ИнтервьюКак стать художником мирового издательства комиксов
Автор Undertow об индустрии инди-комиксов, о национальном стиле и об интернете
Материал подготовил
Максим Чумин
На прошлой неделе стало известно, что российский художник Артём Траханов совместно со сценаристом Стивом Орландо рисует комикс Undertow для Image Comics. Look At Me связался с Артёмом, чтобы расспросить его о предстоящей работе, развитии индустрии инди-комиксов и о точках входа в индустрию.
Артём Траханов
Автор комиксов
Комиксами я занимаюсь с окончания школы — публиковал совсем детские стрипы в украинском журнале К9, печатал самиздат к фестивалю «КомМиссия». Свои старые комиксы того времени заслуженно считаю жутким мусором. Потом ещё рисовал веб-комикс «Теория Спарка» про приключения геймера в стране компьютерных игр для одного мертворождённого сайта про игры. Весной 2011 года я сделал глубокий вдох и начал публиковать свой некоммерческий веб-комикс Mad Blade — и, почти не выдыхая, рисую его до сих пор. А уже параллельно этому на меня вдруг посыпались возможности порисовать «на Запад».
Около двух лет назад мне пришло письмо от сценариста Стива Орландо, которое я чуть было не удалил, как спам, потому что не любил читать по-английски. У Стива есть русские корни, и он увлекается нашей страной больше, чем мы сами. Ему стало интересно, что происходит с комиксами в России, и он нашёл меня и Mad Blade. У Стива уже было несколько комиксных публикаций, и, поговорив немного, мы начали искать повод поработать вместе. Очень скоро нашлась возможность сделать короткую историю для планировавшейся антологии издательства IDW. Наш первый комикс так и лежит в чьём-то столе. Второй, научно-фантастическая история Flip Falcon — The Last War In Time, был специально нарисован для второго тома классной антологии для новичков с говорящим названием NOBODIES, печать которой была профинансирована с помощью Кикстартера, но также без какой-либо явной выгоды для нас. А третий комикс подбирается к изданию только сейчас, и это Undertow.
Точки входа
Можно рисовать комиксы, пиарить себя в англоязычных соцсетях. Это помогает познакомиться с людьми, получить какую-то поддержку. Можно рассылать портфолио или питчи своих комиксов по издателям или писателям, но у меня до этого так и не дошло. Я знаю, что сотни художников рисуют тестовые задания для Marvel и DC, но цели работать именно там у меня не было и нет. Американские профи часто говорят, что это не стоит прилагаемых усилий, и, учитывая, сколько писателей самого разного уровня рыскают по интернету в поисках художников, сколько комиксов умирает, так и не найдя никакого издателя вообще, фантастическое количество человеческих сил действительно уходит в никуда, не принеся авторам даже масла на хлеб. Многих заманивают возможностью призрачной выгоды с будущих продаж, роялти или возможными контрактами. Я обо всём этом знал, но действительно дико хотел увидеть свои комиксы изданными за границей — и так вышло, что идеи Стива действительно оказались мне близки.
Пачивачи с Марса – комикс можно посмотреть тут.
Undertow
За лето 2012 года мы сделали питч — комиксную затравку истории, и в октябре, на нью-йоркском «Комик-коне», Стив с папкой материалов по Undertow наперевес начал искать для комикса «дом». Image специализируется на инди-комиксах, которые при этом дают индустрии самый интересный и качественный жанровый мейнстрим. Мы мечтали попасть туда, но это казалось чем-то запредельным. И вдруг мне приходит письмо c отчётом от Стива: ряд издателей заинтересовались нашим питчем, и больше всего он понравился Эрику Стивенсону, главному редактору Image. Так всё и вышло. Стив написал сценарий для первых выпусков, и на год я взвалил на себя Undertow третьей работой (помимо работы «для денег» и «Мэд Блэйда», и без того занимавших до этого всё моё время. Прошёл год, нарисованы 4 выпуска из шести: комикс можно анонсировать и начать публиковать уже через три месяца, не боясь задержек.
