Илья Сегалович о Сколково, хипстерах и вообще
Интервью с техническим директором Яндекса
Технический директор Яндекса входит в комнату, здоровается, а затем с ногами садится в кресло, направляя на меня вопросительный взгляд — так начинается интервью. Я думаю: «Крутые кеды!», — и пытаюсь вспомнить, о чем именно я хотел его спрашивать.
— Илья Сегалович. Традиция колонки 42 — фотография интервьента в очках ведущего колонки.
Илья Сегалович управляет технической частью самой известной российской IT-компании, которая для многих олицетворяет Интернет. Он же и сооснователь компании, и тот, кто придумал само слово — Яндекс.
Пока я пытался вспомнить вопросы (и уже было хотел поискать в Яндексе: «Что я хотел спросить у Сегаловича?»), Илья решил мне помочь.
|
Есть 3 сакраментальных вопроса, которые всегда задают журналисты:
|
||
|
Мне как раз очень не нравится, когда вас спрашивают, чем вы отличаетесь от Google, поэтому я хочу спросить — как вы относитесь к этому вопросу? |
||
|
Мне он действительно не нравится, потому что меня уже 10 лет об этом спрашивают... Вероятно, если вы не знакомы с предметной областью, и она кажется вам более или менее однородной, то вы действительно не чувствуете разницы. На самом же деле, там живые люди живут, делают свои, разные продукты. Это целый мир, свои компании, своя аудитория, своя страна. Мы в Яндексе просто делаем свой продукт, разрабатываем свои шестеренки, а чем они отличаются от других шестеренок — черт его знает. Вот, например, с моей точки зрения, BMW и Мерседес — это одно и то же, но я не буду спрашивать у них, чем они отличаются друг от друга. |
||
|
О Сколково. Как вам кажется, будет ли успешной инициатива создания бизнес-инкубатора в условиях нашего государства? |
||
|
Мне кажется, что будет. Все определяется людьми. Бывают хорошие люди, бывают плохие. Я стараюсь априори думать о людях скорее хорошее, нежели плохое. |
||
|
Сколково сравнивают с Кремниевой долиной, где все построено на конкуренции. Тут о конкуренции, видимо, говорить не приходится, ведь это государственные инвестиции. |
||
|
Вы знаете, я был в MIT (Массачусетский технологический институт — прим. 42), 80% их финансирования — государственное. Я понимаю, что Сколково это не про образование, хотя там тоже собираются сделать что-то вроде ВУЗа. Но и корпоративные рынки очень завязаны на государственные структуры и в Америке, и везде, прямо или опосредовано, через подрядчика или через интегратора. Избежать потока денег от государства невозможно в высоких технологиях. Да, в Долине немного другая экосистема. Если человек в Калифорнии уходит в стартап, то он знает, что если у него ничего не получится, он может вернуться в свой родной IBM (здесь IBM — символ полугосударственной корпорации, живущей во многом на госзаказе). Почему в России мало стартаперов — тоже понятно: им некуда возвращаться. |
||
|
Про стартапы. Я знаю, что Яндекс ищет стартапы, а лично мне кажутся инфантильными русские стартаперы. А Вам кажутся? |
||
|
Вполне возможно, что так оно и есть, не знаю. После наших поисков, конечно, отобралось некоторое количество очень хороших команд, но для этого пришлось пересмотреть тысячу «стартапов», часто ничего не сделавших. Тем не менее, есть русские стартапы, которые мне ужасно нравятся, и они ни капли не инфантильны. |
||
|
Сейчас в среде программистов, особенно стартаперов, очень модны слова agile, scrum, passionate programming. Вы думаете это хорошие методологии или очередная панацея? |
||
|
С одной стороны, я допускаю, что можно быть «умным человеком и думать о красе ногтей», в том смысле, что можно и дело делать, и увлекаться наукой «о том как делается дело». С другой, книжки на эти темы иногда приводят меня в глубокое уныние. Если у человека есть продукт, и он рассказывает про него, — это одна история. А когда он говорит, что вот у нас нет продукта, зато мы работаем по скраму, — это плохой знак. |
Agile, scrum, и т.д. |
|
|
В интернете появляется много проектов, связанных с образованием и они становятся популярными. Например, «Теории и практики». А ваш вклад в образование скорее оффлайновый, как мне кажется... |
||
|
...у нас есть сервис Яндекс.Словари — неисчерпаемый источник материалов для школьных рефератов. Своим детям в средней школе я неоднократно помогал фигачить какие-то штуки про кого-то, используя обычно, правда, не один, а несколько словарей. Конечно, я не пропагандирую этот способ, но считаю, что Яндекс.Словари — хороший вклад в образование. Мы много раз пытались организовать поиск по российским онлайн-библиотекам, но объемы там крайне скудны, информация крайне разрознена. Даже государственные организации в этой сфере воюют между собой за права, что уж говорить о правообладателях. Но я думаю, что когда-то такой поиск появится, и может быть даже, его сделаем мы. |
