Views Comments Previous Next Search

Я учусь задавать нормальные вопросы

Я Рита, мне 21 год. Каждый день я играю в приставку и задаюсь вопросами (за сегодня вопросов было несколько десятков, и это ещё не считая рабочих). Все мои интересы заключаются в том, чтобы становиться лучше каждый день. Я хотела вести блог об этом, но на сайте уже есть такой раздел.

Главный редактор сайта посоветовал мне вести блог о том, как я каждый день попадаю в разные неловкие ситуации и с честью из них выбираюсь. Мне кажется, это крутой совет. За примерами далеко ходить не надо. Прямо сегодня я выяснила, что общаюсь с людьми исключительно посредством глупых вопросов, на которые ещё и не получаю ответы (примеры см. ниже). Поэтому сегодня я буду разбираться с тем, как задавать их правильно!

Я учусь задавать нормальные вопросы. Изображение № 1.

Есть известная история про то, как японский изобретатель Сакиши Тойода (основатель почти одноимённой автомобильной компании) умел разбираться с проблемами. Его метод назывался «5 почему» — чтобы докопаться до сути вещей, надо было задать этот вопрос пять раз подряд. Меньшее количество вопросов означает недостаточный ресёрч, большее — неминуемо ведёт к отвлечённым беседам.

Пример:

 

Почему редактор не сдал текст? Потому что ему не хватило времени.

Почему ему не хватило времени? Потому что он выполняет много чужой работы.

Почему он выполняет много чужой работы? Потому что сотрудников не хватает.

 

Почему сотрудников не хватает? Потому что плохо работает кадровый отдел.

Почему плохо работает кадровый отдел? Потому что им не хватает навыков.

Решение: надо устроить курсы для кадрового отдела.

Сто лет спустя Уоррен Бергер написал очень скучную книгу A More Beautiful Question, в которой пояснил, что просто спрашивать «Почему?» недостаточно — надо делать это правильно. Для этого надо сделать как минимум 6 подготовительных действий:

 

 Отстраниться от проблемы.

 Посмотреть, что упустили другие.

 Проверить выводы (в том числе собственные).

 

 Провести полный ресёрч.

Усомниться в собственных вопросах.

 Сделать вопрос собственной проблемой.

Иногда проблема заключается не в том, что мы не умеем спрашивать (средний ребёнок 4 лет задаёт 390 вопросов в день), а в том, что вопросов слишком много. Для того чтобы выбрать правильный, стоит попробовать упражнение, которое предлагает своим студентам Институт правильных вопросов Right Question Institute.

 

Определить достаточно широкую тему — лучше всего работает тезис, формулирующий проблему (например, «Интернет должен быть запрещён»).

 Студенты делятся на две группы и начинают генерировать как можно больше вопросов.

 Потом группы начинают исправлять свои вопросы и выбирать лучшие (количество ограничено).

 

 Следующий этап — понять, какие последующие действия предполагает каждый вопрос.


 В итоге студенты должны сформулировать то, чему научились за это упражнение.

Плохо то, что сознание большинства людей любопытной Варваре не обещает ничего хорошего — никто не любит почемучек и вообще людей, которые слишком много спрашивают. Легендарный арт-директор Джордж Луис (вы помните его по обложкам Esquire), который на рабочих встречах спрашивал «Секундочку, всё, о чём вы говорите, — полный бред, зачем так поступать?», отмечал, что это самый быстрый способ стать непопулярным. У его коллеги, автора блога The Curiosity Chronicles Пола Беннета, есть и серьёзная должность — «Идиот в IDEO» (и только потом креативный директор); всё благодаря тому, что он спрашивает всё у всех и всегда. Однако именно Беннету принадлежат слова, что, для того чтобы задавать правильные вопросы, надо перестать спрашивать и, наконец, послушать, что тебе говорят в ответ.

  

Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются