Художница познаёт реальность скриншотами
Во второй выпуск блога, посвящённого новым практикам, редактор Look At Me Сергей Бабкин позвал художницу Наташу Ангашанову.
Уже после того как я опубликовал первый выпуск своего блога в новом формате, мне пришла в голову идея, что раз это моя личная площадка на сайте, то я могу распоряжаться ей, как захочу (в пределах закона). Поэтому я решил приглашать других людей, которые делают красивые и сложные вещи, соответствующие эстетике и идеологии Look At Me. На этот раз свои работы прислала московская художница Наташа Ангашанова. Она делает коллажи из скриншотов на своём MacBook. Дадим ей слово.
Наташа Ангашанова
художник, фотограф
«Сейчас мою творческую деятельность можно поместить в комнату с четырьмя стенами, у каждой из которых есть своё название, — это живопись, фотография, автопортрет и цифровой коллаж. В последнее время моей излюбленной техникой стали снимки экрана монитора — при помощи любой камеры, но чаще всего (да и пока что почти всегда) это просто скриншоты.
Как и многие художники, ещё в глубоком детстве я ощутила необъяснимую, мощную жажду к рисованию, с частыми перерывами на созерцание. Но художественная школа, которая стала мне родней и ближе общеобразовательной (несмотря на весомую разницу в длительности), довольно быстро вызвала лёгкое чувство досады, которое я пыталась утихомирить до самой защиты дипломной работы. Досадовалось мне, потому что хотелось рисовать, изображать действительность, но довольно быстро стало понятно, что действительность уже давно не поддаётся традиционному изображению. Мне же хотелось быстрее приступить к действиям, хотелось бурно творить, но зачатки академического рисунка сковали тяжёлыми путами моё девственное видение и представление о предметах. Всё-таки отпечаток однажды обретённого знания так просто не смахнёшь. Нет, я вовсе не против основ, как могло показаться на первый взгляд, я безумно люблю всё это дело, более того, я обязательно приступлю к достижению максимально доступного мне совершенства в традиционном изобразительном искусстве. Но чуть позже: сейчас я занята фотками экрана. Однако перед этим мне предстояло полюбить кое-что ещё.
В «Эмилии Галотти» Лессинга есть герой, художник Конти, который характерным образом сетует на обременительную необходимость воплощать видение в материале:
Почему мы не можем писать прямо глазами! Как много пропадает на долгом пути от глаза через руку к кисти. <...> Ведь утраченное больше, чем переданное, позволяет мне признать, что я действительно большой художник, что только рука моя не всегда бывает рукой большого художника. Разве вы думаете, принц, что Рафаэль не был бы величайшим гением в живописи, если бы он по несчастной случайности родился безруким?
Сама по себе идея безрукого Рафаэля весьма показательна», — говорится в потрясающей книге Михаила Ямпольского «Ткач и визионер». Если полностью выдрать фразу из контекста, то, пожалуй, примерно так же я думала, когда в юные годы увлеклась фотографией. Но в фотографировании я стремилась (стремлюсь и до сих пор) обнажить живописное живительное начало, несмотря на все сетования об умерщвляющей функции этого медиума. Странно, что, получив в руки такой быстрый передатчик увиденного, человек начал бессмысленно торопиться идеально скопировать красивый способ передать действительность, а не выразить жгучую потребность передать своё видение невыносимо прекрасной окружающей действительности, что эхом отзывается из самых глубин тонко мыслящей души. Бороться со штампами, навязанными фотографии обществом, показалось мне слишком бесплодным делом (со временем всё обязательно встанет на свои места), поэтому самовыражение путём фотографии тоже не стало моим основным родом деятельности.
Автопортреты и цифровые коллажи выскользнули из чрева моего восприятия как-то почти одновременно. Пробовать рисовать себя я пыталась ещё давно, фотографировать — тоже, но именно в скриншотах впервые высветилась автопортретичность наиболее весёлой и свободной стороны моей натуры.
Возможность смотреть на мир сквозь квадратные углы монитора до сих пор не перестаёт удивлять меня. Помните, как с расцветом tumblr-эстетики стали во множестве возникать скриншоты окошек с изображениями на фоне какого-то другого изображения (вероятно, играющего роль связующей рамы)? Как вчера помню картинку со спящей Бритни Спирс поверх изображения какой-то живописной природы (одно из самых первых таких изображений, которое я увидела). Я тут же стала лепить подобное, взяв за холст свою страничку во «ВКонтакте», и в итоге недавно всё это даже вылилось в альбом с собранием аватаров, который повисел какое-то время на выставке «Книга художника»:
Однажды начав, постепенно я всё больше залипала на скриншотах (ниже приведены сплошь автопортреты):
Поначалу я особо не задумывалась, к чему всё это приведёт. Мне хотелось утрировать, особенно подчеркнуть способ моментального отпечатка воспринятого (важно то, что восприятие я иронично попыталась впихнуть в узкую коробку монитора, что многие делают добровольно и так). Разве не абсурдно, что это бесконечное штампование способов видения приводит нас в музеи, где картины, едва помещаясь на стены, с отсвечивающими от стёкол жёлтыми лампами, окружают нас, словно мы находимся в комнате Google Images? Мне также хотелось привнести в эти редуцирующиеся коллажи налёт юмора и лёгкости при всём весе громоздящейся информации цифровой действительности.
Коллажи-автопортреты — это лишь малая часть множащихся скриншотов. Со временем я заметила, что моя техника снимка экрана, посерьёзнев, стала рельефно складываться в узор цифрового наивизма, подвижный, состоящий из множества слоёв и быстрых впечатлений, с признаками влияний (конструктивизм, супрематизм, импрессионизм, кубизм и т. п.) и множеством рамок внутри содержимого.
И помните: восприятие само по себе уже акт искусства».
Сочинение на тему «Как я провёл внедрение». С выставки в галерее «Граунд Ходынка», 2014 год. Куратор — Антонина Баевер.
Комментарии
Подписаться