Столько комиксов умирает, так и не найдя никакого издателя вообще. Фантастическое количество человеческих сил действительно уходит в никуда
Я делаю крошечные «ноготки» — раскадровки на все страницы присланного мне выпуска, по ходу этого предлагая что-то от себя для тех сиквенсов, которые, как мне кажется, можно сделать немного иначе. На этом этапе выпуск может распухнуть со стандартных 22 страниц до 23–25. Ну а дальше — сетки кадров, карандаш, тушь (тушь настоящая — я очень много рисовал и рисую на компьютере, но сейчас испытываю от «Вакома» лёгкую дурноту). Когда весь выпуск готов в туши, делаю покраску всех страниц сразу. Ну и, конечно, очень много времени занимает писанина. Стив говорит и пишет по-русски, но мне кажется жестоким регулярно пытать его этим. Я же поначалу писал по-английски совсем как тугодум. Сейчас, правда, всё легче, и даже перекос пошёл: я иногда думать по-английски начал и комикс наш воспринимаю по умолчанию американским. Не представляю, как художественно и кратко назвать Undertow по-русски, например.
О выпуске Undertow на русском думать рановато. Пусть выйдут первые выпуски (и на самом деле я до трясучки боюсь реакции потенциальных читателей, хотя и верю в нашу историю сильнее чего-либо, что я делал). В Image Comics мы вольны распоряжаться своим комиксом, в общем-то, как захотим, так что препятствий для «локализации» быть не должно.
Работа инди-авторов
Самые жирные зарплаты — у «большой двойки», а остальным, по-моему, приходится совмещать комиксы с чем-то ещё. Есть иллюстрации, есть дизайн, рисунки на заказ, скетчи на конвеншенах... Есть обширная ниша веб-комиксов, у авторов которых иногда не самые артистичные «настоящие» профессии. Бывает очень трудно — потрясающий художник «наследия Кирби» Том Сциоли недавно едва не ушёл из комиксов совсем, просто потому, что устал от отказов издателей. «Неформатные» авторы, наверное, часто испытывают желание бросить всё. Хорошо, что интернет даёт всё-таки много возможностей и для коммуникации, и для поддержки, и для заработка.
Очень многие сейчас издают комиксы полностью за счёт сборов на Кикстартере, а иногда авторы ищут там частичную поддержку, когда готовому материалу не хватает денег на печать, например. Стив сейчас занят параллельным проектом Virgil, успешно профинансированным именно с помощью краудфандинга. Бюджеты комиксов всё же гораздо меньше, чем у видеоигр, так что успешных комиксных проектов на Кикстартере очень много. Но таких, о которых слышали не только непосредственные «бэкеры», — наверное, не очень.
Глобализация
Главные черты национальных рынков формировались уже много десятилетий назад (хотя всё равно влияя друга на друга и заимствуя то да сё). Сейчас так не выйдет, и ладно. Мне кажется, что русским комиксам не нужен ни национальный стиль, ни национальная идея. Нужны хорошие истории. И я всё ещё думаю, что, учитывая, какая у нас мрачная страна, — истории должны быть максимально эскапистские, как и большинство комиксов, породивших свои индустрии (в тоже достаточно мрачные времена). В «Баббле» считают иначе, наверное. У них подход к созданию индустрии прагматичнее и буквальнее.
Я за компиляцию. Мои любимые американские авторы почерпнули из манги и европейских комиксов едва ли не больше, чем из их «родных» комиксов. Брэндон Грэм, Джеймс Стокоу и Пол Поуп — не авторы одного «национального» стиля, а космополиты от комиксов. Смешение визуальных стилей, а главное — стилей нарратива кажется мне интереснейшим инструментом комикса. Подавляющее большинство самых массовых национальных комиксов при этом жутко закостенели в своих географических стилях, и везде это вызывает стагнацию. 90% супергероики, манги или европейского BD одинаково пугающе легко сливаются в безликие потоки самоповторов. Появление в России чего-то однозначного, аналогичного порождениям американской евгеники, европейской эротомании или японской любви к большим глазам действительно вряд ли возможно в 21 веке.
Комментарии
Подписаться