Приглашенный редакторУнылые открытки:
В чём главная проблема пейзажной фотографии
Как снимать природу красиво
Текст
Андрей Рогозин
Фотограф и преподаватель фотографии в школах Photoplay и Photohelp Андрей Рогозин продолжает рассказывать читателям Look At Me о разных сферах фотоискусства. Он уже поговорил с фотографом архиерея и рассказал о свадебной фотографии, а сегодня речь пойдёт о пейзажной фотографии и о том, почему следовать правилам в ней нужно с умом.
↑ фотографии Эдварда Уэстона
«ДУМАТЬ О ПРАВИЛАХ КОМПОЗИЦИИ ПЕРЕД ТЕМ, КАК СДЕЛАТЬ ФОТОГРАФИЮ — ВСё РАВНО ЧТО ДУМАТЬ О ЗАКОНАХ ГРАВИТАЦИИ ПЕРЕД ТЕМ, КАК ОТПРАВИТЬСЯ НА ПРОГУЛКУ». Так говорил Эдвард Уэстон, один из величайших фотографов первой половины XX века. Он был одним из первых, кто осознал язык изобразительной формы в его нынешнем понимании и заложил основы современного композиционного строя кадра. Именно Уэстон вместе с Анселем Адамсом основал знаменитую группу F64, которая навсегда изменила представления о фотографии в США. Многие критики до сих пор считают снимки обнаженной натуры из серии Nude on Sand непревзойденными в своей простоте и выразительности. Именно Уэстон был первым фотографом, получившим Гугенхаймовскую стипендию, и именно его работами преподаватели обожают загружать головы студентов на лекциях по теории композиции, что очень иронично, но история любит такие шутки.
↑ фотографии Ансела Адамса
Доходит до того, что об Уэстоне и Адамсе говорят как об авторах неких композиционных правил и приемов. Сложно придумать что-то более далекое от реальности, чем это утверждение. Они ничего не создавали (кроме прекрасных фотографий, конечно) и ничего не разрабатывали — разве что Адамс изобрел экспозиционную зонную теорию, которой в классической черно-белой фотографии пользуются и сегодня, спустя более полувека. Теорию Адамс придумал не просто так, а для студентов: он преподавал фотографию, и ему нужна была систематика в экспонометрии (измерении освещенности объектов съемки), которой на тот момент не было. Но Уэстон и Адамс не придумывали композиционных законов, которые сейчас студентам преподносят как некую альфу и омегу фотографии, и именно поэтому могли создавать сильнейшие и выразительные работы. Да, оба знали о композиции если не всё (всё знать о ней человек вряд ли может), то очень многое. Композиция была предметом для размышлений, поводом для экспериментов, полем для проб и ошибок. Она занимала и увлекала их, но им бы не пришло в голову применять ее на практике как некую систему законов и правил — в этом и ключ к сильной и выразительной фотографии.
Как снимает, допустим, пейзаж обычный современный «подкованный фотограф»?
Он знает, что надо снимать:
на рассвете или на закате
со штатива
предпочтительно на фокусном расстоянии в районе 24—28 мм
в кадре всё должно быть резко
цвет должен быть правильным
необходимо соблюдать правило трех планов
освещение должно быть боковое, не фронтальное
ни в коем случае нельзя располагать горизонт по середине кадра
И вот наш герой берет дорогую камеру с очень дорогим объективом, ставит всё это на дорогой штатив, после чего на рассвете идет искать точку, с которой будут правильно читаться три плана, освещенные боковым светом, и так далее. На выходе получается — в лучшем случае! — технически корректная, но унылая открытка. Такими завален интернет, и ценность их ничтожна. Совсем не потому, что правила были ошибочными или наш горе-фотограф не знал неких тайных композиционных приемов в фотографии — просто во время съемки он думает не о том, о чём стоило бы. Ансель Адамс пытался запечатлеть красоту божественного творения, а Эдвард Уэстон искал в фотографии «самопознание и саморазвитие, способ узнать и открыть себя, выстраивая и организуя простые формы с природой в качестве первоисточника». Оба автора ставили задачей съемки вовсе не получить фотографию «по нерушимым правилам», которую никто не смог бы раскритиковать на форуме. Они опирались на известные им и реально существующие закономерности восприятия, они искали новые формы и приемы, но только для того, чтобы в большей степени реализовать свои внутренние, а вовсе не привнесенные извне творческие задачи.
