Блог Димы НеягловаПоиграть со шрифтами:
Как меняется мода
на начертания
Современные идеи в историческом контексте
Дима Неяглов
Директор дизайн-группы Alt Space и креативный директор Digital October Group,
переводчик, книжный коллекционер
Каждую неделю на Look At Me выходит колонка креативного директора Digital October Димы Неяглова о дизайне, типографике, рекламе, литературе и логике. В своих статьях Дима ставит актуальные задачи в исторический контекст. Четвертая колонка — о том, как меняется мода на шрифты.
iOS и тонкие шрифты
С выходом iOS7 можно утверждать, что три крупные мобильные операционные системы переключились на тонкие шрифты, хотя об Андроиде судить сложнее из-за множества оболочек, предустанавливаемых производителями. У iOS — Helvetica Neue, у Windows Phone — Segoe, у Андроида — Roboto. В скобках замечу, что у Ubuntu, недавно собиравшего деньги на свой телефон, тоже есть фирменный шрифт, но в нём нет тонкого (Thin) начертания.
Большинство дизайнеров знакомо с понятием моды на шрифты: два года назад был популярен DIN и вообще шрифты студии Parachute, до этого несколько лет превалировали геометрические гротески, например Gotham, чему лучшая иллюстрация — логотип Look At Me. Но мы редко видели, чтобы популярными становились отдельные насыщенности шрифтов: жирные или тонкие. У меня есть гипотеза о том, отчего происходит смена моды на шрифты. Погнали в историю.
Линейная история шрифтов
В книгах по типографике история шрифта обычно излагается так: вначале были иероглифы (рыба, глаз, чувак в профиль), потом финикийский и греческий алфавиты, квадратная римская капитель (наши заглавные буквы), дальше унциал (вывески московских пабов), каролингский минускул, готическое письмо, антиква, гротеск.
Создаётся ощущение, что эти почерки появлялись из ниоткуда и сменялись один на другой безо всякой причины: человечество будто устраивало конгресс и решало, что такой-то почерк теперь лучше.
В книгах также справедливо пишут, что инструмент письма влияет на почерк. У римлян были резцы — резцами удобно делать квадратную капитель. Это верно, но, к сожалению, тема инструмента в специальной литературе, как правило, обрывается на первых печатных книгах, для производства которых писать было уже не нужно. К тому же кажется странным, что за две тысячи лет человечество изобрело так мало почерков — вон у меня выше в один абзац влезло.
Нелинейная история шрифтов
В реальности в Европе существовало огромное число почерков. К сожалению, мы вынужденно рассматриваем историю через призму победителей, то есть таких почерков, на которые стали ориентироваться известные нам шрифты. По крайней мере, чтобы дойти до нас в большом числе исторических документов, почерк должен получить определённую известность. К примеру, наравне с каменной квадратной римской капителью первого-второго веков существовал римский курсив стенных надписей, восковых и свинцовых табличек.
Римская капитель (Траянская колонна) и римский курсив (частное письмо, 1053 г.)
Хотя оба типа надписей дошли до нас в исторических документах, римский курсив почти никак не повлиял на наше нынешнее письмо, нечасто демонстрируется в музеях, сравнительно некрасив и оттого забыт.
Важные четвертый–восьмой века
Этот период в истории почерков часто вовсе опускается. До него — красивая римская капитель (без курсива). После — каролингский минускул, который считается основой наших строчных букв (с чем можно и нужно спорить).
А эти века меж тем очень напоминают ситуацию, в которой мы находимся сейчас: тонны разных почерков. После развала Римской империи начали формироваться национальные государства — нынешние Франция, Испания, Англия и т. д. — и в них появились свои почерки. Тут интересно, что, на наш взгляд, многие из них выглядят одинаково. Писаны они, в основном, на одних и тех же языках — латыни и греческом. И тем не менее мы наблюдаем, как одни люди не понимают других: почерк неразборчивый. Одинаковые, на наш взгляд, почерки для читателя того времени очень отличаются.
Почерков этих было много, перечислю некоторые: вестготское письмо, лангобардское, меровингское, гиберно-саксонское, ирландский унциал, англо-саксонский минускул и множество других (всего около 25).
Разные образцы почерков IV-VIII веков
Что бы сравнить с этим? Видно ли, что на этой картинке три шрифта — Helvetica, Segoe и Roboto?
А на этой картинке? Тут те же самые шрифты, но в нормальных, а не тонких вариациях.
Нетренированному зрителю разница между нижними вариантами видна, как правило, гораздо лучше, чем между верхними. Но это один и тот же шрифт со своими характерными особенностями, и написано одно и то же. Почему происходит так?
Гипотеза о художественных средствах
С самого начала истории графического дизайна и по сей день в массовой продукции дизайнеры предпочитают «играть со шрифтами», вместо того чтобы разнообразно набирать. Чтобы пояснить идею разнообразного набора, я приведу одну из моих любимых иллюстраций.
Манускрипт XI века
Но большинство рукописей тогда — и интерфейсов сейчас — предпочитают стройность композиции её выразительности. Даже в восьмом веке, если нужно было повыдрючиваться, использовали особый почерк, особенно интересны цветные ирландские манускрипты.
Страница «Книги из Дарроу», VII век
Хорошие дизайнеры перекладывали и перекладывают задачу красивого оформления текста на шрифт, даже если это иногда мешает удобочитаемости. И, естественно, плохие дизайнеры всегда делали всё быстро и за двести баксов — и в этом случае удобочитаемость страдала.
Пример дизайна за двести баксов из VIII века
Хорошие дизайнеры и тонкие шрифты
Публика опаздывала за хорошими дизайнерами. Вычурные почерки не всегда были с самого начала понятны, и часто публика не различала их между собой. У нас есть примеры того, как почерки даже прямо запрещались к использованию.
Приёмы красивых почерков разрабатывались в определённых географических областях, происходил обмен идеями, и так формировались модные почерки четвёртого–восьмого веков. Секрет написания лучших из почерков тщательно охранялся, и просто так научиться писать красиво было нельзя.
На мой взгляд, сейчас мы находимся в ситуации, когда дизайнеры нашли новый особый приём — сверхтонкие шрифты. Естественно, что этому помог и сам материал, экраны высокого разрешения. Но публика пока что не различает эти шрифты между собой, их рисунок ещё недостаточно характерен для массового человеческого глаза.
Зато, когда мы привыкнем к более тонким формам, старые будут нам казаться чересчур жирными, как сейчас нам кажется жирным советский шрифт Журнальная рубленая.
Журнальная рубленая из коллекции «Паратайпа»
Выводы
По всей видимости, можно ожидать развития тонких шрифтов во многих направлениях. Во-первых, специальные декоративные и заголовочные тонкие шрифты. Во-вторых, дополнение существующих шрифтов более тонкими версиями. В-третьих, ребрендинги существующих компаний в пользу более тонких начертаний.
Комментарии
Подписаться