Почему я думаю, что Instagram — это новый соцреализм
В очередном посте для блогов редакции Look At Me я решил поразмышлять о значении визуального пространства, в котором провожу много времени. Это Instagram. Что мы на самом деле говорим о нас самих и о реальности вокруг, когда выкладываем туда очередную фотографию? И почему таким образом все мы делаем вклад в противоречивый памятник нашему времени?
В фильме Криса Маркера «Взлётная полоса» главный герой путешествует во времени с помощью психотропных веществ, чтобы добыть в прошлом или будущем нечто для выживания людей, почти уничтоживших планету в ходе мировой войны. Вообще это не фильм, а слайд-шоу из нескольких десятков фотографий. А всё потому, что фотографии оказываются единственным медиумом, который способен запечатлеть реальность прошлого/настоящего/будущего как будто в чистом виде, без обмана киносценария (фильм был снят в начале 1960-х, когда видеокамеры были очень дорогими). Фотография — возможность задокументировать действительность, при этом минимально солгав, выхватить кусок реальности, ничего не приукрасив.
И именно поэтому Instagram вроде бы должен стать главным памятником реальности нашего времени. Instagram собирает в себе наши взгляды, которые сопровождаются минимумом информации в виде текста, а значит, как будто и минимумом интерпретации. В свое время мечта человечества спасти себя и любимые вещи от смерти нашла воплощение в фотографии. Но если раньше каждый оставался наедине со своим фотоаппаратом, пытаясь спасти дорогую сердцу действительность от постоянного ускользания, то теперь мы объединили усилия и сохраняем мир от разложения в одном месте, пусть и виртуальном.
Я думаю, что Instagram станет памятником не нашей эпохе, а её лицемерию, которое может нами и не осознаваться. Instagram — это место для постоянного репродуцирования лживой идеализированной реальности. Когда мы выкладываем фотографии идиллического деревенского пейзажа, забавной вывески или нелепого ковра с тигром (я зашёл в Instagram и описал первое, что в нём увидел), мы почти ничего не говорим о планете Земля по состоянию на 2014 год. Мы говорим только о том, что нам хочется видеть вокруг, что нас эмоционально разгружает или, наоборот, возбуждает.
В этом плане задачи Instagram кажутся мне похожими на задачи социалистического реализма. Есть ли смысл предавать реальность в обществе абсолютной доступности любого блага? Как соцреалисты передавали в своих работах восторг от непреходящей красоты идеализированной советской действительности, так и современные пользователи Instagram по всему миру непрерывно фиксируют элементы реальности, которые доставляют им удовольствие. Откройте свою ленту Instagram и почувствуйте красоту победившего глобального капитализма. Ваши друзья в красивой одежде, в приятных ресторанах, на весёлых вечеринках, в уютных парках поют гимн комфорту потребления. Даже если у их фотографий есть претензия на «художественность», это всё равно восторг перед миром, может, более глубокий, но всё равно испытанный здесь и сейчас.
Исследователи выделяют три принципа, согласно которым производились работы социалистического реализма, и Instagram им вполне соответствует. Принцип народности подразумевает понятность для простого народа: Instagram — это пространство абсолютной ясности, в котором ничто не может нас смутить. Идейность призывает изображать мирный быт простого народа или героические поступки. В обществе потребления герои — те, кто довёл свой быт до уровня образца. Не потому ли многие следят за профилями знаменитостей: чтобы обнаружить пример идеальной жизни, который во времена, когда место героизму осталось только в далёких конфликтных зонах, заключается в организации сверхкомфортной повседневности? И конкретность — соцреализм должен показывать, как в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое отношение к окружающей действительности. Instagram — это постоянная документация этого процесса: фотографирование — это выражение отношения к действительности, которое проявляется в выборе объекта съёмки в определенном времени и месте, а в случае Instagram еще и сопровождение образа текстом. А то, что условия нашего бытия во времена постоянной технологической и социальной турбулентности постоянно меняются и заставляют нас по-новому смотреть на мир, думаю, оспорить сложно.
Можно предположить, что Instagram ближе к поп-арту. Якобы тот был чем-то похож на соцреализм, но как будто родившийся в капиталистическом обществе, — это, конечно, неверно. Поп-арт, хотя и восторгался достижениями цивилизации потребления, в первую очередь говорил об искусстве, его месте, роли и задачах. В нём были ноты иронии, которые не встречались в соцреализме. А где ирония в Instagram? Разве мы часто смеёмся над теми моментами жизни, что мы отчаянно хотим сохранить и которыми хотим немедленно поделиться?
Я не говорю, что всё это плохо: нелепо предполагать, что Instagram можно использовать, например, в репортажных целях. И убежать от реальности мы никуда не можем. Нам нужно чётче понять функцию и возможности Instagram, оценить наш вклад во всеобщий взгляд на объекты всеобщих интересов и оставить красивый или забавный образ нашего времени. Это будет то, что искал герой «Взлётной полосы»: воспоминания о замечательном мире, которые помогут найти в себе силы, когда человечество окажется на грани уничтожения.
Комментарии
Подписаться