||
|
А вот когда Яндекс падает у вас телефон звонит? |
||
|
Такого почти не бывает. Но если что, позвонят. Хотя и не обязательно мне — сейчас уже есть много людей, ответственных за те или иные проблемы. |
||
|
Но когда бывает, кому вы делаете следующий звонок? |
||
|
Админам, естественно, и начальникам сервисов. |
||
|
Программирование и computer sciencе или менеджмент? |
||
|
Программирование и computer sciencе. Однозначно. На самом деле, менеджмент — это то же самое программирование, где вместо кода вы используете людей, их психотипы. Такое «программирование» и называется менеджментом, и у меня с этим не очень, как мне кажется. |
||
|
Существует мнение, что препятствие на пути создания успешной компании — боязнь руководителей нанимать людей умнее себя. Была ли у вас когда-нибудь подобная проблема? |
||
|
Я никогда не считал себя умнее ребят, которые работали рядом со мной. Я никогда не боялся нанимать людей умнее себя. Главное, тут не должно быть преклонения перед авторитетами. Из того, что человек умнее тебя, и ты знаешь это, вовсе не следует, что он не может ошибаться. То есть это ощущение, что любой человек может говорить глупости, даже гений, — очень правильное. |
||
|
А это не подстраховка такая, которая дает право на ошибку? |
||
|
Абсолютно точно так. Более того, важно уметь признавать свои ошибки. Я почти каждый день пишу письма вроде: «Извините, ступил». Это освежает. Можно стыдиться, но нельзя скрывать свои ошибки. Когда ты все время все знаешь, ты все время самый умный, то тебе, во-первых, очень грустно, а во-вторых, у тебя все время кислая морда, все время тяжелый хмурый взгляд из-под насупленных бровей. Все очень мрачно. А когда ты чего-то не знаешь — тебе хорошо, ты все время радуешься новому. |
||
|
На сайте Look At Me очень болезненна тема хипстеров, а вы не так давно написали про них в твиттере. Это обостряется тем, что я не знаю кто они такие... |
||
|
(смеется) По-моему, это люди, которые собой, своим поведением, заявляют, что они не мейнстрим. Однако из этого тоже получился мейнстрим, когда это приняло статус массового явления. Но они все время стараются от этого дистанцироваться. В этом нет ничего плохого, я сам такой. |
||
|
В начале сентября многие компании запустили так называемый instant search. Что вы думаете об этой технологии? |
Instant search Документ |
|
|
В чем-то это хорошая вещь, но вопрос, насколько она будет универсальная, всеобъемлющая и приемлемая всеми. Идея здесь в том, что у тебя нет кнопки поиска — ты набрал заголовок документа, а текст документа появился под строкой поиска. Что-то в этом есть, но ощущения того, что это необходимая вещь, — пока нет. |
||
|
В одном из ваших интервью читал о музыкальных пристрастиях. Я ни одной из этих групп не знаю, поэтому решил спросить что-нибудь попроще. Кино? |
||
|
Аватар я смотрел — замечательная детская сказка. Очень красивый технологичный фильм, а я люблю технологии. Я дитя асфальта, газона, кока-колы (хоть и не пью кока-колу) - мне нравятся технологии. Я не люблю, когда показывают то, что включили в 88 году и забыли выключить. Тогда случилось чудо, и разрешили все. Прошло 25 лет, но мы все никак и не можем «слезть» с этого ретро. |
||
|
А фильм «Социальная сеть» посмотрите? |
||
|
Обязательно посмотрю. Говорят, там «клюква», но при всем при этом, фильм про нашу индустрию. |
||
|
Кстати, в нашей индустрии всегда много проблем. Что сделать, чтобы не умереть от депрессии в IT-мире? Или вы никогда не умирали от депрессии? |
||
|
Да умирал, конечно. Это происходит со всеми, если тот или иной твой продукт не востребован. Такое может происходить по двум причинам: первая — это когда ты не можешь эту востребованность угадать или твой продукт ненадлежащего качества; а вторая причина — это когда кто-то делает лучше, чем ты. Что делать в таких случаях? Все стандартно — улучшать продукт или начинать делать другой. |
||
|
А когда вам легче было работать в Яндексе? Раньше или сейчас, когда он уже большая компания? |
||
|
Всегда было в чем-то сложно, а в чем-то легко – в чем-то тревожно, а в чем-то радостно. Тревожно, потому что ты понимаешь, что все это очень хрупкое и в любой момент может прерваться. А радостно, потому что ты чувствуешь, что это станет востребованным, и оно становится. |
Комментарии
Подписаться