Views Comments Previous Next Search

Почему я считаю, что цифровой этикет — это очень важно

Рита Попова размышляет о том, почему этикет — это техника безопасности, которая экономит время, бережёт от информационной перегрузки и помогает любить интернет.

Почему я считаю, что цифровой этикет — это очень важно. Изображение № 1.

Читайте также:

Цифровой этикет

Почему я считаю, что цифровой этикет — это очень важно. Изображение № 2.

 

На Look At Me есть рубрика «Цифровой этикет», темы для которой мы выбираем, во многом исходя из жизненного опыта. Уместно ли поставить лайк, если интересный, но личный пост написал незнакомый вам человек? Как правильно хвастаться? Как использовать стикеры?

С тезисами рубрики можно поспорить, но как иначе — на эти вопросы нет единого правильного ответа. Это не догма (и я надеюсь, нам удаётся не быть радикальными), а приглашение к обсуждению. Интернет (да и весь современный мир) слишком подвижен для жёстких правил вроде «апельсин нужно чистить вилкой и ножом». Более того, там, где эти нормы используются, всё меняется слишком быстро. Ещё вчера мы задумывались, необходимы ли в электронной переписке стандартные элементы вроде «Искренне ваш», а сегодня все уже общаются в мессенджерах. Новые инструменты вроде Apple Watch добавляют проблем — например, нужно ли отключать часы в театре?

За технологиями не поспевает ни один учебник цифрового этикета. Самый известный из них, Emily Post’s Manners in Digital World (одна из множества адаптаций классического учебника Эмили Пост, изданного в 1922 году), предлагает советы в духе «Хотите что-то уточнить? Поиск в Google — новый способ мгновенно что-то узнать» или «Не открывайте письма без темы». Другие учебники, как, например, у наших коллег из The Village, чересчур категоричны — например, я никак не могу согласиться с правилом «Большинству людей вообще не интересно, чем вы питаетесь», потому что вместе с тысячами других читателей с удовольствием слежу за инстаграмом The Village Food.

Какие-то вещи, разумеется, утвердились — но в большинстве случаев это происходит не по инициативе пользователей интернета, а по распоряжению сверху. Люди не пользуются телефонами в театрах. Количество музеев и фестивалей, запретивших селфи-палки, уже не поддаётся исчислению, а вот снимать выступление музыканта на смартфон — обычное дело.

Почему я считаю, что цифровой этикет — это очень важно. Изображение № 3.

 

Но это скорее исключение — цифровой этикет формирует практика и общественное обсуждение, лучше всего — с участием социологов, антропологов и представителей бизнеса. Лишь сформулировав проблему, мы можем надеяться на её решение — например, социологи уже давно исследуют особенности онлайн-дружбы и дружбы в социальных сетях, а использование личных социальных сетей для рабочих вопросов, возможно, прекратит Facebook for Business.

Но этикет — это в большой степени вопрос грамотных интерфейсов. Не все пользователи могут разобраться в новых технологиях и инструментах так, чтобы не ставить себя и других в неловкое положение. Припомните своих родителей, которые только осваивают социальные сети: они путают сообщения на стене с личной перепиской, пренебрегают заполнением личного профиля и с точки зрения детей ведут себя некорректно.

Проблемы цифрового этикета могут казаться надуманными или старомодными — само слово напоминает о школьных учебниках «Культура общения» или, например, гувернантках. Это не так. На самом деле этикет тесно связан и с травлей в интернете, и с информационной перегрузкой. Информации всё больше, времени её осмыслить — всё меньше, поэтому риск совершить необдуманный или грубый поступок существенно вырос. Сформулированные правила сэкономят время нам и нервы — окружающим нас людям. Помогут даже несколько простых ежедневных правил: подумай, прежде чем опубликовать, читай, прежде чем комментировать.

Ни Тим Бернерс-Ли, ни сайт Look At Me, ни кто-либо ещё не может постановить, что с сегодняшнего дня мы отключаем громкий звонок в помещении и не злоупотребляем хештегами. То, каким будет в итоге интернет и какие правила цифрового этикета станут общепринятыми, зависит только от нас самих — стартапов, которые чётко следят за политикой и правилами сообщества, разработчиками интерфейсов, которые задумываются о понятности приложений, и, конечно, пользователей — которые хотя бы не забывают о «пожалуйста» и «спасибо». 

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются