КинозавтраЭффект присутствия: Самые зрелищные спецэффекты в истории кино
Эволюция монстров, хроника космических войн и зал славы супергероев
ТЕКСТ
Алиса Таежная
Кинозавтра — спецпроект Look At Me и МегаФон об экспериментах в кино и о людях, которые вошли в историю кинематографа, опередив свое время. От первых смелых опытов до удивительных открытий — эволюция технологий в кино продолжается на наших глазах. А о том, что станет с кино завтра, фантазируют молодые режиссеры.
В попытках отразить реальность кинематографисты осваивали классические театральные жанры, основанные на глубоких характерах и сильных диалогах — драму, мелодраму, комедию, а позже — вдохновленные литературной традицией триллер и детектив. Но был и другой путь — иллюзионизма и создания виртуальных миров, которые ничем не походили на привычную действительность. Именно сказочникам-визионерам кино обязано появлением спецэффектов, которые с каждым годом все глубже погружают зрителей в происходящее на экране.
Поначалу миры на экране все равно напоминали реальность, но театрализованную, зрелищную. Жизнь в начале века была совсем не живописной: грязные города и деревни, болезни, рабский труд. На этом фоне бархатные занавески театра казались роскошью, сродни фонтанам шампанского или россыпи золотых конфетти. Единственными альтернативами кино или театру были балаганные развлечения, уличные представления и интриги внутри тесных соседских общин. За кролика в шляпе и букет в рукаве уставшие на работе семьи были готовы отдать последние деньги — иначе им нечему было бы удивляться.
Первые спецэффекты ушли не намного
дальше цирковых трюков
Зрители восторженно, но снисходительно наблюдали за невероятными чудовищами, которые были просто людьми в плохо сшитых костюмах (примитивных масок, кривых швов и грима не было видно на съемочном расстоянии первых камер). Со временем людей в костюмах на съемочной площадке заменили небольшими кукольными моделями на примитивных фонах. Позже их окружили профессиональные пиротехники и световики, удивительные видеоредакторы, талантливые реквизиторы и гримеры. За созданные ими зрелища люди отдавали деньги с 1930-х годов до компьютерного прорыва середины 1980-х годов.
Глобальные смысловые и эстетические противоречия между Америкой, поставившей на поток киноаттракцион, и остальным миром повернули историю спецэффектов так, что в каждом по-настоящему зрелищном фильме можно найти голливудский след. Но это нисколько не умаляет удивительные изобретения в монтаже и операторском мастерстве, придуманные европейцами.
Европейский фильм со спецэффектами
всегда сложнее придуман, скромнее
сшит и мягче сделан
Спецэффекты стали постоянным атрибутом исторических и приключенческих фильмов, придуманных как кассовые аппараты для наивной публики. Когда пришел черед экранизаций историй про супергероев, пришельцев и монстров, мастера по спецэффектам включились и в эту индустрию. Любой кассовый фильм за последние 40 лет так или иначе показывал другую реальность, в которую хотелось поверить.
Чем больше развиваются технологии, тем удивительнее кажется работа продакшен-дизайнеров, создающих тени, рисующих виртуальные среды и замораживающих предметы в полете. В титрах современных зрелищных фильмов не меньше двух тысяч имен, без которых не было бы погонь Бэтмена, разбирающихся на части трансформеров, да и просто летящего с крыши небоскреба главного героя.
10 вех в истории спецэффектов
10 фильмов без компьютерных
эффектов, которые интересно
пересматривать даже в эпоху 3D
-
Метрополис, 1927
Немой и черно-белый, но очень красивый даже 85 лет спустя, эпос Фрица Ланга о беспощадном городе будущего, сжигающем своих детей. Недавно был полностью отреставрирован и дополнен утерянными фрагментами.
-
Волшебник страны Оз, 1939
Детская сказка с миллионами мемов и подражаний и одна из самых наивных и красивых костюмных экранизаций классического Голливуда. Хотя очевидно, что Лев, Страшила и Дровосек — просто неловкие костюмы, а маковое поле — грядка с папье-маше в пересвеченном павильоне, «Волшебник страны Оз» — все еще безгранично обаятельный и удивительный фильм о старых добрых временах.
