Views Comments Previous Next Search
Как снять кино на собственные деньги и кто будет его смотреть — Кинозавтра на Look At Me

КинозавтраКак снять кино на собственные деньги и кто будет его смотреть

Истории успеха независимых режиссеров, ставших классиками при жизни

Как снять кино на собственные деньги и кто будет его смотреть. Изображение № 1.

ТЕКСТ

Алиса Таежная

Кинозавтра — спецпроект Look At Me и МегаФон об экспериментах в кино и о людях, которые вошли в историю кинематографа, опередив свое время. От первых смелых опытов до удивительных открытий — эволюция технологий в кино продолжается на наших глазах. А о том, что станет с кино завтра, фантазируют молодые режиссеры.

 

 

 

После Второй мировой войны в США появилось независимое кино, которое снимали вне системы кинопроизводства и вопреки снобизму Голливуда. Пять десятилетий студенты киношкол и просто любители доказывают на собственном примере, что можно делать хорошее кино, пренебрегая большими бюджетами, громадами съемочного оборудования и даже не имея контракта со студией. Благодаря мобильным камерам, развитию интернета и социальных сервисов снимать фильмы самостоятельно, а, главное, показывать их, становится все проще. Последняя статья проекта «Кинозавтра» посвящена тому, как стать одним из героев завтрашних новостей кино.

 

 

Как снять кино на собственные деньги и кто будет его смотреть. Изображение № 2.

Снимать кино про свою жизнь — первый и самый естественный шаг молодого кинематографиста. 

 

В современных мобильных устройствах уже есть все, чтобы перевернуть мир отличными фотографиями, интересными видео и потрясающими текстами, осталось только действительно начать их делать. И именно сейчас, имея идеальную камеру в телефоне и десятки приложений для обработки видео в планшете, можно совершенно спокойно снимать кино, не заботясь о бюджете.

Самые титулованные режиссеры в какой-то момент жизни не могли заплатить за квартиру, перебивались бутербродами на приемах, рисовали афиши для кинотеатров или жарили попкорн перед сеансами. На первые фильмы никогда не дают много денег, и скромных бюджетов вечно не хватает. Все мейнстримовое кино когда-то было независимым, а большинство легендарных режиссеров в первые годы мечтали хоть к концу жизни расплатиться с долгами или отмыться от плохих отзывов на свой дебют.

Как снять кино на собственные деньги и кто будет его смотреть. Изображение № 3.

 


Примеры биографий красноречиво свидетельствуют о том, что успех первого фильма складывается из хорошего сценария, актеров, готовых биться за каждую сцену, и очень требовательного к себе и материалу режиссера, умеющего вытянуть максимум из самой простой идеи. Вуди Аллен говорил, что научился снимать фильмы почти за бесплатно, чтобы у него никогда не было проблем со спонсорами — действительно, многие из его лучших картин сняты буквально в нескольких комнатах. В революционном «Догвилле» Ларс фон Триер не только обошелся без спецэффектов, но и избавился от стен и дверей на съемочной площадке. Пак Чхан Ук снял кино на четвертый iPhone, а Хармони Корин — на старенькую VHS-камеру, и оба фильма посмотрели миллионы людей.

Самая высокая плата за качество — совсем не дорогое съемочное оборудование, а собственное время, которое надо потратить, чтобы продумать будущий фильм, найти подходящих актеров и требовательным взглядом охватить все детали. При этом не важно, сколько денег уйдет на продакшен — одна кровно заработанная зарплата или несколько миллионов долларов братьев Вайнштейн. Низкобюджетная «Ведьма из Блэр» пугает даже сейчас, когда технологии позволяют нарисовать самого правдоподобного монстра, а сделанное за 55 тысяч долларов «Паранормальное явление» с его сиквелами и приквелами уже сейчас цитируют в фильмах и комедийных шоу.

Когда накапливается усталость от очередных бессмысленных боевиков и экшенов с надуманными репликами, в памяти всплывают фильмы ноу-вейва, ранний Содерберг или работы группы «Догма-95». Все они опровергают одно из главных правил капитализма: соответствие цены и качества. Снимать без студий можно, особенно сейчас, кому показать — тоже есть. Главное, держать в голове убедительные примеры тех людей, кому это удалось и в менее технологичную эпоху. 

10 идеальных фильмов
без огромных бюджетов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Голова-ластик

Вдохновляясь Кафкой и Гоголем, Дэвид Линч снимал «Голову-ластик» слишком долго, потратив на фильм не только стипендию Американского института киноискусства, но и гонорары актеров, часть зарплаты жены актера главной роли — официантки, а также собственную зарплату разносчика газет. Получившийся фильм стал идеальным midnight cinema и привлек внимание критиков и зрителей к молодым режиссерам Восточного побережья.

Безумный Макс

Фильм, который начал австралийскую новую волну и сделал звездой никому не известного Мела Гибсона, был придуман буквально на коленке: режиссер Джордж Миллер насмотрелся последствий автомобильных аварий, работая волонтером в госпитале, а потом познакомился со сценаристом и другим режиссером-любителем и придумал короткометражку про нефтяной кризис, утопическое будущее и мотогонщиков. Фильм, где все, кроме главного актера, играли в дешевых виниловых костюмах вместо кожаных, жалуясь на жару, не только побил рекорды проката в Австралии, но и вызвал интерес к австралийскому кино в США. Наоми Уоттс, Кейт Уинслет, Николь Кидман, Баз Лурман, Питер Уир, Питер Джексон — всего лишь несколько выходцев с зеленого континента, обосновавшихся в Голливуде.

Иностранец

Снять кино, оказавшись на дне — именно это удалось американскому независимому режиссеру Амосу По, одному из участников кинодвижения ноу-вейва. Оно выросло на золотых осколках диско в Нью-Йорке 1970-х годов, в эпоху дебюта Патти Смит и расцвета клуба CBGB. Целая плеяда бедных, борзых и голодных авторов андеграунда — Лидия Ланч, Ник Зедд, Ричард Керн, Вивьен Дик — снимали довольно жесткое кино, а Амос По стремился переосмыслить классический мейнстримовый нарратив в стилистике фильмов нуар. В «Иностранце», снятом в декадансном Нижнем Ист-Сайде, главную женскую роль играла Дебби Харри из Blondie. Это идеальный инди-фильм, по которому можно изучать находки и ошибки молодого кинематографиста.

Розовые фламинго

Джон Уотерс, чьи фильмы составили золотой фонд американского трансгрессивного кино, снял «Розовых фламинго» то ли за 15, то ли за 20 долларов: весь антураж и костюмы принадлежали главным героям фильма — группе Dreamlanders, самым известным членом которой был нью-йоркский травести Дивайн. Китчевая, злая и противоречащая хорошему вкусу (и даже вкусу вообще) комедия «Розовые фламинго» взорвала сначала кампус Балтиморского университета, а потом и всю Америку — например, сценой с поеданием собачьих экскрементов. Фильм породил множество подражаний, одно из которых — «Шоу ужасов Рокки Хоррора».

Крот

Два лучших и самых известных фильма Алехандро Ходоровски «Крот» и «Священная гора» снимались на частные пожертвования и деньги, заработанные самим режиссером за годы игры в театрах и участия в антрепризах. В «Кроте» Ходоровски, начинавший как актер, сыграл главную роль. «Кислотный вестерн» посреди мексиканских песков впечатлил Джона Леннона, так что студия Apple, записывавшая The Beatles, купила права на фильм для распространения в США и, таким образом, профинансировала следующий фильм Ходоровски — психоделичную и поражающую своей визуальностью «Священную гору». Вдохновляясь работами Федерико Феллини, Серджо Леоне и Тодда Браунинга, Ходоровски в начале карьеры использовал свой уникальный актерский и режиссерский опыт — работу мимом в Париже с Марселем Марсо и руководство в Мехико театральной труппой из 60-ти человек.

