Кинозавтра — спецпроект Look At Me и МегаФон об экспериментах в кино и о людях, которые вошли в историю кинематографа, опередив свое время. От первых смелых опытов до удивительных открытий — эволюция технологий в кино продолжается на наших глазах. А о том, что станет с кино завтра, фантазируют молодые режиссеры.
Кино и фотография всегда были трехмерными в отличие от анимации и живописи — рисунок не обладает резкостью, а любой кадр на пленке акцентирует внимание на важных героях и событиях. Поэтому 3D можно считать тенденцией последнего десятилетия только в контексте переживания нового опыта зрителями в кинотеатрах. Но после того, как массовое кино начали качественно и убедительно переводить в стереоформат, у кинематографистов появилось весомое преимущество в борьбе с пиратами — за контент, и с сериалами — за зрительские симпатии.
В первые десятилетия кинематографической алхимии, когда были заложены эстетические основы киноискусства, стереопросмотры были одним из обычных околоцирковых развлечений. К счастью или к сожалению, примитивные технологии начала XX века и небогатый зрительский опыт не позволили современникам по достоинству оценить 3D-картинку: для этого нужны определенные визуальные привычки, натренированный глаз и, конечно же, очки и изображение хорошего качества. Если вспомните свои походы на фильмы в 3D десятилетней давности, наверняка ощутите легкую боль в глазах и голове. Удовольствие от первых 3D-фильмов в зрительском опыте с непривычки может обернуться тренировкой концентрации и гимнастикой для глаз.
С приходом цифрового оборудования и компьютерного пост-продакшна производить фильмы в 3D стало гораздо проще. Из-за глобализации упростилась доставка копий и стандартизировалась техника — IMAX и мультиплексы по всему миру экипированы одними и теми же машинами. Поэтому взрыв экспериментов с 3D пришелся на конец 1990-х годов, а приход формата в индустрию — на 2009 год, когда триумфальный прокат «Аватара» дал новую надежду голливудским блокбастерам. Однако 3D всего лишь визуальный прием, а не панацея от серьезной болезни, которой страдает современный Голливуд. 3D не может исправить плохой сценарий, некрасивую графику или угловатых актеров, которые не умеют вести себя в кадре. Напротив, акценты в стерео становятся более очевидными и выпуклыми, и недостатки усиливаются многократно.
Звенящие в воздухе монетки, самолет, падающий в пропасть, или бутылка, разбивающаяся в слоу-моушн на тысячи маленьких осколков — на эти фокусы сейчас мало кто купится. Уже в 2011 году, когда на волне популярности «Аватара» студии в спешке наклепали десятки посредственных боевиков, супергеройских саг и фантастики, цифры показали значительный спад интереса к 3D. Многих до сих пор раздражают запыленные очки и необходимость сидеть в них все три часа, пока идет сеанс. В большинстве стран цена билета на фильм в 2D и 3D различается в полтора раза. Здорово ли платить под сотню долларов за то, чтобы посмотреть мультфильм всей семьей с тремя детьми? Зрители могут быть готовы ко многим медиареволюциям, но не к тому, что кино вдруг станет предметом роскоши вроде ресторанов. Технология, которая еще три года назад казалась чуть ли не главным достижением киноцивилизации, сейчас сильно растеряла свой быстро набранный потенциал. Успех и неудача фильма снова зависят от видения режиссера или профессионализма студии, которая собирает для съемок идеальную команду арт-директоров, монтажеров и мастеров по спецэффектам.
История 3D
1840
1890
1915
1822
1936
1947
1952
1953
1954
1970
1973
1980
1992
2003
2004
2009
2010
Британский физик Чарльз Уэтстоун изобрел стереоскопию неподвижных изображений. Копии кадра помещались в ящик стереоскопа, а линзы сводили две картинки в одну трехмерную.
Еще один британский изобретатель Уильям Фриз-Грин получил патент на движущиеся 3D-картинки. За счет механического движения две пленки одновременно проецировались в ящике стереоскопа. Но из-за сложности конструкции и недоступности технологии для больших экранов изобретение так и не стало востребованным при жизни своего создателя.
В Нью-Йорке впервые показаны немые короткометражные фильмы в 3D. На пленках, не дошедших до наших дней, было три стереозарисовки: деревенские сцены со Среднего Запада, отрывок популярного в то время фильма «Знаменитые игроки» и документальная съемка с Ниагарского водопада. Изобретение Эдвина Портера и Уильяма Уодделла с треском провалилось, хотя они первыми придумали использовать красный и зеленый каналы для проекции и задали эталонное расстояние между кадрами — 5 см. Журналистка, побывавшая на показе, написала: «Картинка трясется, как отражение в озере. Это очень отвлекает от сюжета. Кино в таком виде не увидит коммерческого успеха».
В Лос-Анджелесе состоялась премьера первого немого и полнометражного фильма в 3D «Сила любви». Фильм смотрели в стереоочках со стеклами красного и зеленого цвета. В конце 1920-х годов все эксперименты с 3D были приостановлены в связи с Великой Депрессией.
Сооснователь компании Polaroid Эдвин Лэнд представил в Нью-Йорке революционную технологию поляризации света на пленке. Две пленки синхронно проецировались на экран через два цветовых фильтра. Изображение объединялось в линзах очков, которые выдавали зрителям перед сеансом.
Режиссер Александр Андреевский снял первый звуковой фильм в формате 3D в СССР — «Робинзон Крузо».
Первый цветной фильм в формате 3D — «Бвана Дьявол», основанный на реальных событиях. Двое львов-людоедов охотятся на строителей железной дороги в Кении. Фильм вышел с тэглайном «Загадка века! Лев у вас на коленях! Любовник в ваших объятиях!» — и ознаменовал начало золотой 3D-лихорадки в Голливуде.
Американский мэйджор Warner Brothers выпустил на экраны Америки триллер «Дом восковых фигур» о скульпторе, который чуть не погиб в пожаре и начал мстить своим врагам, превращая их в восковые статуи. Фильм сопровождался стереозвуком. Качество проекции делало 3D-картинку четкой и убедительной только для центральных сидений средних рядов. От зрителей поступили жалобы на мигрени и боль в глазах. Они и стали причиной того, что технология 3D так и не прижилась в массовом кино до появления компьютерного пост-продакшна.
Альфред Хичкок снял в 3D цветной триллер «В случае убийства набирайте „M“», но из-за тотальной потери интереса к стереокино широкий зритель не увидел фильм в этом формате вплоть до переиздания в 1982 году.
Компания Stereovision, наконец, запустила в производство новую технологию 3D, которая была основана на проигрывании одной пленки, а не двух одновременно. Одинаковые изображения печатались в рамках одного кадра на расстоянии друг от друга, а специальная линза впереди проектора преобразовывала их в объемную картинку. Повреждения пленки перестали быть препятствием для 3D-проекции
В Осаке показали первый фильм для IMAX «Ребенок тигра». IMAX (аббревиатура "Image Maxumum") — стандарт новой пленки 65 мм. На долгие годы короткие и сложные в производстве IMAX-фильмы стали любимым развлечением в музеях науки и центрах документального кино. Длительность первых подобных экспериментов не превышала 40 минут.
Энди Уорхол и Пол Моррисси сняли собственное 3D-кино в формате Stereovision.
В 3D массово переводят классику экшенов и хорроров, например, «Пятницу 13-е» или «Челюсти».
В кино пришла технология Dolby Surround, дополняющая 3D-опыт сильным и всесторонним звуковым сопровождением.
Документальный фильм Джеймса Кэмерона «Призраки бездны» об исследовании затонувшего «Титаника» вышел в большой прокат и лег в основу глобального эксперимента с цифровой съемкой и 3D-продакшном, завершившегося триумфальным для режиссера «Аватаром».
