Кем статьСколько человек нужно, чтобы поставить спектакль
Художник по костюмам, бутафор, актёры и другие необходимые члены команды
Текст
Иллюстратор
В прошлом месяце Look At Me запустил новую рубрику, посвящённую рабочему процессу в творческих индустриях. В рубрике «Команда» мы рассказываем о том, сколько человек необходимо, чтобы создать тот или иной продукт (фильм, телешоу, сайт и так далее), в чём их обязанности и можно ли их кем-то заменить.
В этом материале рубрики — состав театральной команды. Мы выясняем, без каких творческих и технических специалистов невозможно создать собственную театральную постановку, а режиссёры из «Театра Луны», РАМТа и «Гоголь-центра» делятся своим опытом.
Наведите на картинку для дополнительной информации
Режиссёр
главный человек в создании театральной постановки
Помощник режиссёра
у режиссёра сложная жизнь, без помощника ему никуда
Актёры
от одного до бесконечности, в зависимости от постановки
«В «Театре Луны» есть разные по масштабам постановки, всё зависит от пьесы. Всё зависит от постановки, от твоих желаний и возможностей.
Я открыл свой театр 20 лет назад в маленьком подвальчике, где сейчас находится театр «Практика». В первой постановке «Византия» приняли участие 7 актёров, а всё остальное я делал сам: костюмы, декорации, свет, сцена и т. д. Я даже сам таскал пластмассовые стулья в зал из соседнего кафе.
В настоящее время у меня, конечно, больше возможностей и людей, помогающих мне в этом деле. Для сравнения, сейчас я работаю над новой постановкой о жизни и творчестве Сальвадора Дали. Премьера назначена на 28 ноября. И тут, конечно, совсем другие масштабы. В спектакле задействовано 18 актёров, и это только первый состав. Проект мой, но я бы не смог его поставить без помощи сотрудников театра. Только над созданием декораций работают трое художников, включая Никаса Сафронова, в пошивочном цехе несколько человек создают костюмы, бутафоры работают, в монтаже сцены задействовано человек 10, видеоинсталляции создают два профессионала, я уже не говорю об осветителях и звуковиках. Пластикой (у нас же театр молодых танцующих и поющих актёров) занимаются два балетмейстера. То есть очень много людей. Я даже не берусь подсчитать. Да и какая разница, сколько людей задействовано? Главное — результат, чтобы спектакль понравился зрителям».
Художники декораций
создание, поиск декораций, оформление сцены
Художники по костюмам
без них в принципе можно обойтись, если постановка терпит будничную одежду, но долго без них не протянуть
Бутафор
человек, который создаёт бутафорию для театра: искусственные украшения, оружие, мебель и всё что угодно
«У произведения искусства есть автор, в театре таковым именуется режиссёр, но также мы знаем множество случаев, когда авторами спектакля являются художники, архитекторы, люди из других сфер профессионализма.
В театре настоящего времени достаточно одного элемента — зрителя. Команда ограничивается минимальным количеством. В силу капиталистического мироустройства, одним из главенствующих элементов является продюсер, обеспечивающий финансирование и координирующий всю команду.
Следующий срез театральной иерархии — это триединство режиссёр-художник-композитор — они определяют остальных участников: актёров и службы, необходимые для спектакля (бутафоры, реквизиторы, костюмеры, помощник режиссёра).
Далее следуют техники во главе с техническим директором. В его подчинении находятся монтировщики и службы света, звука и видео, на каждую из них на время создания спектакля приходится по художнику (видеохудожник, художник по свету, звукорежиссёр). Завершающим звеном в пирамиде является артист.
Весь коллектив крутится вокруг одной единицы — режиссёра, который занимается не столько творчеством, сколько организацией всех служб. В английском языке нет слова режиссёр, но есть понятие директор (от англ. direct — руководить, управлять), по сути это и есть главная задача режиссёра — направить артистов, художника, композитора и даже продюсера.
Сейчас мы работаем над спектаклем «Гамлет», это спектакль французского режиссёра Давида Бобе («Феи» МХТ им. Чехова, «Метаморфозы» «Гоголь-центр»). Декорации у нас уже сделаны, так что над созданием спектакля сейчас работают: режиссёр-постановщик, переводчик, режиссер, 2 помощника режиссёра, реквизитор, костюмер, 3 механика сцены, 2 техника по свету, звукорежиссёр, видеоинженер и 14 артистов».
Осветители
как не трудно догадаться, занимаются освещением
Звукорежиссёр
подбор и создание звуковых эффектов для постановки
Реквизитор
ответственный за театральный реквизит, чтобы не было ситуаций, как в «Двенадцати стульях»
«При современных представлениях о визуальном решении и масштабности проектов, мы должны понимать, что успешный проект большой формы — это красивая, масштабная и очень динамичная постановка. Мы сейчас не говорим о спектаклях классического академического репертуара. Крупная постановка не академического свойства — это в любом случае прежде всего развлекательное динамичное зрелище, можно сказать, шоу. В таких зрелищах приобретает огромное значение визуальная сторона: декорации, видеопроекции, инсталляции, система спецэффектов (трюковых, пиротехнических, световых), и сочетание театральных жанров: драматического и циркового искусства, танцевального, музыкального и драматического театра.
Это приводит к тому, что спектакль большой сцены, яркая масштабная постановка — это порядка 40–50 человек на сцене и столько же человек за кулисами. Яркий пример — трилогия «Берег утопии» в РАМТе.
К сожалению, сейчас в России очень слабо развита школа синтетического актёра, который владеет драмой и при этом очень качественно поёт и двигается. Поэтому, например, в театральных мюзиклах есть группа танцевальная, есть вокальная, есть группа солистов и группа актёров вторых, третьих планов.
А если говорить о технической стороне, то очень важны люди, которые обеспечивают яркую картинку: спецэффекты, видеоряд или пиротехнические средства. Например, обратите внимание: после реконструкции Большого театра особенной его гордостью является отдельный видеоцех.
Очень важно понимать, что о качественном спектакле зритель не должен говорить: «Декорации были плохие, зато спецэффекты хорошие». Идеальная ситуация — это когда зритель, находясь в сильнейшем эмоциональном восторге, не может выделить, что лучше: актёры, танцы, музыка, движение, вокал, свет или спецэффекты».
Комментарии
Подписаться