Секс, ложь и видео

Дебютант Стивен Содерберг написал сценарий фильма «Секс, ложь и видео» за восемь дней, а снял его — за 30. Основной статьей расходов были гонорары актеров, при этом Содерберг пробил стену молчания независимых режиссеров в Голливуде конца 1980-х годов. Получив Золотую пальмовую ветвь в 1989 году, он сразу же стал режиссером категории А, и в следующие 25 лет попробовал себя в десятке разных жанров — от конспиративных детективов до боевиков и блокбастеров о заражении всех и вся. «Секс, ложь и видео» об отношениях, манипуляциях и физической близости — идеальный пример того, как снять драму на четыре роли: успех Содерберга открыл путь новым экспериментам в американском кино — от дебютов Тарантино и Кевина Смита до перерождения Вуди Аллена.

Музыкант

Идеальный пример боевика с микробюджетом в семь тысяч долларов — простой и лихой «Музыкант» был снят Робертом Родригесом, чей девиз: «Кто хочет и может снимать кино, делает это, а кто не может или не хочет — идет учиться в киношколу за сотню тысяч долларов». Половину денег, потраченных на фильм, режиссер получил от участия в тестировании фармацевтических препаратов, которые в то время проводились в Америке повсеместно и сносно оплачивались. Неизвестный актер Карлос Гальярдо вдохновил Антонио Бандераса, когда «Музыканта» переснимали уже в Америке. На примере Родригеса легко понять, как можно сэкономить на всем: недостатки съемки он исправил на монтаже, вместо операторских рельс камеру катили на инвалидном кресле, в организации помогали не занятые в сценах актеры, а чтобы снять действие одной камерой, режиссер заставлял актеров замирать и менял ракурс.

Брат

Алексей Балабанов снял один из самых лучших и известных фильмов новейшей российской истории, имея минимальный бюджет (мнения источников разнятся, но даже самые смелые оценки не превышают 20 тысяч долларов). Большая часть этих денег была наградой за успех прошлого фильма Балабанова, экранизации романа Кафки «Замок». Весь бюджет был потрачен на пленку и съемочное оборудование: актеры по дружбе играли бесплатно, одежду приносили свою или покупали в только что открывшихся секонд-хендах, все сцены снимали в один или два дубля (а для этого много репетировали), монтировали на домашнем оборудовании. Вячеслав Бутусов разрешил старому другу Балабанову использовать в фильме любые свои песни. Успех настиг фильм после видеопроката — в кино в то время ходили нечасто, — и полгода усилий, чтобы снять фильм с минимальными затратами, окупились за несколько месяцев.

Другая Земля

Драма о конце света глазами молодой девушки — очаровательной актрисы независимого кино Брит Марлинг — стоила американскому режиссеру Майку Кэхиллу всего 150 тысяч долларов. Режиссер снимал весь фильм неподалеку от дома, чтобы, когда потребуется, переместить съемочную площадку в свою квартиру или квартиры друзей, тем самым сокращая расходы. Актеры согласились сыграть в фильме за довольно смешные 100 долларов в день, а для съемок одной из сцен друг режиссера перекрыл городское шоссе, пользуясь своими полномочиями патрульного. В прокате фильм заработал почти два миллиона долларов.

Оголенный провод

Первая часть трилогии Грегга Араки середины 1990-х годов и просто замечательная мелодрама. История Тельмы и Луизы в жанре new queer cinema о путешествии к смерти двух ВИЧ-положительных парней стоила режиссеру 23 тысячи долларов, которые он взял в долг у жены продюсера. Почти весь фильм снимался без дополнительного освещения на ярком солнце, а в съемочную группу помимо режиссера входили еще два-три человека. Фильм противоречиво открыл фестиваль «Сандэнс» в 1992 году и стал первым успехом в очень удачно сложившейся карьере Араки в конце 1990-х — начале 2000-х годов.

 

 

10 известных режиссеров, потративших последние деньги
на свой дебют в кино


Как снять кино на собственные деньги и кто будет его смотреть. Изображение № 4.

