Почему я заскучал на крупнейшей мобильной выставке
Редактор Look At Me Сергей Бабкин неожиданно для себя попал на главное событие в сфере потребительских инноваций — и заскучал на нём.
Несколько дней назад в Барселоне завершился Mobile World Congress (MWC), который считают самым масштабным событием в мире, связанным с мобильными технологиями и инновациями в целом. В нём и правда участвуют чуть ли не 100 тысяч человек, а выставка занимает 8 довольно больших павильонов выставочного центра на окраине города. Я оказался там почти случайно, благодаря тому, что примерно за месяц до Конгресса в рабочем чате сказал, что мне очень нравится Барселона. Я не считаю себя человеком, близким к технологиям, хотя регулярно открываю Wired и The Verge и искренне разделяю всеобщий восторг от Microsoft HoloLens. Поэтому я думал, что буду чувствовать себя на конгрессе максимально неуютно, но, кажется, там неловко и тревожно было всем, кроме уверенных в себе китайцев.
Да, MWC — это грандиозное событие, организованное на очень высоком уровне. Его участники — как крупные технологические корпорации вроде Samsung и Intel, так и стартапы вроде Pebble. Все они представляют себя пионерами потребительского технологического прогресса, которые готовы с энтузиазмом решать проблемы человека и человечества. Некоторые разработки, которые они представили на Конгрессе, и правда вызывают умеренное уважение. Кто-то показывал, как можно эффективно решить бытовые задачи отдельных людей — например, Intel представила привлекательные устройства для беспроводной подзарядки гаджетов в виде чаш, в которые можно складывать смартфоны, и шлем для поездок на велосипеде или мотоцикле, в который встроен навигатор.
Другим оказались интереснее глобальные проблемы человечества. Ford, видимо, понял, что растущему среднему классу в развивающихся странах больше нравятся недорогие автомобили местного производства, а жители развитых стран к личному автотранспорту настроены скептически. Автомобильный гигант, помимо двух электромобилей, представил два электровелосипеда, которые на первый взгляд не выделяются на фоне конкурентов, но при этом обладают приятными деталями вроде возможности подзаряжаться от автомобиля или интегрироваться с навигационными приложениями на смартфоне и передавать сигналы от них в виде вибрации руля.
Кроме того, на MWC, естественно, показали много новых смартфонов, камер, планшетов и умных часов. Ну и что? Ни один из них не вызывает и толики восторга. Мне показалось, что профессионалы ведутся на уловки корпораций даже охотнее потребителей: чтобы пощупать новый Galaxy, у стенда Samsung выстраивалась очередь, несмотря на то что выглядел и действовал он ровно так, как это описывали в прогнозах. Казалось, что почти всё представленное на MWC, — это бесполезная трата ресурсов ради удовлетворения совершенно неясных потребностей медиа и потребителей. И правда, кажется, всё радикально новое обычно представляют или крупные компании вроде Apple, у которых есть собственные события, привлекающие больше внимания, чем Конгресс, или совсем небольшие фирмы, у которых совсем другие площадки, где они рассказывают о своих разработках. Некоторые вещи прямо-таки вселяли ужас, особенно «умные часы» от Huawei, которые внешним видом имитируют «богатые» часы для успешных мужчин. Должно быть, они рассчитаны на китайских, бразильских или российских нуворишей, которые хотят одновременно подчеркнуть и свой статус, и «продвинутость».
В итоге оказалось, что самое интересное на MWC — это архитектурная конкуренция. Все технологические гиганты пытались подчеркнуть свои особенности дизайном стендов, многие из которых были очень впечатляющих размеров. Кто-то делал сложные конструкции: Microsoft поместила посреди стенда воздушный шар, ZTE создала какой-то футуристический храм из кривых поверхностей. Другие делали всё более скромно, и именно они вызывали больше уважения. Такие простые стенды были у Nokia, Samsung, Sony. Кому-то вроде Yahoo! и «Вымпелкома» отчаянно не хватало предоставленной площади, и они возводили внутри павильона двухэтажные дома.
Многие говорили, что MWC — это такие мысли о мире будущего, которые приобрели физическую форму и собрались в одном месте. Если это так, то будущее — это место и время, в которых стёрлась разница между транснациональными корпорациями и государствами, а частная жизнь исчезла вовсе — во многом благодаря постоянно пихающим тебя во все стороны делегациям журналистов и сотрудников корпораций из Китая. И вообще-то это даже не будущее, а острие настоящего — то, что называется «актуальностью» и находится чуть дальше нашего восприятия, но уже прочно обосновалось в реальности. Жаль, что это будущее какое-то мелкое и нечестное.
Более того — это будущее классовой сегрегации. Мало того, что обычный пасс на MWC стоит совершенно безумных денег (около €750), он ещё и даёт право только погулять по выставке, хотя на Конгрессе происходят и другие события. Кроме обычного, там есть три типа «элитных» пассов — серебряный, золотой и платиновый, которые стоят неприлично дорого и не рассчитаны на «обычных» людей. Хотя технологии призваны сделать всех людей равными в возможностях, доступ к ним дают только после прохождения имущественного ценза. И потому самое грустное в MWC — это минимальное количество молодых людей. Средний возраст участника приближается к 40 годам (впрочем, в инфантильной поп-культуре и это считается молодостью, и я ничего не имею против такого расклада), много людей с радикальными стадиями ожирения — в общем, Конгресс не похож на Неделю моды, чего и стоило ожидать. У некоторых из этих некрасивых, обрюзгших мужчин свои потребности — видимо, именно поэтому по утрам на пути от ближайшей станции электрички к павильонам MWC стояли активисты с плакатами «Real Men Don’t Buy Girls».
Комментарии
Подписаться