Списки
Аутсайдерское искусство:
Аутист, раб, почтальон и другие неожиданно великие художники
12 гениев и аутсайдеров среди художников
Искусство художников-самоучек, которое называют аутсайдерским или ар-брют, все чаще привлекает внимание кураторов — например, с 26 апреля в «Гараже» откроется выставка «Музей всего», на которой будут показаны работы 50 российских художников-аутсайдеров, а на предстоящей Венецианской биеннале работы непрофессионалов будут соседствовать с произведениями художников-знаменитостей. «Аутсайдерское искусство» — широкое понятие, которым обозначаются произведения художников, которые никогда не работали с арт-институциями. Текст: Анна Савина |
Во второй половине XX века искусство художников-непрофессионалов, а в особенности авторов, которые не могли функционировать как обычные художники из-за неких заболеваний, тюремного заключения или по какой-то другой причине, стало все более популярным. В начале 1960-х в Нью-Йорке открылся American Folk Art Museum, в Европе появлялись многочисленные собрания наивного искусства и ар-брют. Look At Me составил список самых интересных представителей аутсайдерского искусства и выяснил, что помешало им знать знаменитыми. |
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ПОЧТАЛЬОНЖосеф Фердинан Шеваль (1836–1924) История одного из первых признанных представителей ар-брют, почтальона Фердинан Шеваля, построившего дворец своей мечты — Le Palais idéal, во-многом является показательной. Как и большинство художников-аутсайдеров, он всю жизнь занимался рутинной и вовсе не творческой работой. Шеваль служил почтальоном в местечке Отерив неподалеку от Лиона. Каждый день, чтобы доставить все письма, он должен бы проходить больше 20 километров. В этой области Франции гористый ландшафт, и по пути почтальон находил много камней необычной формы — из них он решил построить свой «Идеальный дворец». Подобно многим другим художникам-непрофессионалам, Шеваль посвятил всю жизнь воплощению в жизнь своих творческих замыслов: он строил дворец на протяжении 33 лет, c 1879 по 1912 год. Закончив свое главное произведение, Шеваль, которому к тому моменту было уже 76 лет, попытался добиться разрешения властей на право быть погребенным в своем дворце. Когда ему отказали, он построил из тех же камней склеп — его возведение заняло еще восемь лет. Всеобщего признания работы Шеваля достигли только после его смерти, в 1930-х, когда модернисты начали интересоваться «народным» искусством. Дворцом Шеваля восхищались Андре Бретон и Пабло Пикассо, Макс Эрнст посвятил художнику-самоучке одну из своих работ, а через несколько десятилетий, в 1969-м, французское правительство провозгласило Le Palais idéal объектом культурного наследия. |
|
|
МЕДИУМОгюстен Лесаж (1876–1954) В этом году на Венецианской биеннале покажут работы одного из самых загадочных представителей аутсайдерского искусства — французского медиума Огюстена Лесажа. В 1912 году он услышал голоса духов, которые говорили ему, что он должен стать художником. Через несколько месяцев во время спиритического сеанса видение повторилось, и Лесаж начал работу над огромным полотном площадью девять квадратных метров, а спустя год закончил его. Тогда духи появились снова — Лесаж верил, что он рисует картины так, как ему приказывает Леонардо да Винчи и его умершая сестра. В 1923 году художник оставил свою работу на шахте и полностью посвятил себя искусству. В это же время он познакомился с египтологом Александром Морэ, увлекся египетской культурой и стал использовать символы древней цивилизации в своих картинах. Лесаж был довольно успешен при жизни, и его работы хорошо продавались, однако поздние произведения сильно уступают ранним картинам — со временем желающий казаться эксцентричным художник превратился в пародию на самого себя. Наряду с работами Лесажа на биеннале можно будет увидеть работы еще одного мистика — оккультиста Алистера Кроули, который вместе с художницей Фридой Харрис придумал колоду карт таро «Таро Тота». |
ОДИНОЧКАГенри Даргер (1892–1973) Генри Даргер создал, наверное, самое удивительное из ныне известных произведений наивного искусства — на протяжении всей жизни он работал над книгой, состоящей из 13 томов и 15 145 страниц. Этот труд называется The Story of the Vivian Girls, in What Is Known as the Realms of the Unreal, of the Glandeco-Angelinnian War Storm, Caused by the Child Slave Rebellion и повествует о том, как семь девочек (которых автор назвал Vivian Girls) помогают детям-рабам освободиться от своих жестоких поработителей-взрослых. Чтобы проиллюстрировать свое произведение, Даргер создал около 300 акварелей и коллажей, которые знамениты намного больше, чем его удивительная книга: на картинах изображены приключения прекрасных бесполых детей, которые отважно сражаются с врагами. Как и у большинства художников-аутсайдеров, работы Даргера были признаны только после его смерти — в католической больнице, в которой эксцентричный художник и писатель работал всю жизнь, никто не подозревал о его таланте. |
|
|
ШИЗОФРЕНИКАдольф Вёльфли (1864–1930) Адольф Вёльфли, который создал все свои произведения в психиатрической клинике, — одна из признанных звезд ар-брют и любимец сюрреалистов. Вёльфли родился в неблагополучной семье и с десяти лет сменил несколько приютов. Затем будущий художник работал батраком на ферме, но в 1895 году ему поставили диагноз «шизофрения» и остаток жизни Вёльфли провел в швейцарской клинике Вальдау. Здесь он начал заниматься творчеством — его болезнь сопровождалась галлюцинациями, которые он пытался изобразить на своих сложных по композиции и невероятно детализированных рисунках. Кроме того, он создавал музыкальные и литературные произведения — наследие Вёльфли насчитывает десятки тысяч работ в разных жанрах. |
РАБ (А ЗАТЕМ ФЕРМЕР)Билл Трэйлор (1854–1949) Билл Трэйлор родился в семье рабов на плантации в Алабаме. Там он провел большую часть своей жизни: после Гражданской войны он не стал переезжать и продолжил работать на той же плантации в качестве издольщика. В 1935 году, в возрасте 82 лет, Трэйлор переехал в Монтгомери, потому что не мог больше работать на плантации, и устроился на фабрику по производству обуви. Не в состоянии справиться и с этой работой из-за ревматизма, он поселился в каморке при зале для гражданских панихид и посвятил себя рисованию. Каждый день он сидел на улице и рисовал прохожих или изображал сцены из своей жизни на плантации. За четыре года Трэйлор создал около полутора тысяч работ. В 1939-м его заметил художник Чарльз Шеннон — он организовал выставки самобытного автора в 1940 и 1942 годах, на второй выставке произведения Трэйлора заинтересовали директора MoMA Альфреда Барра, но в результате ни одна картина не была продана. Шеннон хранил работы Трэйлора в течение тридцати лет, не сомневаясь в их высокой художественной ценности, и в 1970-х они все-таки получили признание кураторов и критиков и с тех пор неоднократно выставлялись. |
|
|
ГЛУХОЙ АУТИСТДжеймс Касл (1899–1977) Американский художник Джеймс Чарльз Касл был глухим, не умел читать и писать и отказывался общаться с окружающими. Несмотря на то, что он не получил никакого образования, его ассамбляжи, альбомы и рисунки потрясают своей сложностью. Касл рисовал пейзажи сельской местности и интерьеры дома своей семьи — родственники художника управляли отделением почты и небольшим магазином. Кроме того, из кусков картонных упаковок продуктов, оберточной бумаги и конвертов Касл cклеивал загадочные конструкции, которые члены его семьи называли «домами мечты». Также из подручных материалов Касл мастерил книги, состоящие из рисунков самого художника, фотографий и «подписей» — вклеенных кусков текста или просто каракуль. Работы Касла можно будет увидеть на 55-й Венецианской биеннале. |
НЕЛЮДИМЫЙ ФАНАТ КУКОЛМортон Бартлетт (1909–1992) Жизнь Мортона Бартлетта не была такой тяжелой и драматичной, как жизнь многих других представителей аутсайдерского искусства. Он учился в Гарварде (хотя и не закончил его из-за финансовых трудностей, вызванных Великой депрессией), служил в армии, а после Второй мировой войны работал графическим дизайнером и фотографом в Бостоне — Бартлетт оформлял каталоги для дистрибьютора детских игрушек M. Sharf and Co. Однако как и многие другие художники-аутсайдеры, он был одержим тайной страстью — с 1936 по 1963 год Бартлетт создавал и фотографировал кукол, изображающих детей. До наших дней дошло пятнадцать фигурок — скорее всего, художник, увлекавшийся анатомией, тратил на создание каждой куклы не меньше года, уделяя особое внимание деталям. Многие фигурки изображены обнаженными, но друзья художника отвергают предположения о том, что Бартлетт был педофилом, и утверждают, что таким образом он пытался создать для себя «семью», которой у него никогда не было. Как бы то ни было, тщательно продуманные фотографии Бартлетта и его изящные скульптуры являются выдающимися произведениями искусства, и после смерти художника его работы были приобретены арт-дилером Мэрион Харрис, а затем выставлялись во многих музеях Америки и Европы (например, совсем недавно закончилась его персональная выставка в Hamburger Bahnhof) и были высоко оценены, например, братьями Чепмен. |
|
|
БЕДНЫЙ ЭМИГРАНТМарино Аурити (1891–1980) Американского художника итальянского происхождения Марино Аурити нельзя назвать знаменитостью в мире аутсайдерского искусства, однако именно в честь его работы «Энциклопедический дворец» была названа главная выставка предстоящей Венецианской биеннале, подготовленная куратором Массимилиано Джони. Аурити был автомобильным механиком, но его главным увлечением была архитектура. В 1950-х он решил построить макет дворца, который, по задумке художника, должен был вместить все знания, накопленные человечеством. Огромный макет башни сделан из дерева, металла, пластика и различных подручных материалов. Эта работа снабжена длинным описанием, в котором Аурити утверждает, что создал совершенно новую концепцию музея, в котором будет храниться все, «начиная от колеса и заканчивая спутником» — фактически художник придумал «Музей всего», который много лет пытается создать Джеймс Бретт. «Энциклопедический дворец» принадлежит American Folk Art Museum и будет выставляться на 55-й Венецианской биеннале. |
САЙФАЙ-ГИКПол Лафолей (1940) Американский архитектор и художник Пол Лафолей увлекается наукой и философией, и его символические картины отражают концепции, связанные с этими двумя областями знаний. Кроме того, он интересуется уфологией, алхимией, спиритизмом и научно-фантастическим кино, и на его работах часто изображены схемы и диаграммы, объясняющие некие мистические процессы. Благодаря эксцентричным источникам вдохновения и яркой образности своих работ Лафолей достаточно популярен: его работы выставлялись во многих музеях Америки и в Европе, в Hamburger Bahnhof, кураторы которого несколько лет назад начали серию выставок работ художников-аутсайдеров Secret Universe, в рамках которой и были показаны произведения Лафолея. |
|
|
ФАНАТ СТРАННЫХ ТЕОРИЙДжордж Уайденер (1962) Один из самых знаменитых живых художников-самоучек Джордж Уайденер известен благодаря своим четко структурированным графическим работам, на которых он изображает важные исторические события в окружении своих сложных расчетов. Художник и ученый-мечтатель, Уайденер с детства увлекается математикой, статистикой, нумерологией и информатикой. Вдохновленный предсказаниями футуролога Рэя Курцвейла, он верит, что в 2045 году наступит момент технологической сингулярности, и ведет расчеты для того, чтобы суперкомпьютеры будущего могли работать на пользу человечества. До середины июня работы Уайденера можно увидеть в берлинском музее современного искусства Hamburger Bahnhof. |
ХУДОЖНИЦА
|
|
|
ГЛУХОНЕМОЙ ДУШЕВНОБОЛЬНОЙАлександр Лобанов (1924-2003) Самый известный российский художник-аутсайдер Александр Лобанов переболел в детстве менингитом, в результате чего стал глухонемым, и большую часть жизни провел в психиатрической клинике «Афонино». Там художник начал рисовать. Лобанов оставил после себя тысячи работ, но все они довольно однообразны: в основном он изображал Сталина и Ленина, а также собственную версию винтовки Мосина — оружия времен Российской империи. Благодаря узнаваемому «русскому» стилю художник не раз выставлялся за границей — его работы показывали в рамках «Музея всего» во многих городах Европы, а также на 3-й Московской биеннале, главный проект которой назывался «Против исключения». Этой весной произведения Лобанова, а также картины советского наивного художника Павла Леонова и автора-самоучки Николая Алмазова можно будет увидеть в «Гараже». |
Комментарии
Подписаться