Приглашенный редакторПочему фотографы живут дольше остальных
«Мой вам совет: берите камеру в руки»
Текст
Андрей Рогозин
Фотограф и преподаватель фотографии в школах Photoplay и Photohelp Андрей Рогозин продолжает рассказывать читателям Look At Me о тонкостях своей профессии. Сегодня он задаётся неожиданным вопросом: почему фотографы живут так долго?
Как-то раз на занятиях студенты меня спросили: почему вы, фотографы, живёте так долго? Не помню, что я тогда ответил: полагаю, как-то отшутился, потому что как можно серьезно отвечать на подобные вопросы?! Но сейчас, когда этот же вопрос поставила передо мной редакция Look At Me, я задумался: а может, и правда есть какая-то причина, по которой фотографы живут долго, дольше статистической нормы? Возможно, есть какой-то фактор, что-то связанное с образом жизни?
Вопрос интересный, но прежде чем строить гипотезы, я решил проверить сам факт: правда ли, что фотографы живут долго? Для этого я собрал известных и значимых фотографов, имена которых на слуху у целевой аудитории. В список попали фэшн-фотографы и документалисты, пейзажисты и арт-фотографы. Только военных фотографов я в него не стал включать по понятным причинам, ведь у них срок жизни определяется в большинстве случаев не здоровьем, а нелепыми и трагическими случайностями. Самое удивительное, что после анализа оказалось, что мы, фотографы, и в самом деле живём долго!
Для того чтобы вам не пришлось читать список из 203 позиций, я решил его немного сократить, оставив в нём только очень известных фотографов, чьи имена знает любой человек, имеющий отношение к современной визуальной культуре. И вот что получилось:
↑ Графика наглядно показывает
долгожителей среди фотографов
Средний возраст фотографа составляет 82 года. При этом средняя продолжительность жизни в США — 75 лет, во Франции — 77 лет. Кстати, если сравнивать эту цифру с нашими российскими 64 годами, то вывод один: всей стране срочно нужно переквалифицироваться в профессиональных фотографов! Два персонажа с самыми короткими сроками жизни из нашего списка (60 и 63 года) — это Юджин Смит и Ги Бурден. Отметим, что Юджин Смит умер от осложнений, связанных с употреблением наркотиков и алкоголя, а Ги Бурден славился деспотизмом, жестокостью и нервозностью. Если же исключить их из статистики, то результат сразу становится еще более впечатляющим.
А вот еще несколько персонажей, которые до сих пор живы, а многие из них еще и снимают (долгих им лет плодотворной творческой жизни):
Эллиотт Эрвитт, 1928 г. р.
Уильям Кляйн, 1928 г. р.
Карл Лагерфельд, 1933 г. р.
Дэвид Хёрн, 1934 г. р.
Йозеф Куделка, 1938 г. р.
Дэвид Бейли, 1938 г. р.
Жан Паоло Барбьери, 1938 г. р.
Мэри Эллен Марк, 1940 г. р.
Патрик Демаршелье, 1943 г. р.
Жиль Бенсимон, 1944 г. р.
Питер Линдберг, 1944 г. р.
Паоло Роверси, 1947 г. р.
С такой статистикой на руках отшутиться уже не получится, придётся найти серьезное обоснование. Что именно влияет на продолжительность жизни фотографа, в чём секрет? Для того чтобы это понять, необходимо внимательно посмотреть на жизнь фотографа как таковую, на то, что он делает, как именно он это делает, каков его распорядок дня. Да и сам процесс съемки, вроде бы очевидный и понятный, нужно проанализировать: во многом именно в нём, как мне кажется, кроется ответ на вопрос.
Что же делает фотограф? Снимает? Нет! В первую очередь он двигается, ходит, перемещается, зачастую проводя очень много времени на воздухе. Это очевидно касается и пейзажистов, и стрит-фотографов, и документалистов, хотя в меньшей степени относится к фэшн-фотографам. «Качество ваших фотографий в первую очередь зависит от того, насколько изношены ваши подошвы», — говорил один из величайших документалистов XX века. Или вот цитата на 40 лет свежее: «Я беру камеру и иду в город. Я хожу, смотрю, дышу, и в тот момент, когда я перестаю различать, где город, а где я, начинается съемка». Это сказал Алекс Вебб — один из величайших современных стрит-фотографов.
О том, сколько времени (причем в любую погоду) проводил на природе, в горах, в лесу гений пейзажной фотографии Энсел Адамс, я думаю, каждый из нас догадывается и так. И вот что интересно: средняя статистика по фэшн-фотографам (если анализировать полную базу из 203 персонажей) чуть хуже — у них средний срок жизни примерно на год меньше, чем в среднем по всей моей выборке, и на три года меньше, чем у документалистов. Оно и понятно: ходить фэшн-фотографу приходится гораздо меньше, да и сама съемка обычно проходит гораздо статичнее. Кроме того, фэшн-фотографы обычно живут в городе, перемещаются на машинах, их образ жизни в каком-то смысле ближе к образу жизни типичного городского клерка, и статистика сразу показывает нам, к чему это приводит.
Почему-то мы всё время склонны забывать именно такие простые истины. Так что мой вам совет: камеру в руки
О пользе ходьбы написано столько, что даже как-то неудобно рассуждать на эту тему. Пока ты ходишь — ты жив, и этим всё сказано. Интереснее поговорить о другом. Ведь не только документалисты и пейзажисты живут дольше: средний срок жизни фэшн-фотографов тоже не укладывается в «общечеловеческую» статистику. Дело в том, что съемка — процесс творческий. Снимать и думать одновременно практически невозможно, ведь творчество — отнюдь не левополушарный процесс. Как говорил Картье-Брессон, думать надо до и после съемки, а в самом процессе съемки логика только мешает. Можно сказать, что в процессе съемки хороший фотограф находится в своего рода трансе, он становится един с окружающей реальностью, воспринимает ее гармонию как часть себя, как нечто внутреннее, а не как что-то внешнее.
Это состояние транса, своего рода медитация, и есть, как мне кажется, причина продолжительной жизни фотографов. Регулярное целенаправленное созерцание снимает стресс, позволяет вырваться из тисков загнанного и взвинченного темпа жизни, даёт отдых голове и душе. Один из моих знакомых, весьма известный московский фэшн-фотограф, как-то сравнил съемку с медитацией под водопадом: ты точно так же пытаешься вне логики и расхожих штампов найти ответ на вопрос «Что такое красота, которую я вижу перед собой?», а вокруг носится куча народа, который мешает, отвлекает, дёргает. Главное в этом процессе — не потерять концентрацию и продолжать скорее чувствовать, чем думать.
Итак, причин, по большому счету, две: внешнее, физическое движение и внутренний, душевный покой. Ничего нового мы не открыли: любой тибетский лама или беломорский святой старец скажут то же самое. Но почему-то мы всё время склонны забывать именно такие простые истины. Так что мой вам совет: камеру в руки, расслабляющую музыку в наушники — и вперёд, на улицу, к хорошим фотографиям и 82-летней (в среднем) жизни!
Комментарии
Подписаться