Как это работаетКак найти в интернете деньги на свой проект: Проблемы и решения
Инструкция по краудфандингу, часть вторая
Текст
Что делать, если есть отличная идея, слаженная команда и для воплощения мечты нужны только деньги? Можно попытаться взять кредит или найти инвестора, а можно выложить видео с представлением проекта и пару скетчей на Kickstarter и собрать деньги или по крайней мере стать знаменитым. Look At Me изучил вопрос, поговорил с теми, кто помогает русским командам на Kickstarter, и теми, кто добился успеха.
Проблемы и решения
Как попасть на Kickstarter тем, кто
не проживает в США или Великобритании
После того как вы изучили всю статистику Kickstarter, посмотрели чужие успешные и неудачные проекты и собрали небольшую фанатскую базу, нужно пройти долгую и сложную процедуру публикации проекта. Kickstarter имеет самую большую аудиторию, но размещать свои проекты там могут только постоянные резиденты США и Великобритании. Каждый создатель проекта находит свой легальный путь для публикации проекта: отправиться в США и зарегистрировать фирму, найти друга, проживающего там постоянно, или воспользоваться услугами посредника.
Михаил Санников
лид-дизайнер Lightpack
(собрали $500 000)
«Среди требований есть два, которые представляют проблему для любых „нерезидентов“ США и Англии. Первое — вы должны быть резидентом США (смешно, да) с номером социального страхования и валидным телефонным номером — оба будут проверены. Второе — вы должны иметь валидный аккаунт в Amazon Payments (процессинг, которым пользуется КС). У этих ребят тоже есть ряд требований. То, как вы выполните все эти требования, — это уже технологии (всем подходят разные). Лично у нас есть WoodenShark — компания в США с офисом в Нью-Йорке. Так что для нас подтвердить аккаунт на Kickstarter не оказалось проблемой. Все требования площадки выполнимы, и все связанные с этим проблемы решаемы».
Ксения Мардина
создатель журнала Gummie
(собрала $9000)
«Мне помогли родители моей подруги, у которых есть все нужные документы. Они живут между Россией и США. Они и стали продюсерами. [Деньги на онлайн-журнал в ЮАР были собраны], но закончился проект не совсем так, как я рассчитывала: деньги давали друзья, друзья друзей, их родители и прочие, а не средние американцы, как я надеялась. Так что в следующий раз я бы запускалась на Indiegogo, который сделан для международных, а не американских проектов».
Евгений Жуков
профессиональный посредник
«При валидации аккаунта на самом Kickstarter придется вносить персональные данные физлица — резидента. А для проверки того, что вы действительно и есть тот самый резидент, у сайта припасено много интересных вопросов типа „по какому из перечисленных пяти адресов вы проживали ранее?“, „какая из перечисленных марок машин была у вас ранее?“ и так далее. Неверный ответ на любой из этих вопросов не позволяет пройти валидацию аккаунта для появления вашего проекта. ... В качестве платежной системы Kickstarter использует Amazon, который, в свою очередь, подчиняется правилам и законам ведения бизнеса и налоговой отчетности США, а теперь и Великобритании. Самое главное требование: You are a permanent US/UK resident».
Это совсем не значит, что надо иметь американское или британское гражданство.
Но и совершенно недостаточно просто открыть там компанию.
При валидации счета на предмет возможности принятия средств Amazon потребует SSN (Social Security Number) для США. При регистрации компании вам могут выдать (если закажете) EIN (Employer ID Number). Его вполне достаточно для открытия счета в банке, но совершенно недостаточно для принятия средств на Amazon. Формально в условиях Amazon нет запрета для владельцев EIN иметь счет мерчанта. Но на практике Amazon практически не идет навстречу владельцам EIN с визами типа B1/B2 (касается США. — Прим. ред.). Так что кроме открытия компании нерезидентам придется пройти процедуру смены типа американской визы на L1 или E2 (для уже работающей компании, которая показывает прибыль и платит налоги, стоимость процедуры с адвокатом примерно $6–10 тысяч, но совершенно без гарантии результата).
За посредничество (надежность людей можно проверить в профильных технических сообществах типа Habrahabr и поспрашивать у тех, кто с ними уже работал) нужно заплатить деньги. По словам Данилевского, посредники не берутся за заведомо провальные проекты: «Хотя предложений поступает очень много, большинству приходится отказывать, потому что, по моему мнению, они не имеют шансов».
Русский проект
на Kickstarter это:
5% комиссия Kickstarter
5% комиссия Amazon
10% комиссия посреднику
+ потери на переводе
средства на российский счет
+ налоги
Вторая причина отказа — целевые суммы сборов очень небольшие, и посредникам такое сотрудничество не интересно финансово. Русский проект на Kickstarter это 5% комиссия Kickstarter, 5% комиссия Amazon, 10% комиссия посреднику, плюс потери на переводе средства на российский счет, а также налоги. Автору остается совсем немного, если это небольшой проект с суммой $20–25 тысяч. Если тратиться на консультации или услуги пиарщиков, на разработку не останется вообще ничего: «Ставить выше целевую сумму тоже часто не вариант, потому что она просто будет недостижима. Таким ребятам я стараюсь помогать бескорыстно, если есть время и проекты интересные… Часто возникает вопрос: „А как быть с налогами? Кто их платит?“ Ответ прост — каждая сторона платит свои налоги за себя. Мы платим налог на прибыль с нашего роялти, а клиент платит свои налоги по прибытии денег в его банк согласно законодательству его страны».
Мошенники и неудачники
Среди Kickstarter-проектов достаточно мошенников. Профессор университета Пенсильвании Итан Моллик в своей научной работе указывает, что из 14 проектов, собравших деньги, но провалившихся в производстве, деньги вернули только три человека. Этого всего 21 324 украденных доллара из 4,5 млн, собранных для остальных проектов, участвовавших в исследовании Моллика, но жертвователям мошенников все равно было неприятно. Из-за мошенников (таких как эти «почти Google Glass» образца 2011 года на фото внизу, собравшие $343 000) многие с недоверием относятся к краудфандинговым проектам, и это доверие надо завоевать.
Из 14 проектов, собравших деньги, но провалившихся в производстве, деньги вернули только три человека.
Для создателя проекта страшнее оказаться не мошенником, а неудачником. К примеру таким, каким стал дизайнер Сэт Квест, создавший удобную и эргономичную подставку Hanfree для iPad. Подставка была прекрасной, проект собрал $35 000 вместо требуемых $15 000, но у Сэта не было опыта логистики, и он никогда не занимался производством. Проект провалился, Сэт пообещал вернуть деньги бекерам, но не сделал этого. К его несчастью, одним из спонсоров подставки был юрист Нил Синх, который заплатил всего $70, но был глубоко оскорблен происходящим. После суда, который признал Квеста банкротом, он бросил заниматься дизайном, а Kickstarter ужесточил правила публикации изделий промдизайна.
Консоль Ouya собрала более $8 млн, но ее первые покупатели были разочарованы
Отношение к благотворительности в России
5%
россиян
жертвуют на благотворительность
Согласно опросу сайта Philanthropy.Ru 2011 года, только 5% россиян жертвуют на благотворительность. Статистику подтверждают слова Евгения Жукова: «На сегодня в
России полностью утрачены традиции меценатства и благотворительности», а также создателя сообщества «Русские на Kickstarter» Анти Данилевского: «Менталитет наших людей, огромное количество пирамид, МММ и
прочие лохотроны подорвали веру людей в подобные системы. Поэтому нашим площадкам во много раз
сложнее, чем Kickstarter, и то, что они делают, на самом
деле невероятный риск (с точки зрения бизнеса) и
альтруизм, который, надеюсь, принесет свои плоды. Надо понимать, что это не быстрые проекты, и их раскрутка
(а точнее, формирование правильного менталитета в
наших странах и доказательство того, что система
работает) может занять гораздо больше времени».
В то же время нужно осознавать, что краудфандинг и
благотворительность — не одно и то же. За последние
годы в России появились общественные и гражданские проекты, в которые люди вкладываются не бескорыстно,
а чтобы «жить лучше». А площадки, такие как Boomstarter, Planeta.Ru и «С миру по нитке», постепенно развиваются.
Об альтернативных краудфандинг-платформах в России и мире и том, как можно собрать деньги на собственном сайте, читайте в следующей части «Как найти деньги на свой творческий проект в интернете». Первая часть статьи о том, что такое проект на Kickstarter.
Комментарии
Подписаться