↑ фотографии Хироси Сугимото
Все знают, что горизонт нельзя располагать посередине кадра. Об этом пишут в любой брошюре по фотографии, с постулирования этого правила начинается любая статья, посвященная пейзажной фотографии, и это скажет вам любой новичок. А вот Хироси Сугимото этого, судя по всему, не знал, что не мешает ценам на его работы начинаться с 30 000 долларов. Сугимото много лет снимал прекрасную серию Seascapes, в которой видны только море и небо, а кадр поделён между ними пополам. Дело в том, что когда-то Сугимото осознал: этот вид — единственное, что сохранилось неизменным с тех времен, когда десятки тысяч лет назад наш первобытный предок начал с интересом осматриваться по сторонам. Сугимото снимал серию на разных берегах: в Арктике, Италии, Тасмании, Великобритании, Норвегии, Турции и в других странах. Везде он делал по сути один и тот же кадр — небо и море. При этом его отпечатки оказывают сильнейшее трансовое воздействие: от них невозможно оторваться, на выставке перед ними замираешь, как кролик перед удавом, — нет сил отвести глаза или тем более отойти. Фантастическая техника исполнения снимка, печать высочайшего класса, почти безграничное богатство тонов и простая, самая простая из возможных композиция — море и небо в равных долях. И это работает! Потому что в основе не бездумное следование правилам, а их осознанное использование для того, чтобы решить серьезную и глубокую творческую задачу. Как говорил Платон: «Если демиург любой вещи взирает на неизменно сущее и берёт его в качестве первообраза при создании идеи и свойств данной вещи, всё необходимо выйдет прекрасным; если же он взирает на нечто возникшее и пользуется им как первообразом, произведение его выйдет дурным».
↑ фотографии Масахисы Фукасы
О том же, что кадр не должен быть нерезким, шумным и зернистым, пишут даже в инструкциях к фотоаппаратам. А вот Масахиса Фукаса (еще один японский автор, работы которого стоят десятки тысяч долларов) об этом не знал! И всю серию, которую он потом собрал в книгу Karasu («Вороны»), он снимал именно в этой технике — зернисто и не очень резко. Книга получилась очень эмоционально насыщенной, мрачной и тяжелой, но именно этого и добивался автор, переживший тяжелейший развод с женой и сумевший перенести свои чувства на фотографии. Его старания оценили: в 2010 году авторитетнейшее международное жюри признало его книгу лучшим из фотоальбомов, напечатанных в мире с 1986-го по 2009 год.
Лучшие авторы опираются на знание композиции, берут то, что работает, и отбрасывают то, что не работает. Многие годы они снимают одну и ту же тему, нечто, по-настоящему важное лично для них. Благодаря своему таланту и упорству они могут подняться от личного к общему, от частности перейти к символу, из обычного перца создать прекрасный «трактат в одном кадре» о природе изображения. Подавляющее же большинство любителей следует неким придуманным и зачастую весьма спорным законам, честно старается их исполнять, но на выходе получает лишь блестящую мишуру. Всё потому, что у них нет внутреннего глубокого критерия правильности и необходимости. Лао Цзы говорил: дао рождает вещи, дэ вскармливает, взращивает, воспитывает, совершенствует, делает зрелыми, ухаживает за ними, поддерживает их. Так вот, чтобы дэ было с чем работать, в начале должно быть дао — и именно это нужно понять всем, кто хочет стать серьезным фотографом.
Комментарии
Подписаться