Я считаю, что общество стало слишком эмоциональным
Не так давно мой коллега Гриша Пророков написал этот текст, который остаётся одним из самых комментируемых на Look At Me. Для тех, кому лень ходить по ссылке, могу сообщить, что речь в тексте идёт о фильме Кристофера Нолана «Интерстеллар», критикой которого Гриша и занялся.
Возможно, я наивна, но количество людей, пришедших в комментарии для того, чтобы сказать, что автор неправ, меня немного удивляет: в конце концов, в тексте шла речь не о традиционно «горячих» для интернета темах, а всего лишь об ощущениях от фильма. Но что-то явно задело чувства читателей — и они не смогли пройти мимо и не сообщить о своём недовольстве.
Я не сильно удивлюсь, если позднее историки назовут начало XXI века «Веком Чувства» по аналогии с Веком Разума. Современное человечество помешано на чувствах. Особенно если чувства эти — оскорблённые. Современный интернет даёт нам возможность мгновенно откомментировать непонравившийся пост — зачастую не только на самом сайте, но и сразу в нескольких соцсетях. При этом мы часто не задумываемся о главном — почему мы реагируем на этот пост так, а не иначе, — а просто пишем комментарии и публикуем его. Скажу сразу — я вовсе не думаю, что отрицательные эмоции (или эмоции вообще) — это всегда плохо. Но они должны служить толчком к интеллектуальной работе человека, а не приводить к ещё большей истерике. Пока мы наблюдаем, к сожалению, преимущественно второй вариант.
Главная угроза современному человечеству — не СПИД, не Эбола, не глобальное потепление. Это хроническая боязнь расстаться с собственным психологическим комфортом и испытывать какие-то иные чувства, кроме довольства собой, а отсюда — нетерпимость к любым не совпадающим точкам зрения и непоколебимая уверенность в том, что окружающие должны этот психологический комфорт обеспечивать. Обида из чувства, которое позволительно испытывать только маленьким детям, стала главным политическим оружием нашего времени. Обижаются все — от радикальных феминисток до радикальных исламистов. Оскорблёнными чувствами можно оправдать практически всё, от запрета рекламы мобильника до убийства редакции сатирической газеты, не говоря уже о таких мелочах, как ограничение свободы слова и возможность попасть в тюрьму.
Но больше всего пугает даже не столько яростное стремление некоторых категорий граждан быть перманентно оскорблёнными, сколько покорность остального общества, которое готово отказаться от собственных свобод в надежде на то, что это приведёт к уменьшению напряжения в социуме. Но путь этот ошибочен и приведёт только к обратному — хотя бы потому, что угодить всем обиженным одновременно никакое государство не в состоянии. «Чувства» — понятие слишком расплывчатое, слишком субъективное и индивидуальное для того, чтобы можно было не только говорить об их оскорблении, но ещё и карать за него. Остаётся только, как не так давно отметил Иван Давыдов: «Смириться с тем, что запрет, монополия на который остаётся у государства, в ментальной сфере невозможен вообще. Запрет начинается там, где от слов переходят к действиям. Просто потому, что нельзя честно договориться о степенях ответственности, когда оперируешь понятиями эфемерными, вроде „оскорбления чувств“».
Мне хочется верить, что этот период какого-то эмоционального детства, в которое, судя по всему, впадает человечество, когда-нибудь закончится, и мы не будем пытаться спрятаться от неприятных нам чувств. Это ведь тоже вызов, который мы — как взрослые люди — должны встретить с гордо поднятой головой. Не пытаться заткнуть рот несогласному с нами, а выслушать его и заглянуть в себя, чтобы понять, что стало с нашими убеждениями после этой встречи. Закрытость, в том числе и личная, ведёт только к стагнации и увяданию, рост невозможен без постоянных изменений и столкновения с новым, а точка зрения, не проверенная сомнением и дискуссией, ничего, по сути, не стоит.
Комментарии
Подписаться