Приглашенный редакторЧто такое креативность
на самом деле
Учёные советуют, как стать творческой личностью
Текст
Олег Виноградов
В современном обществе способность к творчеству ценится чуть ли не выше других личностных качеств. Look At Me попросил журналиста и учёного Олега Виноградова рассказать, из чего состоит творческий процесс и как определить креативного человека.
Творчество — это вид когнитивной деятельности, который ведёт к новому или необычному видению проблемы. Под это определение подходят сотни вещей: решение задач, проектирование оперы или атомного реактора, музыкальная импровизация. Креативность (от лат. creatre — творить) в этом случае — всего лишь способность к творчеству. К сожалению, исследования творчества едва ли охватывают все эти феномены.
В качестве примера попробуйте решить эту задачу (говорят, что меньше чем 1 человек из 10 может решить её правильно, а точнее максимально рационально, ведь правильного ответа тут нет и вовсе):
Вы с другом путешествуете в горах (в оригинальном источнике это был бразильский тропический лес, можете представить его) и наталкиваетесь на ущелье. Глубина ущелья — 12 метров 192 сантиметра, ширина — 18 метров 288 сантиметров, длина — несколько километров. У вас с собой 6-метровая лестница, плоскогубцы, спички, свечи, бесконечный запас верёвки, а вокруг камни. Как вы переберётесь через ущелье?
(ответ в конце материала).
Из чего состоит творческий процесс
В начале ХХ века британский психолог Грэм Уоллес создал одну из первых концепций творческого процесса, описав его основные этапы. Всего их четыре.
ПОДГОТОВКА — постановка задачи и весь предшествующий опыт
(уроки математики или занятия в художественной школе);
ИНКУБАЦИЯ — отвлечение от задачи. Часть учёных считают, что на этом этапе
мы забываем первоначальные неэффективные решения. Другие полагают,
что активно работает наше бессознательное, анализируя сотни ассоциаций;
ИНСАЙТ — озарение, просветление. Роберт Солсо в своём знаменитом учебнике отмечает, что инкубация далеко не всегда приводит к озарению: «Мы все знакомы
с людьми, которые большую часть своей жизни пребывают в инкубации,
но так и не достигли просветления»;
ПРОВЕРКА — длительной этап проверки идей и их отбора.
Экспериментального подтверждения эта концепция почти не получила,
но во многом напоминает отчёты о работе знаменитых творческих личностей. Самый известный пример — открытие свойств автоморфных функций французским математиком Анри Пуанкаре. Он вспоминает, что несколько недель безуспешно работал над функциями. Затем отправился в геологическую экспедицию, где совсем этим не занимался. Решение пришло к нему неожиданно. Пуанкаре вспоминает: «Мы садились в омнибус, и, когда я поставил ногу
на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки пришла идея о том,
что преобразования, которые я использовал в определении автоморфных функций, идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии».
Кто такой творческий человек
Считается, что творческие люди эксцентричны, интерактивны, неконформны
и противоречивы. Последние 100 лет исследователи пытались понять, как
на самом деле устроена личность творца: от книги Чарльза Ламброзо
«Гениальность и помешательство» до сложных моделей современной психологии. Стоит отметить, что в исследованиях креативности и творчества редко изучают иконических гениев (big-C, как их называют когнитивные психологи). Обычно изучают творцов, которые набрали самые высокие баллы в тестах на креативность (или little-c); например, придумали самое необычное применение кирпичу.
В психологии есть много моделей, описывающих человеческую личность. Самая популярная среди них — так называемая «большая пятёрка», в которую входят:
ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ — любознательность, хорошее воображение
и широкий круг интересов.
ЭКСТРАВЕРСИЯ — возбудимость, коммуникабельность, энтузиазм,
напористость, самоуверенность.
НЕВРОТИЦИЗМ — эмоциональная неустойчивость, чувствительность.
ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ (сознательность) — самоконтроль, желание следовать правилам.
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ — доверие, доброта, альтруизм.
Некоторые факторы очевидно связаны с креативностью, например, открытость опыту и высокий уровень экстраверсии. С другими факторами всё не так однозначно. Высокий уровень невротицизма — характерная черта многих художников, хотя учёные чаще бывают эмоционально стабильными.
Добросовестность — тоже неоднозначный фактор. Креативная личность должна быть обособленной и не подчиняться правилам. Художники получают очень низкие оценки по этой шкале, а учёные — даже выше, чем в среднем в популяции. Американский исследователь Григорий Фист заметил, что креативные учёные
в среднем получают куда более высокие оценки по этой шкале, нежели их менее креативные коллеги. Добросовестность связана с умением эффективно организовать работу и достичь лучших результатов в любом виде творчества.
Это первое доказательство противоречивости творческой личности.
Доброжелательность — фактор, который почти во всех исследованиях негативно коррелирует с креативностью. Учёные сходятся на том, что творческие люди имеют тенденцию к низкому уровню доброжелательности. Они не склонны
к командной работе, часто несдержанны в обществе, нетолерантны
и производят не самое хорошее впечатление. Американский психолог венгерского происхождения Михай Чиксентмихайи заметил, что творческие
люди демонстрируют особенности личности, которые у обычных людей редко считаются позитивными. «Вероятно, парадоксальные особенности личности
и многогранный характер — отличительный признак творческого человека»,
— говорит учёный.
Творческие люди имеют тенденцию к низкому уровню доброжелательности
Модель «большой пятёрки» не объясняет, какие особенности личности на самом деле связаны с креативностью. Поэтому исследователи Женевского университета объединили факторы из большой пятёрки в суперфакторы. Учёные выясняли,
как суперфакторы связаны с генерацией и отбором идей. Они предполагали,
что пластичность и дивергентность отвечают за создание идей, в то время
как конвергентность помогает выбрать лучшую.
ПЛАСТИЧНОСТЬ («открытость к опыту» и «экстраверсия»);
ДИВЕРГЕНТНОСТЬ (низкий уровень «добросовестности» и «доброжелательности»);
КОНВЕРГЕНТНОСТЬ (высокий уровень «добросовестности»).
В двух последовательных экспериментах приняли участие более 200 человек.
Они заполняли 3 вида опросников: о личностных особенностях, создании идей
и достижениях в «творческих занятиях» (например, писательстве или сочинении музыки). Для анализа данных авторы использовали моделирование структурными уравнениями (SEM). Это особый метод компьютерного моделирования, который позволяет анализировать причинные связи.
В результате оказалось, что именно высокий уровень пластичности и дивергентности (это самодостаточные, независимые нонконформисты) помогает генерировать идеи. Это напрямую связано с высоким творческим потенциалом.
С другой стороны, высокий уровень конвергентности помогает отбирать лучшие идеи, но само по себе это не влияет на творческий потенциал. То есть исключительно конформные, самокритичные люди практически никогда
не преуспевают в творчестве. Креативные люди полны парадоксов.
Почему деление
на левое и правое полушарие — это миф
Первые свидетельства о связи областей мозга и креативности появились благодаря пациентам с разнообразными поражениями мозга. Были случаи, когда пациенты с очагом эпилепсии в левых лобно-височных областях неожиданно открывали у себя творческие способности. Недавно подобный случай описали
и для пациента с очагом в правом полушарии. Творческое озарение посещало
и пациентов с лобно-височной деменцией (особый, довольной редкий вид старческого слабоумия). Позже систематические исследования показали,
что такие случаи — скорее исключение. Автор подобного исследования
Катерин Ранкин заметила: «Несмотря на творческие успехи отдельных пациентов, в среднем для людей с лобно-височной деменцией более характерна апатия».
Исследования пациентов с поражением центральной нервной системы —
не единственный способ выяснить, чем креативные люди отличаются
от остальных. Совсем недавно в арсенал исследователей попал ещё один метод, основанный на магнитно-резонансной томографии, — воксельная морфометрия (воксел — это трёхмерный пиксель). Метод основан на том, что данные МРТ особым образом обрабатывают и стандартизируют, так что можно напрямую сравнить различия в размерах разных отделов мозга.
Рекс Юнг, исследователь университета Нью-Мехико, сравнивает особенности мозга творческих людей. Участников эксперимента поделили на две группы
по результатам тестов на креативность и сравнили отличия в строении их мозга.
В одном из таких исследований установили, что у людей с высоким уровнем креативности толще правая задняя поясная извилина — её видно, если два полушария разделить между собой. Некоторые области мозга у креативных людей были тоньше и меньше — например, язычная извилина, веретеновидная извилина, левая лобная доля, левая латеральная орбитофронтальная кора и правая угловая извилина. Интересно, что у людей с более высоким IQ есть преимущество
в размерах мозга, а с творчеством дела обстоят иначе.
Некоторые области мозга у креативных людей были тоньше и меньше
Юнг отмечает, что различия серого вещества можно связать с определёнными функциональными сетями, например, сетью когнитивного контроля (cognitive control network). С её помощью объясняют такие функции, как переключение внимания, осознанное принятие решений и рабочую память. В сеть когнитивного контроля входят боковые участки префронтальной коры и задние области теменной коры.
Сеть когнитивного контроля обычно подавляет работу другой нейрональной сети — сеть оперативного покоя (от англ. default mode network, можно встретить
и другие варианты перевода: сеть пассивного режима работы мозга, или сеть пассивного режима, сеть базового режима и так далее; к сожалению, в русском языке не прижился пока ни один из этих терминов). Сеть оперативного покоя активна при свободном бодрствовании — например, если вы мечтаете. Она образуется из соединения медиальной лобной коры, медиальной височной коры, задней части поясной извилины, нижней части теменной коры и многого другого.
Именно с этой активностью связывают работу воображения, генерацию новых идей и неожиданных ассоциаций — и в том числе музыкальную импровизацию. Лимб и Браун, исследователи Университета Южной Калифорнии, продемонстрировали, что во время музыкальной импровизации на фортепиано активируются области коры, связанные с сетью оперативного покоя. Активность работы мозга регистрировалась с помощью фМРТ. Примерно так же ведёт себя
и мозг рэперов во время фристайла.
Теперь вы понимаете, почему идея о творческом правом полушарии — это всего лишь миф. Левое не меньше связано с работой сложных сетей и, соответственно, с творчеством, креативностью и генерацией идей. Хотя (по данным некоторых исследований) во время решения творческих задач активность справа чуть больше, это совершенно не доказывает доминантной роли правого полушария
в творчестве.
Как стать творческим
Бегайте по утрам, ешьте больше белков, планируйте ваш день, проводите бизнес-встречи на свежем воздухе — в интернете можно найти тысячи советов, как стать креативнее. Существуют сотни образовательных методов повысить творческий потенциал. Если верить большому мета-анализу, многие из них работают, особенно те, которые развивают когнитивные навыки и применение на практике. Не стоит забывать, что во многих лабораториях исследователи активно стимулируют мозг человека электрическими или магнитными полями и добиваются фантастических результатов при решении задач. Тут я бы хотел остановиться на способах, предложенных психологом Хейзом ещё в конце 70-х годов прошлого столетия. Даже авторы современных методов разделяют мнение, что это чрезвычайно важно.
ПОМНИТЕ: БОЛЬШЕ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ — БОЛЬШЕ ТВОРЧЕСТВА. Почти всех гениальных людей объединяет усердие. Знаменитые художники и учёные тратили многие годы на совершенствование своих навыков и сбор информации.
СОЗДАВАЙТЕ ПРАВИЛЬНУЮ АТМОСФЕРУ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА. Стоит вспомнить про мозговые штурмы, о которых говорит профессор UCL Винсент Волш. Это хорошо работает не только в группах, но и с самим собой.
ИЩИТЕ АНАЛОГИИ. Сложные новые задачи часто похожи на те, которые мы уже не раз решали, но далеко не всегда это легко распознать.
(Ответ на задачу: стоило заполнить ущелье бесконечным запасом веревки и спокойно перейти на другую сторону. Этот пример позаимствован из отличного учебника по когнитивной психологии Роберта Солсо).
фотографии via Shutterstock, Paul Kaptein, Linda Gavin, Epiforma Design
Комментарии
Подписаться