Эдвард Вуд-младший

Один из самых харизматичных, нелепых и одновременно канонических воинов низкого жанра, Эд Вуд, попавший в мировую массовую культуру после байопика авторства Тима Бёртона, в работе над фильмами брал на себя не только сценарий и постановку, но и работу костюмера, кастинг, монтаж, а иногда еще и исполнял роли. Фильмы категории B, снятые Вудом в 1950-е годы, остались в истории как вопиющий китч, но на самом деле энергии и производительности режиссера, который никогда не купался в деньгах и не знал успеха, можно только позавидовать. Иногда он писал сценарии за ночь, а когда кино перестало приносить деньги, начал публиковать эротические романы и ужастики — в том числе с участием любимых монстров, ковбоев и трансвеститов.


Как снять кино на собственные деньги и кто будет его смотреть. Изображение № 5.

Джон Кассаветис

Лицо американского независимого кино Джон Кассаветис начинал как актер и театральный режиссер. Свой дебют «Тени» он снял на собственные деньги и занятые у друзей 30 тысяч долларов в то время, когда Нью-Йорк заменил битникам Сан-Франциско. С получением признания (которое при жизни режиссера так и не монетизировалось, несмотря на отличную репутацию среди коллег по цеху) Кассаветис построил собственную студию неподалеку от Голливуда. В 1970-е и 1980-е годы он снимал там кино со своими единомышленниками — Питером Фальком и Беном Газзарой и женой Джиной Роулендс, которая исполняла главные роли. На свои фильмы Джон в основном зарабатывал актерскими подработками.


Как снять кино на собственные деньги и кто будет его смотреть. Изображение № 6.

Роджер Корман

Человек, ненамеренно воспитавший многих американских режиссеров первой величины — от Копполы и Спилберга до Де Пальмы и Скорсезе. Режиссер и, что более важно, продюсер, оккупировал своими низкобюджетными фильмами американские драйв-ины с середины до конца 1960-х годов. Ангажируя на производство B-movies молодых безымянных режиссеров и давая им оборудование и монтажную на пару недель, Корман позволял им делать фильмы самостоятельно, без студий и с минимальными издержками. В обмен на этот уникальный опыт режиссеры должны были снять сносный фильм, на который пошли бы подростки всей Америки. После первых трудных опытов съемок, за полтора года на студии молодой режиссер учился всему — от работы с актерами на съемках до монтажа и звукорежиссуры.


Как снять кино на собственные деньги и кто будет его смотреть. Изображение № 7.

Джим Джармуш

Свой первый фильм «Отпуск без конца», снятый посреди разрушенного нефтяным кризисом и сквотированного Нью-Йорка, Джармуш сделал на стипендию в 12 тысяч долларов. В главной роли сыграл приятель Джармуша Ричард Боэ, а музыку к фильму сочинил хороший друг режиссера — джазовый музыкант Джон Лури. Снимал «Отпуск» на 16 мм оператор, а в будущем режиссер Том Дичилло, а вдохновили Джармуша на этот фильм его наставник в киношколе, выдающийся американский режиссер Николас Рэй, и Амос По. Пленку для следующего фильма «Более странно, чем в раю», за который Джармуш получил «Золотую камеру» и всемирное признание, ему дал Вим Вендерс — это были остатки со съемок его документального фильма.


Как снять кино на собственные деньги и кто будет его смотреть. Изображение № 8.

Кевин Смит

Одна из икон американских независимых режиссеров, Кевин Смит, скопивший на свой дебют «Клерки» 27 тысяч долларов, в прокате заработал за него три миллиона. Режиссер делал фильм в том же супермаркете, в котором работал — снимая кино ночью и стоя за кассой днем. На протяжении 21 дня он спал всего по часу в сутки. В большинстве эпизодов сыграли друзья и соседи Смита, а сам он блестяще перевоплотился в Молчаливого Боба. Деньги на фильм были собраны из собственной зарплаты режиссера, десятка кредиток с превышенным лимитом, страховки за затонувшую машину и доходов от продажи серии раритетных комиксов, которые он любовно собирал много лет.


Как снять кино на собственные деньги и кто будет его смотреть. Изображение № 9.

