,278 метра. Стоимость: 2 429 133 долларов
И именно этот подход к реальности, эта постановка задачи вывели его в 80-е годы, когда фотография как раз проникала в «большое» галерейное искусство в Европе, в число самых известных авторов. Ведь красоту нетронутой человеком природы кто только ни пытался запечатлеть, фактически вся пейзажная фотография XIX и первой половины XX века посвящена именно этой теме. Посмотрите Анселя Адамса — его панегирик природе является своего рода абсолютом этого жанра. И архитектуру тоже каталогизировали съёмкой «в лоб», беспристрастно сохраняя для истории, все, кому ни лень, взять того же Джона Шарковски. Но что Адамс, что Шарковски — лишь яркие представители своих течений, не их родоначальники, не их законодатели.
Chicago Board of Trade II, 1999. 1,574 на 2,840 метра. Другой снимок из этой серии Chicago Board of Trade III продан за 3 530 231 долларов.
А вот Андреас Гурски создал новое. Он увидел с помощью камеры скрытые структуры и закономерности людского общества как единого организма, он смог прикоснуться через пейзажную и архитектурную фотографию к «тайной энциклопедии жизни рода людского». В его фотографиях читается тиканье отлаженного часового механизма современного постиндустриального общества. Да, формально Гурски снимает фабрику, биржу, стадион, но на самом деле он снимает «карту» общества. Дадим слово самому фотографу: «Я позволяю реальности влиять на меня только в очень специфических обстоятельствах. Или у меня будет очень точный образ современной фабрики, или же я откачусь к изображению, которое уже тысячу раз было. [...] Я чувствую себя каким-то фиксирующим устройством, выражающим дух нашего времени».
Ferrari I, 2007. 80,8 на 136 сантиметров. Стоимость: 559 938 долларов
Но поговорим уже конкретно о фотографии. Что позволило (кроме идеи, конечно) стать Гурски великим «галерейным» фотографом? Качество, качество и ещё раз качество (его работы обычно имеют размер в несколько метров) и композиционный подход, построенный на нём. Работы Гурски воспринимаются как на макро, так и на микроуровне. Смотрим на работу издалека — чётко и ясно наблюдаем всеобъемлющую сложную структуру; подходим ближе — видим простые кирпичики, из которых она сложена. Качество, раньше доступное только серьёзной живописи и никак не ассоциировавшееся с фотографией. Но Гурски ломает этот подход и выводит фотографический язык на новый уровень структурной сложности. Да, это требует огромных технических усилий, основная часть его фотографий сильно отретуширована, это месяцы и месяцы весьма непростой постобработки. Но, как говорит сам автор: «В конце важно само изображение, а не то, как оно было сделано». И зритель с ним соглашается, так сказать «голосует рублём», признавая тем самым право фотографии быть «сложным» искусством, а не только той или иной формой фиксации реальности. Этот новый взгляд на людей и вывод на новый уровень фотографического языка и делают Андреаса Гурски великим фотографом, а его работы — самыми дорогими фотографиями в мире.
Kamiokande, 2007. 2,22 на 3,57 метров.
Комментарии
Подписаться