Почему я ненавижу гик-культуру
На прошлой неделе на Look At Me появилась статья моего коллеги и приятеля Гриши Пророкова о российских гиках, написанная под впечатлением от первого московского «Комик Кона». Он утверждал, что, поговорив с посетителями, нашел «самое свободное и прогрессивное сообщество в стране». Я не могу согласиться с его выводами. Согласно моим наблюдениям, cообщество любителей комиксов и видеоигр предельно далеко от такого определения.
Когда-то давно, когда гики получили свое название, они были нишевой субкультурой для закомплексованных фанатов супергероев, однако сейчас, в эпоху, когда кассовые сборы фильмов по комиксам бьют все мыслимые и немыслимые рекорды, гик-фандом стал мейнстримом. То, что было о DIY и чёткой дифференциации «свой/чужой», стало огромным аттракционом потребления, открытым для всех и каждого. И, к сожалению, мы живем в обществе, которое не просто поощряет такой образ жизни, а восхваляет его, и именно этот факт удручает меня.
Скажу больше — я не ограничиваюсь комиксами, видеоиграми и кино — любые обсессии, сопряженные с потреблением контента или материальных предметов, квалифицируются в эту категорию. Нет принципиальной разницы между денимхедом с superfuture, Apple-person с macrumors, косплеером со StarTrek-конвенции и старкрафтером, который стримит на Twitch. Все они выступают главными адвокатами своих увлечений, ожесточенно доказывая их уникальность и ценность среди всех прочих. И все они в той или иной степени их переоценивают. Предмет их фиксации не имеет ценности в общечеловеческом смысле — потому что является не чем иным, как способом скоротать время.
Люди вовлеченные (и Гриша в своей статье) часто рассуждают о том, что, к примеру, Star Trek — это жутко либеральный для своего времени сериал с будущим без расизма и сексизма. Говорят, что комиксы и сайнс-фикшн несут в массы прогрессивные и гуманные идеи, однако проблема заключается в том, что правами на тот же Star Trek владеет крупный канал CBS.
В своей статье Гриша романтизирует образ фанбоя, рассказывая об открытости комьюнити, однако всем, кто был геймером и косплеером, известно, что нет более нетерпимой к чужому мнению среды, чем любители видеоигр или комиксов. То, что гики — беззлобные весельчаки, — миф: попробуйте справиться на любом геймерском форуме на тему того, на какой консоли не стыдно гонять в вашу любимую игру. Мою точку зрения отлично иллюстрирует недавний скандал с Зоей Куинн, о котором подробно рассказали коллеги из Furfur. Да и в комментариях к недавней статье об объективизации женщин в видеоиграх, которая появилась на Wonderzine, собрались достаточно характерные «эксперты».
Заметка другого моего коллеги — Антона Мухатаева — также подтверждает мои слова. Высказав свой тезис и разумно обосновав его, он получил шквал негодующих реплик в свой адрес. Подверженные психологии толпы, гики требуют внимания к себе и уважения к своей точке зрения, но в обмен могут предложить лишь язвительные комментарии в сети.
Гик-культура не строит дома, не помогает больным и не спасает экологию. Каждый раз, когда на эту тему пишутся тексты, снимаются репортажи и печатаются книги, только лишь множится энтропия сомнительных смыслов и растут банковские счета тех, кто знает правила работы рынка и то, как воспользоваться человеческой тягой к социализации. Романтизация образа гика, в конце концов, выгодна только студиям и издателям, для которых это просто прямой маркетинг.
Комментарии
Подписаться