Рождественский мультфильм Роберта Земекиса «Полярный экспресс» в 3D принес создателям почти в 15 раз больше, чем в стандартном 2D. Новую мультипликационную технологию начали копировать Disney и Pixar, и в следующее десятилетие мультфильмы стали все чаще выходить в трехмерном формате. В 2012 году компания Disney заявила, что прекращает производство двухмерных мультфильмов.
«Аватар» собрал за два месяца проката почти три миллиарда долларов при бюджете в 300 миллионов. Джеймс Кэмерон стал самым коммерчески успешным режиссером современности и пообещал продолжить свои эксперименты с 3D в следующих фильмах.
На Международной выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе большинство производителей представили модели 3D-телевизоров для домашнего использования.
В конце 2000-х годов конвертация фильмов в 3D стала обычной практикой — затраты на эту техническую процедуру редко превышают 700 тысяч долларов, что кажется скромным вкладом в бюджет фильма, который составляет в среднем 50-70 миллионов долларов. В 3D перевели «Алису в Стране чудес» Тима Бертона, «Зеленый фонарь» Мишеля Гондри и «Запрещенный прием» Зака Снайдера, как до этого десятилетиями переводили успешные блокбастеры. Однако кинокритики и просто специалисты из индустрии часто замечают
принципиальную разницу в глубине резкости, детализации изображения и количестве визуальной информации между фильмами, снятыми и переведенными в 3D.Во втором случае каналы по отдельности кажутся слишком плоскими и стерильными, и даже их совмещение и подтягивание отдельных параметров в пост-продакшне не помогают избавиться от ощущения, что смотришь на допотопную стереооткрытку. В ситуации, когда пиратские способы распространения контента все чаще отвлекают публику от похода в кинотеатр, перевыпуск всеми любимого фильма в 3D — отличный способ повторно заработать на легендах мирового кинематографа.
15 классических сцен, которые стоит перевести в 3D
Сонни Корлеоне расстреливают на железнодорожном переезде
Крестный отец
Дюдя видит эротический сон о Мод Лебовски
Большой Лебовски
Космические корабли разрезают пустоту космоса под вальс Штрауса
Космическая одиссея 2001 года
Идеальная женщина в красном интерьере ресторана «У Эрни»
Головокружение
Последняя дуэль между Туко, Блондинчиком и Ангельскими глазками
Хороший, плохой, злой
Лилу приходит в себя в инкубаторе
Пятый элемент
Безумные соседи создают стихийный нойз
Деликатесы
Джоэл пытается скрыться от запутанных отношений с Клементиной
Вечное сияние чистого разума
Поездка по инфернальной вселенной
Бегущий по лезвию
Рокки внезапно для себя становится триумфатором
Рокки
Лу Рид поет Рыжему на ухо, пока тот уплывает в бархатное подземелье
На игле
Малолетняя вампирша спасается от школьных унижений
Впусти меня
«Игра в эхо» в главном зале публичного дома
Дом летающих кинжалов
Официанты из гробов, смерть с косой и русский народный характер под музыку Прокофьева
Любовь и смерть
«Идиоты» заново учатся принимать себя как есть, любить и дурачиться
Идиоты
Смерть от первого лица на дне неонового Токио
Вход в пустоту
3D — не панацея от всех бед современного кинематографа
В эпоху расцвета кабельных каналов и video on demand поход в кинотеатр стал одним из череды событий долгого дня в торговом центре — между покупкой одежды и легким перекусом.
