Приглашенный редакторПочему ваш новый телевизор уже устарел
Квантовые точки сделают картинку красивее, чем в реальной жизни
Текст
Марат Кузаев
По просьбе Look At Me телекритик Марат Кузаев продолжает рассказывать о том, что происходит с телевидением. Сегодня он рассказывает об одной из главных тем прошедшей выставки CES-2015 — телевизорах с квантовыми точками, которые показывают, что их производителям ещё есть чем нас удивить.
Читайте также:
Производители телевизоров гонятся
за цифрами
Телевизор есть почти в каждом доме. Однако рынок этих устройств достиг пика в 2011 году, а теперь если и растёт, то лишь на считанные проценты в год. Стараясь соблазнить покупателей, чтобы те купили новую модель, производители бытовой электроники снижают цены и оттачивают технологии. Новая мода в сегменте телевизоров — квантовые точки, полупроводниковые нанокристаллы, которые в буквальном смысле скрашивают недостатки обычных экранов.
С тех пор как телевизоры уплощились и растянулись вширь, в них появилась всего одна по-настоящему поворотная технология — Smart TV, превращающая экран в этакий настенный планшет и соединяющая его через интернет с глобальной медийной экосистемой. Правда, Smart TV отчасти внеположна телевизорам: прелесть заключается в том, что через неё можно получить доступ к не совсем или вовсе не телевизионным сервисам, а «поумнеть» может почти любой современный дисплей — достаточно подключить специальную приставку или игровую консоль.
В остальном телевизоры развиваются предсказуемо. Увеличивается разрешение экрана, расширяется цветовая гамма, растут контрастность и яркость, на торцах проступают новые разъёмы, кое-где довешивают 3D, а модели с большими диагоналями загибаются дугой, чтобы вся поверхность была равноудалена от глаз зрителя. Маркетологи подчёркивают разные достоинства, но всегда упирают на количество точек, которые вмещает дисплей (отсюда броские аббревиатуры и сокращения 720p, 1080p, HD, Full HD, UHD, 4K, 8K), и невольно подменяют понятия.
Со слов продавцов кажется, будто экранная точка — просто единица измерения вроде метра или килограмма. Метр есть метр, значит, всякий пиксель равен любому другому. Однако на деле они отличаются характеристиками и по-прежнему далеки от идеала. Технология квантовых точек (англ. quantum dots, или QD), которая наконец-то появилась в коммерческих моделях, как раз должна устранить недостатки современных дисплеев. Её апологеты обещают красочное изображение, как на заоблачно дорогих OLED-экранах, но по цене немногим выше обычных LED-телевизоров.
Квантовые точки исправят основной недостаток современных телевизоров
Сегодня большинство телевизоров делают на светодиодах (англ. light-emitting diode, или LED). Их устройство напоминает бутерброд. Внешний слой LED-телевизоров состоит из жидких кристаллов, образующих решётку с затворными ячейками-пикселями. На пиксели попадает свет из расположенных глубже цветовых фильтров, где он преломляется от источника, светодиодов. По сравнению с устаревающими флуоресцентными лампами с холодными катодами LED-подсветка даёт более совершенное изображение, а вдобавок позволяет уменьшить толщину экрана и снизить энергопотребление.
Однако технология LED-подсветки обладает существенным недостатком. Проникающий в цветовые фильтры свет должен быть белым, а светодиоды в телевизорах на самом деле обычно синие — для нужного эффекта их покрывают фосфором. После фильтрации получающегося беловатого света красный компонент цвета выглядит тусклее, чем два оставшихся, следовательно, портится и картинка на экране. Инженеры могут выправить дисбаланс, «приглушив» синий и зелёный компоненты, но не в силах придать изображению естественные цвета.
Квантовые точки способны устранить изъян LED-подсветки. Их независимо открыли ещё в 1980-х годах американец Луис Брас и советские учёные Алексей Екимов и Александр Эфрос. Брас обнаружил, что под облучением квантовые точки окрашиваются, причём цвет зависит от их размера. Сегодня можно получить устойчивые точки нужной, с точностью до атома, величины. Для экранов их напыляют на тонкую плёнку и подкладывают между подсветкой и слоем жидких кристаллов. Если светодиоды установлены по краям дисплея, то QD располагают на тонких трубках. В этих схемах не нужен фосфор — достаточно синего LED-элемента. Под лучами точки в 2, 4 и 6 нанометров светятся чистыми синим, зелёным и красным. Соединяясь, три компонента дают безупречный белый свет, который устремляется в фильтры. Благодаря этому цвета на изображении получаются ярче и естественнее.
У телевизоров с квантовыми точками (англ. QD-LED, QLED) много преимуществ. По сравнению с обыкновенными LED-моделями с ними значительно расширяется цветовая гамма, а энергопотребление сокращается на порядок, потому что требуется меньше светодиодов. Чтобы выпускать такие устройства, компаниям не приходится строить новые сборочные линии — достаточно немного переделать уже существующие. В производстве дисплеи с квантовыми точками выгодно отличаются от экранов на органических светодиодах (англ. organic light-emitting diode, или OLED), на сегодня самых дорогих, для которых нужен другой технологический процесс. Оттого цена на QLED-модели будет лишь на 30—50 % больше, чем на обычные LED-телевизоры, тогда как «органические» дисплеи сегодня стоят примерно втрое дороже ТВ со светодиодной подсветкой.
Что случится с телевизорами дальше
Гонка за пикселями больше не захватывает покупателей. Разница между Full HD и 4K бросается в глаза, если уткнуться носом в экран. Но главное — в сверхвысоком разрешении почти нечего смотреть: к примеру, американское телевидение по-прежнему показывает передачи в основном в 720p, а игровые консоли восьмого поколения не всегда дотягивают до 1080p. Впрочем, некоторые потоковые сервисы, в том числе Netflix и YouTube, постепенно добавляют 4K-контент, в 2015 году появятся первые диски 4K Blu-ray, а Disney, Fox, Samsung и другие компании учредили отраслевой союз, чтобы популяризовать сверхвысокое разрешение. Однако сама идея, что картинка должна быть как можно более подробной, спорна: подчас в кадре видно то, что режиссёры предпочли бы скрыть, а из-за чрезмерной чёткости кино перестаёт выглядеть как кино.
Технологии QLED и OLED указывают на новый подход к производству телевизоров. Теперь важно не только количество точек на экране, но и их качество. QLED-телевизоры, ставшие одной из главных тем прошедшей выставки CES-2015, привлекают ценой, а OLED — безупречным чёрным цветом: квантовые точки исправляют недостатки светодиодов, но пиксели в таких экранах по-прежнему пропускают немного света. Вскоре QLED даст зрителям картинку наилучшего — ну, или почти — качества по приемлемой цене.
Чего эта технология не в силах сделать, так это заставить посмотреть на телевизор по-новому. Выбирая между замечательным и великолепным, покупатели вряд ли восхитятся так же, как когда-то первые владельцы цветных ТВ и пультов дистанционного управления. Порой с досады телевизоры хочется сглазить и напророчить им мрачное будущее, где их заменят планшеты и очки виртуальной реальности, — эти устройства дают другие ощущения, а не только повышенные числовые характеристики. Впрочем, производители готовят по крайней мере ещё одну любопытную разработку: экраны с соотношением сторон 21:9, как в мультиплексах. Первые модели «кинотелевизоров» появились несколько лет назад. Когда-нибудь этот формат наверняка распространится повсеместно, а квантовые точки пригодятся, чтобы подчеркнуть его достоинства.
фотографии via Waldemar Brown
Комментарии
Подписаться