Почему я скучаю по уродливым фотографиям
Рита Попова пересмотрела красивых фотографий и учится быть проще — а также принимать жизнь вокруг настолько уродливой, насколько она есть.
Летом 2013 года я разговаривала с сооснователем VSCO Грегом Лутце. Тогда разработчики приложения делали ставку на элитарность, хороший дизайн и нишевую аудиторию. Лутце заявил, что они пытаются «задать стандарт для индустрии». Громкие заявления стартаперов не всегда сбываются, но в этот раз всё так и случилось.
Прошло полтора года. VSCO стал народным фотошопом — инструментом № 1 не только для фотографов, но и вообще для всех людей, кто задумывается о качестве своих фотографий. Они выпустили десятки фильтров, один красивее другого, и научили нас разбираться в экспозиции и балансе белого. Теперь все мои знакомые делают удивительно красивые художественные фотографии закатов, размазанных автомобильных огней и городских джунглей.
Ни один фильтр VSCO не сделает эти фотографии красивыми
Я с интересом наблюдаю за тем, как в инстаграме приходят и уходят модные веяния. Было время, когда все стали делать горизонтальные фотографии 4:3. Потом стало модным делать малюсенькие фотографии экспериментальной формы. Потом, по ощущениям, пришло время формата 3:4 (мой инстаграм до сих пор на этой стадии). Сейчас большинство фотографов возвращается к квадрату и пробует серии из трёх одинаковых фотографий, чтобы снимки красивыми полосками (или панорамами) выстраивались на странице профиля.
И лишь одна мода никогда не вернётся, как бы я её ни ждала, — мода на действительно уродливые фотографии.
Первая фотография в моём инстаграме — чёрно-белая надпись в трамвае «Путин сатана». Выглядит она просто ужасно, но всё равно лучше, чем остальное. Криво вырезанный Филип Сеймур Хоффман с не менее кривой подписью «Работник месяца». Мои друзья Артём, Юля и Олег, с которыми мы неуклюже едим холодный осетинский пирог где-то в арбатских переулках. Двенадцать огромных (из-за нарушения перспективы) пальцев на фоне серебряной коробки.
У этих фотографий нет даже 11 лайков (это то самое число, когда Instagram меняет ники залайкавших на количество). И справедливо. Ни один фильтр VSCO не сделает эти фотографии красивыми. Надпись в трамвае, Филип Сеймур Хоффман, мы с друзьями и большие пальцы тогда эстетичными не были. Более того, размазанные снимки с неудачным фильтром, заваленным горизонтом и — совсем непростительный промах — тенью от айфона на фотографии в ленте Instagram раньше смотрелись как родные. Но теперь лента Instagram — всё равно что художественная галерея. И всем приходится соответствовать.
Раньше у меня была привычка удалять из инстаграма всё, что мне кажется тупым, уродливым или просто напоминает о неприятном времени. Но сейчас я отучаю себя это делать. В наше счастливое время даже овощи не обязаны соответствовать стандартам красоты — почему должны мои впечатления? Красивый закат и инопланетная архитектура имеют такое же право на существование, как и менее лайкоёмкие воспоминания — невнятные видео с концертов или селфи с друзьями, на котором все вышли немного хуже, чем могли бы.
Instagram сделал каждого из нас художником, и это здорово. Но любая фотография — прежде всего воспоминание. Став в собственных глазах неплохими фотографами, не стоит прибегать к самоцензуре или трястись над абсурдно большим количеством фильтров (в этом приложении их, например, 800). Самые ценные воспоминания не берут в расчёт то, что нам нужно 11 лайков или 11 тысяч. Вот и нам не стоит.
Комментарии
Подписаться