Ричард Линклейтер

На свой первый фильм Ричард Линклейтер накопил 23 тысячи долларов. На съемочной площадке «Халявщика» он собрал профессиональных актеров, приятелей, коллег и просто соседей из техасского города Остина — так получилась глобальная история об одном дне жизни среднего американского города со множеством сюжетных линий. Фильм был снят в движении на одну 16-миллиметровую камеру. После оглушительного успеха «Халявщика» руки Линклейтера были развязаны — на 7,5 миллионов долларов, которые ему дала студия Alphaville, Линклейтер не только смог купить лучшие хиты 1970-х годов для саундтрека «Под кайфом и в смятении», но и оплатить одного из лучших кастинг-директоров Голливуда. Именно он нашел для ролей в фильме будущих звезд Милу Йовович, Паркер Поузи, Рене Зеллвегер и Мэттью Макконехи.


Как снять кино на собственные деньги и кто будет его смотреть. Изображение № 10.

Уит Стиллман

Один из лучших американских режиссеров и бытописатель молодежи полусвета Уит Стиллман вырос в привилегированной семье — его отец был однокурсником Джона Кеннеди. Снимая свою трилогию про американских преппи на перепутье, Стиллман, работавший редактором и писателем, пожертвовал для своего громкого дебюта не только несколько зарплат и подарков обеспеченных родственников, но и квартиру на Манхэттене. Другие обеспеченные родственники одолжили режиссеру свои апартаменты для съемок домашней вечеринки аппер-класса, на которую по сюжету попадает нищий главный герой.


Как снять кино на собственные деньги и кто будет его смотреть. Изображение № 11.

Уэс Андерсон

Правнук Эдгара Райса Берроуза, придумавшего Тарзана и Джона Картера, Уэс Андерсон с детства интересовался литературой и сам писал сценарии. Его первый фильм «Бутылочная ракета», придуманный вместе с приятелем из колледжа Оуэном Уилсоном, сыгравшим в фильме одну из главных ролей, был удивительным провалом на фоне отличных ревю — семь миллионов долларов бюджета обернулись одним миллионом дохода. Второй фильм — «Академия Рашмор», на который скинулся даже игравший в фильме Билл Мюррей, со скрипом окупился, хотя фильм продюсировала студия Disney. Только хвалебные рецензии дали режиссеру возможность снять третий фильм, который его не подвел — «Семейка Тененбаум» собрала 70 миллионов в прокате, то есть в три раза больше, чем на нее потратили. Несмотря на авторский подход, Уэс Андерсон снимает по правилам американского мейнстрима — на больших студиях и с непостижимым для независимого режиссера бюджетом.


Как снять кино на собственные деньги и кто будет его смотреть. Изображение № 12.

Лена Данэм

Американский режиссер и сценарист Лена Данэм, лучше многих визуализировшая поколение рубежа 2000–2010-х годов, выросла в хорошей нью-йоркской семье и еще в колледже начала снимать низкобюджетные короткометражки. Один из ее первых фильмов — «Крошечная мебель», это экранизация истории семьи с мамой и сестрой в главных ролях. Лена сняла весь фильм на Canon EOS 7D за один месяц в собственной квартире, потратив небольшие деньги только на гонорары, рекламу и постпродакшен. После награды американского фестиваля SXSW (South by Southwest) за лучший игровой полный метр Джадд Апатоу взял Лену на борт HBO со сценарием «Девчонок». Успешный сериал продлили на второй сезон, а сама Данэм, которая до сих пор увлекается писательством, подписывает контракты на публикацию книг — в первую очередь, мемуаров.


Как снять кино на собственные деньги и кто будет его смотреть. Изображение № 13.

Эндрю Бужальски

Один из основателей разговорного кино как бы ни о чем — мамблкора — в нулевые снял подряд несколько фильмов, ставших определяющими для американского независимого кино. Помимо постановки Бужалски сам играет главные роли, пишет сценарии фильмов, и не уезжает далеко от дома — он снимает фильмы в Остине, там же, где и живет. Почти все его ленты сделаны в эстетике лоу-фая и сняты на 16-мм камеру, а для ролей режиссер выбирает непрофессиональных актеров, талантливых в других областях — это его способ экономить на гонорарах.

 

Как снять первый фильм
и не потерять все
 

Писать сценарий долго, а лучше много раз его переписать

У всех случаются моменты волшебного озарения, но факт остается фактом — удачная импровизация при полном отсутствии режиссерского опыта практически невозможна. Если получилось у Джона Кассаветиса — не факт, что получится у вас. Вначале историю надо представить в голове, несколько раз попытаться сложить ее в разные синопсисы и уже потом расписывать сценарий по ролям, стараясь не придумывать себе сверхзадач. Например, Ингмар Бергман снимал многие фильмы всего на двух-трех локациях, и это позволяло ему сосредоточиться на дублях, не отвлекаясь на перемещения съемочной группы. А Мартин Скорсезе рисовал сцены будущего фильма на бумаге — чтобы заранее представить все нюансы и тратить меньше пленки на съемку дублей.

Как снять кино на собственные деньги и кто будет его смотреть. Изображение № 14.

Чем больше вопросов решено на стадии сценария, тем меньше их появится во время съемок — хотя и тогда их будет предостаточно.

Не ходить далеко

Многие из первых и большинство самых честных фильмов рассказывают об опыте и личных переживаниях режиссера. Уэс Андерсон снимал «Академию Рашмор» в своей школе, Вуди Аллен годами не выезжал с насиженного Манхэттена, а Лена Данэм и вовсе заперлась в своей квартире. Нет ничего ужасного в том, чтобы снимать знакомую ситуацию в знакомом месте — кроме режиссера, об этом все равно никто не узнает, а начинающий кинематографист будет чувствовать себя лучше в привычной обстановке.

Научиться делать
все самому

До того, как режиссер получит многомиллионный бюджет, ему приходится самому держать в руках камеру, писать сценарии и даже исполнять роли. Только отказ всех режиссеров снимать «Бешеных псов» привел сценариста Квентина Тарантино на съемочную площадку. Стэнли Кубрик всегда сам монтировал свои фильмы, а Терренс Малик замещал не явившихся на съемки актеров. Чем раньше режиссер научится делать все сам, тем проще ему будет представить себя на месте любого человека на съемочной площадке и, таким образом, успешно дирижировать процессом.

Как снять кино на собственные деньги и кто будет его смотреть. Изображение № 15.

Не бегать за профессионалами

Чем больше опыта у актера, тем выше его гонорар. Случайно найденный на улице или выбранный на кастинге актер — лучший претендент на роль в независимом фильме. Молодые режиссеры ищут актеров в школах и среди друзей и знакомых, которые фотогеничны, лучше всех играют в пантомиму и не пожалеют пару вечеров на съемки в дебюте.

Ничего не тратить

Как говорит Роберт Родригес, «если начинаешь тратить деньги, остановиться уже невозможно». Не стоит покупать камеру специально, чтобы снять первый фильм — вряд ли она сможет избавить от условного страха белого листа. Для начала стоит побегать с домашней камерой за членами семьи или поговорить вслух с активным питомцем — с помощью кошки или собаки можно отлично натренировать реакцию на смену композиции в кадре. Еще один вариант — прийти к друзьям на вечеринку с камерой и поснимать их. Когда материала наберется достаточно, можно смонтировать неделю из собственной жизни. Если этот процесс не надоел и даже доставил удовольствие, стоит задуматься о сценарии, потому что кошек, собак, родителей и бабушек отборщики короткого метра по всему миру видели уже миллион раз.

 


5 интересных фестивалей
для режиссеров
независимого кино

Помимо известных европейских кинофорумов (в Каннах, Венеции, Берлине, Роттердаме, Локарно и Карловых Варах), на которых авторскому кино уделяется особое место, есть ряд уже состоявшихся или недавно набравших обороты североамериканских фестивалей. Они заинтересованы в молодых режиссерах жанрового кино и проводят интересные шоукейсы, с точки зрения индустрии в целом. Там формируется повестка дня, параллельная реальности «Золотых глобусов» и отличная от списка победителей в конкурсах Венеции или Берлина. Если не получится отправиться в дальнее путешествие через океан, стоит хотя бы дистанционно следить за победителями последних лет — такие фильмы нечасто добираются до российского проката, но представляют собой очень важный и интересный срез молодого поколения в кино и уникальных опытов в индустрии.

 

 

 

 

Instagram, Vine, Coub
и будущее мобильного кино

 

В 2006 году, когда камера в пять мегапикселей казалась самым удачным приобретением, на свет появился первый фильм, снятый на мобильный телефон — 93-минутная документалка «Новые любовные встречи» Марчелло Менцарини и Барбары Сежецци. Это мобильный оммаж Пьеру Пазолини, который в начале своей режиссерской карьеры вышел с камерой на улицы Рима, чтобы узнать взгляды своих современников на любовь и секс. В фильме 2006 года десятки итальянцев также делятся на камеру своими соображениями о сексе до брака, однополых парах и религиозных догмах.

В 2007 году последовал полностью снятый на мобильный телефон фильм SMS Sugarman Арьяна Каганофа. Южноафриканский режиссер и художник гулял по Йоханнесбургу в сочельник, снимая на мобильную камеру рождественские приемы у бизнесменов, свидания со своими и чужими девушками и другие грязные дела большого города, пережившего апартеид

 


В начале 2011 года Пак Чхан Ук снял 30-минутный саспенс на iPhone 4, а на Kickstarter собрали деньги на первый полный метр, Olive, снятый на Nokia N8 — роуд-муви с актрисой классического Голливуда Джиной Роулендс в главной роли. Еще более современную Nokia предложили Питеру Гринуэю вместе с солидным бюджетом, чтобы он снял на нее свой следующий фильм, — контракты мобильных компаний становятся все больше похожи на футбольные сделки. Все эти примеры громко заявляют, что мобильного кино можно больше не бояться.

 


Многим уже понятно, что мобильный — это не просто телефонная книга с кнопками, но и инструмент новой визуальности. За несколько лет камеры в мобильных телефонах стали любимым увлечением миллионов. Некоторые не могут поесть, если перед этим не сфотографируют свою тарелку, а встреча с друзьями считается не состоявшейся без взаимных фотографий на мобильный телефон.

Наплодившиеся за пару лет приложения позволяют редактировать видео прямо в телефоне или планшете. Наконец, треснул Instagram: их глава признался в интервью, что будущее фото — это видео. Сейчас всем интересно смотреть маленькие истории — десятисекундные ролики Vine показывают весь мир глазами обычных пользователей, как до этого вебкам работал на популярность YouTube.

В ожидании идей для большого кино можно поупражняться на Coub и научиться совмещать видео и музыку, а после этого погрузиться в полнометражную мобильную съемку с приложениями или без — по-честному, не осталось причин, чтобы не снимать на телефонную камеру.

 

7 мобильных приложений, чтобы
начать снимать кино прямо сейчас

8mm Instagram Vine Splice
Cinefy iMovie Magisto

 

 

 

Краудфандинг и другие способы
собрать деньги на первый фильм

 

Если друзья больше не дают в долг, а родственники не готовы продавать собственность, чтобы вложить средства в режиссерский дебют, есть еще несколько способов снять фильм на чужие деньги. В первую очередь, это киногранты, которые распределяют между перспективными студентами киношкол и авторами хороших сценариев вне зависимости от их профессии. Россиянам лучше рассчитывать на европейские гранты, потому что в США совсем другой рынок и высокая конкуренция.

Как будто случайные знакомства с продюсерами можно свести на кинорынках, которые проходят одновременно с фестивалями. Собственно, на кинорынок приезжают как раз для того, чтобы показать фильм максимальному количеству людей, сунуть визитки критикам, журналистам и дистрибьюторам и попасть на мастер-классы по режиссуре и продакшену.

 

Главное, что нужно знать
про краудфандинг — он не исчерпывается самым известным проектом Kickstarter.

 

Недавно список возможностей пополнился краудфандингом — коллективным сбором средств на творческие проекты. Главное, что нужно знать про краудфандинг — он не исчерпывается самым известным проектом Kickstarter, в котором могут участвовать только резиденты США и Великобритании, а также их родственники и друзья. RocketHub и Indiegogo — сервисы краудфандинга с более широкой географией. Для промопроекта надо сделать видео и придумать толковое описание, а все принципиальные моменты лучше снабдить пояснениями, из которых потенциальные спонсоры узнают, что они получат от режиссера взамен. 