Если отделить авторское кино от мейнстримового довольно сложно и не всегда обязательно, то синефил и случайный гость кинотеатра — это две принципиально разные формации, как охотники за дорогим винилом и те, кто слушает в машине MP3. Увлеченных всегда меньшинство, и экономика голливудских студий не выдерживает конкуренцию за зрителя с телесериалами. Без всяких спецэффектов и 3D, а исключительно за счет саспенса, юмора и интриги, сериалы переманили у блокбастеров массовую аудиторию. Для наглядности можно обратиться к рейтингам IMDB — появление мамы в «Как я встретил вашу маму» вызвало больший ажиотаж, чем новый фильм Зака Снайдера. Премьеры превратились в рядовое событие, а перерыв между сезонами «Игры престолов» обещает взволнованное ожидание в течение 9 месяцев. Стивен Спилберг на это качает головой, а Роберт Макки говорит, что лучшие сценаристы ушли на телевидение. В таком случае 3D, безусловно, одна из немногих возможностей для массового кино заработать на прокате.
Еще одна возможность — копирайт. Двухлетний срок создателя Pirate Bay — предупредительная акция для всех, кто участвует в распространении пиратского контента (а это пара миллиардов человек). 3D пока невозможно скопировать, записать, своровать и в финале испортить ожидание от премьеры отвратительным камрипом. До тех пор, пока домашние кинотеатры будут уступать в размере публичным, удовольствие от водных брызг или автомобильной погони в 3D останется уделом больших зрительных залов. Реальность последних пяти лет показала, что взаимодействие с видеоконтентом разделяется на просмотр фильмов в дороге на мобильных устройствах и поход в кинотеатр за уникальным впечатлением. В этом контексте приложение для iPhone выглядит предпочтительнее для инвестиций, чем посредственный 3D-экшен. Статистика продаж iPad mini и других планшетов говорит о том, что аудитория предпочитает маленькое, но свое, а не огромное и коллективное. Само собой, уже придуманы технологии 3D-телевидения и 3D Blu-ray для домашнего просмотра, но эти небюджетные решения для видео еще должны пройти испытание временем и низкой покупательной способностью среднего класса. До тех пор диагонали экрана лэптопа будет достаточно, чтобы узнавать самое главное о мире кино, не заходя в кинотеатр.
Прошлый исход масс в телевещание в конце 1950-х обернулся ренессансом кинематографа — идейным и технологическим. И такое может повториться снова. Вполне возможно, что в ближайшее время киностудии в панике пустятся в совместные эксперименты с профессионалами из мира литературы, театра, рекламы и дизайна. Мэйджоры никогда не пошли бы на такое, находись они на волне оглушительного успеха в конце 1950-х годов.
Как наполнить трехмерность смыслом
1
2
3
4
5
6
7
8
Перепридумать анимацию
Студия Pixar c ее особым подходом к анимации и постоянно соперничающий с ней Disney отказываются от двухмерных мультфильмов, несмотря на то, что в XXI веке и 2D способно потрясти воображение. Перед прощанием с 2D студия Disney сделала кивок в сторону традиций, создав «Принцессу и лягушку» — идеальный мультфильм с танцующими зверьми, джазом и атмосферой Нового Орлеана. «Храброе сердце», «История игрушек», «Как приручить дракона», «Рапунцель» — только первые приходящие в голову примеры отличных мультфильмов, которым очень пойдет технология 3D.
Вдохновиться пластилиновыми и кукольными мультфильмами
Путешествуя по мирам странных сказок и не самых вменяемых героев, Тим Бертон вернулся с черной мультипликационной комедией «Франкенвини». В мультфильме о воскрешенной собаке сошлось все: узнаваемый стиль, классный сценарий, и прекрасно прорисованные герои, просто созданные для трехмерности. Тремя годами ранее наследующий «Алисе в стране чудес» мультфильм «Коралина в стране кошмаров» — о девочке, путешествующей среди своих мечт и кошмаров, — показал, что стилистика и простенькие спецэффекты пластилиновых мультфильмов и кукольного театра способны вдохновить на создание нетипичного и не очень детского мультфильма.
Перейти на сторону иллюзионизма
Неожиданный для многих фильм «Хранитель времени» Мартина Скорсезе — не только официальный оммаж и признание в любви рождению кино и мастерству Жоржа Мельеса, но и выход автора гангстерского кино на территорию сказок. Сэм Рэйми в фильме «Оз: Великий и ужасный» тоже вернулся к незапамятным временам и вечной детской классике. Ревайвл интереса к эпохе классического кино, еще не лишившегося магического флера, — очевидная тенденция, которая еще себя покажет.
Снять виртуальное кино с живыми актерами
Опыт Джеймса Кэмерона в «Аватаре» примечателен не только использованными технологиями, но и тем, как органично трехмерные сцены и весь 3D-формат подобраны под повествование — мимика и движения аватаров были сняты с настоящих актеров с помощью чувствительных датчиков. В рисованных героях «Мадагаскара» можно без проблем распознать мимику Бена Стиллера, Алека Болдуина или Криса Рока, отчего анимированных львов и зебру тоже можно считать экранными аватарами актеров. В очень удачных, но не таких резонансных «Приключениях Тинтина» Питер Джексон и Стивен Спилберг тоже снимали движения героев с их реальных имперсонаторов — так двухмерные комиксы Эрже превратились в обаятельное трехмерное приключение, настолько же технологичное, насколько и трогательно старомодное.
Сделать исследование непередаваемым опытом
Гуру документального кино и неустанный экспериментатор Вернер Херцог зашел на территорию 3D, чтобы передать зрителям свою самую сильную страсть — к исследованиям. Благодаря 3D хроника путешествия режиссера и съемочной группы в «Пещере забытых снов» передает не приукрашенное, а буквальное впечатление от открытия нового мира.
Придать кино осязаемость
Немец Вим Вендерс в своем посвящении соотечественнице, покойной звезде современного танца Пине Бауш, снял в 3D выступление балетной труппы, собранной и воспитанной самой примой. В руках Вендерса балет, который обычно не обнажает характера танцоров и деталей работы тела из-за расстояния между сценой и зрителями, перестает быть просто красивой постановкой и становится осязаемым опытом.
Напугать до смерти
Хорроры и слэшеры кажутся предельно идиотскими, пока окровавленная голова не подплывает к зрительскому креслу — 3D постепенно осваивает жанры эксплуатейшна. Чтобы выяснить, как выглядит классика и современность ужасов в 3D, вполне достаточно посмотреть переиздание «Пятницы 13-го» 1980-х годов и сравнительно новых «Пираний» — за счет трехмерных потоков крови и эффекта неожиданности оба фильма заставляют сердце убежать в пятки.
Снять сказку для взрослых
В десятилетие танцующих роботов и обжигающих 3D-взрывов кинематографисты стали забывать о хрупкости живых людей. Эту ошибку попытались исправить в своих фильмах Энг Ли, Баз Лурман и Марк Уэбб. «Жизнь Пи» с сенсационной картинкой и эзотерической подоплекой — это немного слишком для прожженного циника-киномана. Но растения, пожирающие людей, грация компьютерного тигра и летающий трехмерный кит воплощают мечту нашего внутреннего ребенка, начитавшегося книжек о приключениях. «Великий Гэтсби», поверхностная и сочная мелодрама по главной американской книге — не только торжественное, но и очень умно сделанное кино. Тот самый случай, когда мейнстримовый режиссер в танце уходит от буквальной экранизации. 3D-вечеринки и шампанское, которое льется рекой прямо на зрителя — простой, но действенный способ передать живые ощущения героев, недоступные литературе. «Новый Человек-Паук» борется с очередным злодеем, но в первую очередь он парень, который хочет завоевать внимание девушки. Когда в трехмерных лицах актеров считываются искренние, неподдельные эмоции, технологию вполне можно считать оправданной.
Новые измерения: Когда кино можно будет понюхать и попробовать на вкус?
Хотя человек получает 70 процентов информации с помощью глаз, мозг обмануть не так просто. Он распознает несоответствие происходящего вокруг и на экране и верит в кино только понарошку. Короткие 4D-ролики — это уход от условностей 3D и попытка дать максимум буквальных переживаний. Часто бывает, что даже плохо исполненные 4D-фильмы при правильном освещении, движении кресел и распылении воды или потоков воздуха, превращают иллюзию в реальность.
Первое 4D-кино придумали в 1984 году, но из-за многочисленных сложностей технология тогда не покинула специально построенных для нее парков развлечений и аттракционов на киностудиях. В отдельных кинотеатрах показывали четырехмерного «Аватара» и «Путешествие к центру Земли» — но даже в этих масштабных постановках дублировались далеко не все 3D-эффекты.
В соответствии с сюжетом программируются шумовые эффекты, движение кресел и объектов в зале, распыление воды и газов (иногда с запахом). Время от времени в зале пролетают на тросах различные предметы, пластмассовые щупальца атакуют лицо, шею и руки ошеломленных зрителей. Механика, программирование и электричество для таких сеансов стоят дорого, поэтому часто одну и ту же 20-минутную программу показывают много лет подряд.
Представить, что в начале сеанса на зрителя обрушиваются потоки воды, а в следующем эпизоде его греет высокое тропическое солнце, можно — но это скорее фантазия, чем перспектива. Буквальная реальность состоит из еле уловимых колебаний окружающей среды, передать которые через 3D- или 4D-технологию можно лишь с большой оговоркой или частично: например, сюжетные сцены и диалоги зрители смотрят как обычное кино, а в пиковые моменты открываются возможности 4D — для передачи пространственных и тактильных ощущений.
10 вещей, которые никогда не сделаешь без 4D
Замерзнуть и пойти ко дну вместе с Джеком
Титаник
Получить пулю в лоб от Джанго
Джанго Освобожденный
Пробежаться по траве Средиземья
Хоббит: Нежданное путешествие
Подняться в воздух на воздушных шарах
Вверх!
Поужинать с пришельцами
Люди в черном 3
Сразиться с марсианским чудовищем
Джон Картер
Пролететь над Рио
Рио
Обнять орангутана
Рожденные на воле
Прогуляться бок о бок с Джастином Бибером
Джастин Бибер: Никогда не говори никогда
Попасть под дождь из гамбургеров
Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек
Молодые режиссеры
о будущем кинематографа
В рамках совместного проекта МегаФон 4G и РОСКИНО шесть молодых российских режиссеров представили свои фильмы во время кинофестиваля в Каннах. Каждый из них снял на камеру мобильного телефона минутный фильм о поездке в Канны: «60 секунд. Для тех, кто не ждет».
Светлана Разгуляева
Я очень люблю 3D, но считаю, что использовать его нужно очень осторожно. Хорошее 3D не подменяет живую натуру компьютерной — оно создает осязаемую иллюзию, оставаясь сложным спецэффектом. А качественная 3D-графика изображает гиперболизированную реальность с удивительными и нездешними персонажами. Мне кажется, 3D готовит нам еще много приятных сюрпризов. Главное, чтобы режиссеры не забывали об условном мире кино и не превратили новейшие технологии в дорогой аттракцион.
У меня в планах уже есть два фильма в 3D — короткометражный и полнометражный. В коротком метре я планирую использовать 3D, чтобы акцентировать нереальность происходящего на экране, а в полном метре я собираюсь применить 3D как спецэффект.
В идеале мне хочется научиться совмещать реальность с выдумкой так, как это умеет Тим Бертон. «Алиса в стране чудес» очень похожа на мультфильм — в ней точно так же создается условная, сказочная реальность. А ведь изначально кино — это и есть ожившие картинки. Как человек с художественным образованием, я активно использую возможности мультипликации во всех своих фильмах, в том числе в «60 секундах» для МегаФона.
Комментарии
Подписаться