-
20 000 лье под водой, 1954
История о капитане Немо и его спутниках в подводном путешествии построена вокруг изумительных декораций и прекрасно подобранного по стилю реквизита, сочетающего в себе традиции XIX века и веру в прогресс начала 1950-х.
-
Запретная планета, 1956
Американская мечта о путешествии на Марс воплощена в простых декорациях и примитивной работе с миниатюрами: видно линии на холстах, где приземляется летающая тарелка, и нет сомнений, что инопланетяне — просто одетые в серебристое люди. Однако, как и всякая мечта, фильм ни на секунду не становится буквальным и выглядит сенсационно красиво для своего года производства.
-
Машина времени, 1960
Герберт Уэллс, один из кумиров и любимых авторов большинства голливудских продюсеров, в очередной раз вдохновил кинематографистов на путешествие во времени и пространстве. В фильме есть не только знаменитая раса морлоков и стоп-моушен, но и отличная живая история, которую редко встретишь в современных клишированных приключениях.
-
Фантомас, 1964, 1965, 1967
Комедийная сага из трех частей — не только золотая страница французского кинематографа 1960-х с сенсационным прокатом, но и попытка создать дивный новый мир без всяких спецэффектов. Здесь за все отвечают декорации, резиновая маска самого Фантомаса, простенькие механические устройства и дизайн съемочных павильонов, в которых создавалась история о преступнике из будущего, окруженном невероятными гаджетами.
-
Фантастическое путешествие, 1966
Трейлер обещает, что, посмотрев фильм, вы больше не сможете относиться к своему телу, как раньше. Действительно, путешествие группы добровольцев внутри человеческого организма меньше всего похоже на экранизацию учебника по анатомии и больше всего — на полет к другим планетам. Как бьется сердце, переплетаются нервы и размножаются клетки, видно из окон небольшой капсулы, в которой герои отправляются в путь. В сюжете не обошлось и без холодной войны: оказывается, что «фантастическое путешествие» — обязательный номер в гонке вооружений. Тему уменьшения и путешествия по собственному телу очень смешно обыграли английские комики «Майти Буш» в одном из своих шоу.
-
Барбарелла, 1968
Пожалуй, самые дурацкие диалоги на свете и самая красивая Джейн Фонда — в фильме, сделавшем ее секс-символом 1960-х годов. «Барбарелла» Роже Вадима вдохновлена освоением космоса на пике холодной войны и целиком состоит из простеньких спецэффектов, светящихся костюмов и умопомрачительных декораций.
-
Планета обезьян, 1968
Триумфальное начало почти 50-летней франшизы, гениальное по сценарию и визуальным эффектам. Главный герой попадает на планету, где обезьяны скачут верхом, стреляют из ружей и пленяют людей, справедливо считая их угрозой своей расе. Маски и перчатки, имитирующие мохнатые руки, а также щедрые декорации превратили кино в очень дорогую театральную постановку. Дальние планы, снятые с воздуха, и сцены с сотнями шагающих на двух ногах обезьян — это ли не романтика грядущих студенческих волнений 1968 года?
-
Космическая одиссея 2001 года, 1968
Кажущийся в наши дни довольно претенциозным блокбастер Кубрика был придуман и сделан вопреки правилам блокбастера. Главный герой, произнося едва ли пару слов за весь фильм, несется сквозь космос: миры пересекаются, черный монолит делает из обезьяны человека, а в финале огромный зародыш глядит в пустоту Вселенной. Неторопливый, медитативный, почти трехчасовой и продуманный до мелочей в эстетике и саундтреке, этот фильм обозначил уход от пластилиновых людей, гигантских клеток и стреляющих огнем космических кораблей. Космос стал еле уловимой средой тишины и темноты, с редкими вспышками чуда.
4 героя, которые придумали
все на свете без компьютеров
Рэй Харрихаузен:
Американские
кукольные эффекты
Мастер классических голливудских приключений умер этой весной, прожив 93 года и подарив Америке простенькие и сделанные на коленке, но такие любимые многими поколениями спецэффекты в приключенческом кино: танцующих скелетов с мечами, пластилиновую Медузу Горгону, индийское божество со множеством рук и Кинг-Конга, сражающегося против всего животного мира.
Александр Роу:
Русско-советские
психоделические сказки
Сын ирландца и гречанки с удивительной советской судьбой Александр Роу, прививший коллективную эстетику всем советским детям. Начинал как галантерейщик, но стал столпом детского кино СССР. Несмотря на железный занавес и сложности советского времени, Роу отлично знают за границей как главного мастера советской визуальности, создателя неповторимых декораций и костюмов. Это единственный человек, которому удалось убедительно экранизировать сложный и пестрый русский фольклор.
Иширо Хонда:
Японские монстры кайдзю
После Второй мировой войны Америка и Япония щедро обменивались сюжетами и технологиями кино. Японцы, которые знали не понаслышке о землетрясениях и наводнениях, создали на киноэкране масштабных монстров, разрушающих города и убивающих жителей. Так в кино появились и до сих пор не исчезли кайдзю — «странные чудовища» неопределенного происхождения, которым по силам сокрушить целый мегаполис. Пик всенародной любви к кайдзю в Японии пришелся на 1950–1970-е, но в массовой культуре они прижились только несколько лет назад на волне интереса к азиатской эстетике. Иширо Хонда, придумавший Годзиллу и еще полтора десятка монстров, — возможно, главная причина, почему насмотревшиеся его фильмов японцы не боятся вообще ничего.
Дарио Ардженто:
Итальянские ужасы 1970-х
После триумфа неореализма итальянцы переосмыслили господствующую эстетику и выкинули с парохода современности Феллини, Пазолини и Антониони. Массовой публике они предложили простенькие и иногда не очень глубокие, но наполненные саспенсом и очень красивые слэшеры, триллеры и хорроры с кладбищами, перевоплощениями, ночными кошмарами и прочим эксплуатейшном. На этой сцене работало с десяток крепких мастеров (например, Марио Бава), но первая ассоциация — это, конечно, Дарио Ардженто. Беспощадный отец (про это можно почитать в мемуарах его дочери Азии) и плодовитый иллюзионист, питавший огромную слабость к алому, розовому и багровому, хрупким героиням, заговорам и ножам. Декорации, монтаж, искусственная кровь и ничего больше.
1970-е: почему спецэффекты
изменились навсегда
Голливуд, придуманный как машина для зарабатывания денег, дал сбой в первой половине 1960-х, когда родители уселись смотреть телевизор, а дети начали искать себе новые развлечения. Помпезные театрализованные экранизации вроде «Десяти заповедей» теперь не работали — молодежи 1960-х было плевать на религию, ей хотелось развлечений. Историки считают, что это было первое, просчитанное рекламистами, поколение людей без проблем — в отличие от их родителей, прошедших Вторую мировую войну. Детей волновал табуированный в публичном пространстве секс, скрываемые в пуританском обществе отношения и крайне редкие в унылых пригородах катастрофы и убийства. На этом и сыграли эксплуатейшн-фильмы начала 1960-х, Роджер Корман и его экспериментальная лаборатория, которая потом выросла в Новый Голливуд.
Культура автокинотеатров и недорогого кино отлично работала и приносила хорошие деньги, но можно было вложить больше и получить миллионы. Именно так появились три знаковых фильма, которые перевернули историю кино — «Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина, «Челюсти» Стивена Спилберга и «Звездные войны» Джорджа Лукаса. Движущийся манекен осатаневшей девочки, которую не спасти, заставил верещать и падать в обморок девушек всей Америки. После того, как 400 кинотеатров в один вечер первого уик-энда собрали свой первый миллион долларов, пути назад уже не было. На волне Уотергейтского скандала Спилберг придумал свой первый сенсационный фильм «Челюсти», который показали в один вечер по всей стране. За первые два года проката он принес 400 миллионов долларов при цене за производство в десять миллионов. А когда Лукас выпустил «Звездные войны», где были не только космические корабли, но и удивительные инопланетные существа, фильм стал хитом проката на ближайшие несколько лет — до появления сиквела.
Авторские прорывы в американском кино еще случались, как и камерные драмы, которые получали восторженные отзывы и хорошую кассу — но пытаться снять сенсацию без спецэффектов становилось все сложнее. По мере того, как у кино развивался роман с поп-культурой — научно-фантастическими книжками, комиксами, легендами и историческим эпосом, переписанным на популярный лад, спецэффекты стали залогом того, что фильм прокатится по всей стране и завоюет любовь у очередного поколения подростков.
Лучшие спецэффекты 1970-80-х
Изгоняющий дьявола |
Челюсти |
Супермен |
Звездный путь |
Чужой |
Синдбад и глаз тигра |
Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега |
Кинг Конг |
Близкие контакты третьей степени |
Бегущий по лезвию бритвы |
Инопланетянин |
Звездные войны: Новая надежда |
Койяанискаци |
Трон |
Голливудские спецэффекты
раньше и сейчас
-
гонка
-
Взрыв
-
Далекая планета
-
Человечество в опасности
-
Мультипликация
-
Монстры и сущности
-
Старость
Эдвард Руки-ножницы, 1990
7 вопросов и ответов
про спецэффекты
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
Почему хромакей зеленого цвета?
Зеленый фон был придуман в начале 1940-х на основе теории спектра и совпадении цветов в природе и на теле человека. Человек — теплокровное существо, поэтому вне зависимости от расы его кожа имеет теплый оттенок — от молочно-белого у рыжих ирландцев до иссиня-коричневого у афроамериканцев. Яркий синий и зеленый — самые контрастные и противоречащие цвету человеческой кожи оттенки. Для съемочного фона традиционно использовались эти цвета, чтобы мастерам эффектов было легче вычленить фигуру актера и натурально вписать ее в любые проецируемые декорации. Цифровые камеры, в отличие от аналоговых, лучше адаптируются к зеленому цвету, чем к синему — поэтому с переходом на цифру ультрамариновый цвет фона был заменен ярко-зеленым. |
Что может заставить пулю застрять в воздухе?
Чтобы Нео завис в пространстве и пуля, выпущенная из пистолета, так и не достала его, эффект нужно было скомпоновать из нескольких составляющих. Сначала множество камер сняли актера со всех сторон. Сам Киану Ривз при этом висел на тонком тросе, создавая иллюзию парения. Затем камера собрала тысячи снятых в слоу-моушен-технике картинок в одну. Качество контролировал специальный техник, который также следил, чтобы в кадр не затесались трос или неуместная улыбка актера. Получившуюся картинку можно было замедлить или ускорить — чтобы подчеркнуть какое-то действие, обычно делают и то, и другое одновременно. В конце концов, вместо зеленого фона была наложена компьютерная графика того места, где по сюжету происходило действие. |
Как снять погоню в метро и взорвать поезд?
В кадре кажется, что актеры невероятно атлетичны — на самом деле, им не обязательно быть чемпионами по паркуру, чтобы пробежаться для сцены погони — все решают движущиеся камеры, подвесные тросы и маты. Очень часто машины и самолеты в кино — компьютерные, но в случае «Скайфолла» и взрыв, и поезд были настоящие. Взрыв подготовили пиротехники, а поезд протащили на канатах через готовое отверстие в тоннеле инженеры. Чтобы снять эту сцену в один дубль (два раза строить сцену и таскать поезд туда-сюда — это слишком дорого), вся съемочная группа, включая инженеров, 30 минут проверяла технические характеристики перед запуском. |
Как собрать армию, если никого нет?
В любой батальной сцене есть крупные и дальние планы, и если в крупных планах главное — передать эмоции героев, то на дальних планах битвы должны выглядеть слаженно. Сейчас нет потребности в сотнях статистов, как например, на съемках «Войны и мира» Сергея Бондарчука. Для создания больших армий орков в битвах «Властелина колец» Питер Джексон и оператор Питер Дойл использовали новозеландскую программу MASSIVE, которая сочетает возможности игрового программирования персонажей и видеоредакцию. Программа произвела легкую альтерацию внешнего вида, оружия и движений для каждого орка и помогла составить из нескольких шаблонов огромную армию — но главных орков по старинке играли настоящие актеры. После триумфа «Властелина Колец» программу стали активно использовать и совершенствовать — результаты можно увидеть в «Жизни Пи», «300 спартанцах», «Хрониках Нарнии» и «Аватаре». |
Сколько стоит сделать компьютерного монстра?
Расходы на спецэффекты крупного блокбастера могут составлять от трети до половины бюджета фильма. Главное тут — программное обеспечение, компьютеры, которые покупают или берут в аренду у студий, и зарплата нескольким сотням технических специалистов на площадке и в компьютерных студиях. Препродакшен, постпродакшен и сами съемки могут длиться несколько лет. В случае «Кинг-Конга» 2005 года перед авторами стояла задача отойти от его плюшевых и игрушечных предшественников и создать с помощью компьютерной графики гигантскую гориллу, копирующую поведение настоящего зверя. Для этого вся съемочная группа несколько месяцев смотрела видео с гориллами в дикой природе, а имперсонатор Кинг-Конга даже отправился в путешествие в Руанду — потому что гориллы на воле и в зоопарке ведут себя совершенно по-разному. Разделите 207 миллионов долларов на три — примерно столько стоил Кинг-Конг относительно бюджета всего фильма. Пока что актерская игра Наоми Уоттс и Эдриена Броуди обходится гораздо дешевле искусственной гориллы. |
Какого размера бывают съемочные павильоны?
Во время съемок «Титаника» кинокомпания Fox не пожалела денег на Кэмерона и купила 40 акров воды в Мексике, чтобы создать там съемочный бассейн с обзором 270 градусов. Чтобы снять панорамные сцены плавания «Титаника» понадобилось 17 миллионов галлонов воды. Сам корабль был задекорирован и занят всего на десятую часть — остальной корпус так и не был использован во время съемок. Съемочная площадка возвышалась на 50 метров, а протягивалась — на 180. |
Как поместить компьютерного героя среди живых актеров?
Несмотря на то, что компьютерные персонажи играют большие роли в кино начиная с «Кто подставил кролика Роджера», а мультипликация развивается семимильными шагами с середины 1990-х годов, удачные сочетания в кадре реальных актеров и чудесных существ по-прежнему вызывают бурный ажиотаж. Последний пример — актерский союз Эмилии Кларк, секс-символа «Игры престолов», и трех молодых драконов. Растут они пока медленно, но взаимодействуют с актрисой предельно натурально. Год назад компания, создавшая драконов и все остальные спецэффекты для HBO, выпустила видео о том, как съемки с натуры совмещались с компьютерной графикой. До появления драконов в 3D актриса тренировалась на маленьких муляжах и развивала эмоции. В ее одежду были встроены датчики движения, чтобы в кадре дракон, сидящий на плече, двигался синхронно с актрисой. После съемок драконов дорисовали на компьютере и добавили в готовый материал. |
10 современных режиссеров,
которые умеют удивлять
В мейнстримовом кино чувство меры и вкуса едва ли не важнее, чем в авторском режиссерском высказывании. Если режиссер не в ладах с технологиями, не понимает сути продакшена и считает, что зеленый фон исправит плохое программирование и отвратительную игру актеров, у него получается такое, или такое кино, но никак не фильм на все времена. Идеальные фильмы-аттракционы хороши тем, что их можно пересматривать вечно, понимая, как все здорово сделано — и неважно, 3D это, мультипликационный поросенок или красочный павильон 1950-х годов. Человеческий мозг легко достраивает недостающие магические элементы, если фразы героев связаны между собой, режиссер хорошо выспался перед съемочным днем, а фон не расплывается в расфокусе. И как в любом деле, разбираться в спецэффектах, а уж тем более перепридумывать их могут совсем немногие. Ниже — десять главных создателей современных аттракционов, чьих фильмов стоит ждать, даже если они окажутся не очень удачными.
Молодые режиссеры
о будущем кинематографа
В рамках совместного проекта МегаФон 4G и «Роскино» шесть молодых российских режиссеров представили свои фильмы во время кинофестиваля в Каннах. Каждый из них снял на камеру мобильного телефона минутный фильм о поездке в Канны: «60 секунд. Для тех, кто не ждет».
Комментарии
Подписаться