Манифест6 принципов дизайна современного учебника
Ждан Филиппов о том, как сделать дерзкий учебник, который понравится детям
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛ
Даниил Трабун
Коллектив СПбГУ совместно с дизайнером Жданом Филипповым выпускает уже второе издание для школьников, по которому интересно не только изучать предмет, но и просто рассматривать сам учебник. Ждан Филиппов рассказал Look At Me, как оформить учебник русского языка для 5 класса по всем ГОСТам и при этом дерзко.
Ждан Филиппов
Автор макета учебника русского языка для 5 класса, дизайнер, создатель сервиса Haochi, занимался журналами Citizen K, CondeNast Traveller и другими печатными изданиями.
Авторы учебника: Редакция Алексея Дунева и Дмитрия Чердакова, составители — Наталья Богданова, Татьяна Губернская, Юлия Дунева, Валентина Позднякова, макет — Ждан Филиппов, корректор — Надежда Тимофеева, вёрстка — Алексей Богомолов, иллюстрации — Василий Пономарёв, подбор фотографий — Юлия Куранова.
6 принципов, по которым
создавался учебник
Сделать для детей
Как это — непонятно. Детей у меня нет, и я не разбираюсь, как для них нужно делать и что им нравится. Вспоминаю, что сам любил в детстве — всякую химическую ерунду ярких цветов, значки, растворимые соки подозрительных оттенков и красный пуховик. Так себе набор, но всё в работу.
Учебник состоит из трёх частей, у каждого тома свой герой — мокрый бобёр, конь в противогазе, макака с флейтой.
Соблюсти формальности
Для изготовителей детской литературы есть санитарные нормы — довольно большой документ, в котором расписано всё, — размер полосы, кегль, интерлиньяж, длина строки, тип бумаги и так далее. Читать его невероятно скучно, но приходится. В итоге становится ясно, что всё должно быть гигантским, — поэтому большие цифры, кегль, отступы и гигантская стрелка, которая толкает слова. Всё это непривычно, работать с этим непонятно как. Хотелось сделать намного свободнее, но хоть стрелка — молодец, свою работу делает.
Уважить стариков
Эпилептические иллюстрации на форзацах (в санитарных нормах о них забыли) — работы пожилого учителя американской истории. Познакомились на Flickr, попросили, он с радостью разрешил использовать свои работы в учебнике. Это важно — порадовали по крайней мере одного живого человека, ещё и доброго, делающего совершенно дикие картинки.
Мы почему-то решили, что у нас получится работать с каллиграфией — для цитат. Скоро стало ясно, что ничего из этого не выйдет, и работать мы с ней не умеем и не хотим. Хотели дикую, запредельно свободную, как рисунок человека, который не может перо держать и ничего не знает о любых правилах. И обязательно цветную. Единственная испанская дама, которая умеет ровно так, нам даже не ответила. Цитаты стариков мы всё же сделали — просто набрали. А самих авторов поставили на цветной фон, чтобы им было не скучно на белом, — пусть радуются.
Потешить молодёжь
Маленькие картинки внутри текста — для молодёжи, для старичков они мелковаты, видно плохо. Хотелось, чтобы этих картинок встречалось больше по тексту (всего их 271, но в первую часть учебника вошло не больше трети) и изготовлены они были бы точнее — хотя некоторыми мы довольны. Встречается в них иногда весёлая нелепость, которую мы очень ценим.
Остаться при своём
Задача была для меня с новым уровнем ответственности — школьное образование ведь. Важно было не дать учебнику себя напугать — не юлить, не страдать, находить дырки в правилах и умно обходить всякую неумную чушь — делать легко и весело.
Комментарии
Подписаться