Чем популярнее становится краудфандинг, тем выше конкуренция. Жанровое кино, само собой, привлекает больше вложений, но в списках успешно завершившихся проектов встречаются и чудесные случайности. Пока продолжается сбор денег, авторы рассказывают о развитии проекта и новых договоренностях на своих страницах, а когда бюджет сформирован, сообщают примерную дату готовности фильма. Со стороны все кажется довольно просто, но среди авторов самых успешных проектов — в основном те, кто уже был известен интернет-аудитории по своим видеоблогам, рассказам, комиксам или стендапам. И если начинающий режиссер пока вообще ничего не сделал, ему придется конкурировать с сочинителями расхожих мемов и прожженными стартаперами. А это может оказаться сложнее, чем продать машину ради первого фильма или уговорить друзей сняться в постельной сцене. 

 

5 хитовых сценариев, на которые
скидываются прямо сейчас

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Taste

Мелодрама о невысказанных чувствах двух поваров из Сиэтла, которые общаются, влюбляются и флиртуют при помощи еды. Деньги собирает театральная группа из Сиэтла, а режиссер обещает показать в фильме лучшие кулинарные места штата Вашингтон.

Sunken City

Клон «Портленда» — сериал о Новом Орлеане и известных людях, когда-либо там живших. Парень с девушкой просят скинуться на пилотный интернет-сезон о жизни в столице Луизианы — одном из самых алкогольных, самобытных и колоритных мест Америки.

First to Fall

Документальный фильм о двух ливийцах, которые отказались от безмятежной жизни в Канаде и отправились на родину, чтобы воевать за справедливость и свергнуть режим Каддафи.

Taxidermy

Документальная короткометражка о загадочном викторианском таксидермисте Уолтере Поттере, чьи работы уже давно собирают мировые музеи. Среди придуманных Поттером образов — восьминогий котенок и ансамбль морских свинок, которые занимаются человеческими делами. В фильме режиссер обещает рассказать, как Поттеру пришло такое в голову.

Mooman

Документальный фильм о фермере с блеском в глазах, который болеет душой за свое дело, говорит с коровами как с людьми и выглядит как истинное дитя природы. Авторы хотят сделать фильм хитом в больших кинотеатрах и маленьких залах по всей стране и сопроводить показы лекциями героя фильма — Стива Хука, который будет объяснять зрителям, как получается молоко и масло и зачем нужны маленькие фермы.

 

 

Молодые режиссеры о будущем кинематографа

В рамках совместного проекта МегаФон 4G и «Роскино» шесть молодых российских режиссеров представили свои фильмы во время кинофестиваля в Каннах. Каждый из них снял на камеру мобильного телефона минутный фильм о поездке в Канны: «60 секунд. Для тех, кто не ждет».

 Как снять кино на собственные деньги и кто будет его смотреть. Изображение № 16.

Тимур Абдуллин

Мне не очень нравится определение «независимое кино». Кино всегда будет зависимым — от автора, от зрителя и, главное, от идеи. Именно идея помогает режиссеру довести начатое до конца и удерживает людей перед экраном. Сам съемочный процесс — это не более чем последовательность определенных действий. А средства, которые есть в распоряжении у режиссера, определяют только качество и количество инструментов. Поэтому для меня нет большой разницы между «Кардо» Светланы Сигалаевой и «Исходным кодом» Дункана Джонса — если оценивать их с точки зрения режиссерского замысла.

То, что раньше было неизвестно или непопулярно, теперь стало трендом. Например, в детстве, читая Гарри Гаррисона, я удивлялся технологии видеосвязи, которую он описывал. Куда дальше шагнет наша цивилизация в технологическом плане, я не в силах предугадать. Например, кто мог предположить десять лет назад, что кинокамеру можно будет носить в кармане и даже звонить по ней друзьям?

Мой 60-секундный мобильный фильм — это квинтэссенция того, что одни обещали, другие говорили, третьи делали. Я бы назвал его отчетным репортажем о нашей поездке в Канны.

Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются