Кем статьЯ хочу стать дизайнером одежды — что дальше?
Профессионалы о том, как приобрести необходимые навыки
Текст
Среди абитуриентов мода на профессию дизайнера одежды не угасает никогда. Однако, если посмотреть на опыт дизайнеров, которые уже добились успеха, оказывается, что их путь далеко не всегда так прост, как кажется на первый взгляд: многие из них, например, не оканчивали института, кто-то, прежде чем прийти в индустрию моды, работал в диаметрально противоположной сфере, а кто-то шил одежду куклам ещё в школе. Look At Me постарался разобраться, какой путь может стать более-менее универсальным для всех, кто задался целью попасть в мир высокой моды, а два современных русских дизайнера и преподаватель курса дизайна БВШД дали свои советы начинающим.
Где учиться
Элиза Батырова о том, как сориентироваться в мире моде и куда отправиться учиться.
Элиза Батырова
Преподаватель курса Fashion Design в БВШД, дизайнер одежды/иллюстратор
«Индустрия моды — очень непростая сфера с высокой конкуренцией, сопутствующей жёсткой критикой и бешеной скоростью, вместе с тем, конечно, она безумно увлекательная и манящая. Мой совет желающим связать свою жизнь с модой: прежде всего, определите свои цели и поймите, где вы видите себя по окончании обучения. От этого зависит выбор учебного заведения, а также временные и финансовые затраты. В индустрии моды на самом деле очень много разных позиций и все они по-своему интересны. Помимо специальности дизайнера одежды (которая, кстати, включает в себя не только женскую или мужскую — это может быть детская, спортивная, верхняя, вечерняя одежда, бельё и т. д.), существуют такие позиции, как дизайнер по принту, дизайнер по текстилю, фэшн-иллюстратор, стилист и другие. Поэтому, повторюсь, внимательно изучите все существующие позиции и найдите своё место, соответствующее вашим талантам и интересам. Так, например, специальность креативного технолога или конструктора (а лучше оба в одном лице) почему-то особо никто не рассматривает, хотя, на мой взгляд, она очень интересная и требует проявления не меньших таланта и фантазии, чем профессия дизайнера одежды. Кстати, профессионалы в этой области получают весьма внушительные гонорары.
Индустрия ещё не созрела, и пройдет какое-то время, пока что-то изменится, однако нельзя опускать руки и совсем отказываться от своей мечты.
Если всё-таки ваша мечта — создание собственного бренда (что, кстати, является долгим и нелёгким путём с полной самоотдачей и внушительными финансовыми затратами), то первое, что я бы посоветовала, — колледж Central Saint Martins. Причем, по окончании бакалавриата (настоятельно рекомендую) продолжите дальнейшее обучение на мастера, тогда и получите полное погружение в реалии мира моды с его жёсткими правилами и высокой конкурентностью. Вместе с этим курс всячески поддерживает своих студентов посредством сотрудничества с различными компаниями, готовыми спонсировать самых талантливых. Следующие три института также очень престижные и предлагают программы очень высокого уровня: это Royal College of Art и London College of Fashion в Лондоне и Royal Academy of Fine Arts в Антверпене. Здесь уже выбор за вами: изучите стилистику каждого и решите, что вам ближе. Если говорить о Москве, то эквивалентом вышеперечисленных учебных заведений является британский курс BA Fashion Degree в БВШД с программой, соответствующей мировым стандартам обучения. Конечно, он пока не настолько известный и престижный, но по качеству обучения он вполне на уровне. Окончив его, вы получаете соответствующий диплом со степенью бакалавра, признанный за рубежом. Должна признать, что всё вышесказанное, безусловно, ориентировано не на Россию, так как здешняя ситуация в мире моды, к сожалению, пока не самая благоприятная. Индустрия ещё не созрела, и пройдёт какое-то время, пока что-то изменится, однако нельзя опускать руки и совсем отказываться от своей мечты. Я считаю, что именно те студенты, что получили знания и опыт за границей, расширившие кругозор и мыслящие уже иначе, смогут постепенно изменить ситуацию к лучшему, если, конечно, они сделают выбор в пользу России.
Что читать
Дмитрий Логинов о стажировках и о том,
что кроется за внешним лоском фэшн-показов
Дмитрий Логинов
Основатель и арт-директор
бренда Arsenicum
Прежде, чем перейти к решительным действиям, проанализируйте все «за» и «против», плюсы и минусы профессии дизайнера одежды, риски и перспективы, которые несёт отсутствие в нашей стране модной индустрии как таковой. Если вы, несмотря на убедительное пророчество трудностей, готовы пробовать и бороться и вообще мало представляете своё будущее и настоящее в отличном от моды контексте, наберитесь терпения и начинайте много, очень много работать.
Конечно, среди обязательных условий — талант, врождённая или с ранних лет приобретённая способность творчески мыслить, рисовать, мастерить. Развитое образное мышление в сочетании с прочным внутренним стержнем, стойкостью и серьёзным, осознанным отношением к работе и профессии — необходимая база для начинающего дизайнера. Если талант у вас явно прослеживается, вы с детства интересовались шитьём (да-да, как ни банально, у большинства всё начинается с одежды для кукол, потом — одежда для самого себя, потом «жертвами» становятся друзья и родственники), исправно посещали уроки труда или даже специальный кружок кройки и шитья, рисовали эскизы вместо классических натюрмортов, первый необходимый перед получением образования шаг — стажировка.
Стажировка может быть в модном доме, дизайнерской студии, на крайний случай в ателье, главное — понять, из каких реальных аспектов складывается профессия и рабочие будни дизайнера.
Стажировка может быть в модном доме, дизайнерской студии, на крайний случай в ателье, главное — понять, из каких реальных аспектов складывается профессия и рабочие будни дизайнера. За внешним лоском показов мод и глянцевым флёром общественной жизни скрываются серые будни производства коллекции: проработка технических эскизов, конструирование, создание лекал и макетов, непосредственно пошив, многочасовые примерки. Работа преимущественно руками, скрупулёзная, требующая терпения, внимания и усидчивости. Стажировка позволит вам прочувствовать суть работы, примерить на себя будущую роль, понять, подходит ли профессия по содержанию и темпераменту. Кроме того, безусловно, стажировка даст практические навыки. Конечно, идеальное условие — практика в любимом, близком вам по духу модном доме или у дизайнера-новатора, чей авторитет по части техники и стиля является для вас безусловным. Будьте амбициозны, ставьте задачи максимум. Гораздо интереснее попытать счастья в Iris Van Herpen c технологичными 3D-печатными платьями, нежели в «ТВОЕ» с футболками из хлопка. И дело не в том, что футболки — занятие неблагородное, просто там вас вряд ли научат чему-то сверхъестественному или дадут заряд энергии на будущее. Стремитесь находиться рядом и учиться у лучших в своём деле. Старайтесь проявить себя, не бойтесь высказывать самые безумные идеи. Безнаказанность и полная свобода самовыражения — главные прелести позиции «стажёр». По длительности — минимум полгода, чтобы прочувствовать весь масштаб бедствия — год. Поверьте, этот год будет самым ценным, позволит зрело оценить свои возможности и не совершить главную ошибку в своей жизни.
После стажировки можно присматривать вуз, здесь всё зависит от ваших возможностей. Saint Martins — хорошо, но малодоступно. Альтернатив много: Istituto Marangoni, Istituto Europeo di Design, Parsons, Британская высшая школа дизайна, наконец. Список можно продолжать бесконечно, в Европе — десятки частных вузов, предлагающих профильное образование. Нет возможностей уехать — не страшно, Институт текстиля им Косыгина, Институт дизайна и технологий и любой другой технологический институт вашего родного города. Образование — это важно, но не стоит рассматривать наименование вуза как гарантированную путёвку в жизнь, это только стартовая площадка, дальнейшее развитие зависит исключительно от вас.
Для того, чтобы найти свое творческое я, нужно постоянно пребывать в состоянии поиска
Очень полезно участвовать во всевозможных конкурсах молодых дизайнеров, как внутренних вузовских, так и внешних: «Русский силуэт», «Адмиралтейская Игла», Grass Design Week, ITS. Займитесь мониторингом, составьте список самых значимых событий года, в которых вы должны принять участие. Конкурсы не только позволят почувствовать соперничество, но и познакомиться с экспертами, получить объективную критику. В своё время именно победа на конкурсе молодых дизайнеров в родном Красноярске дала мне возможность переехать в Москву и заняться любимым делом. В этой сфере счастливый случай может решить многое.
Если говорить в общем, для дизайнера, несмотря на то, планирует ли он устроиться в штат существующего модного дома/компанию по производству одежды или развивать собственную линию, самое главное — нащупать и отшлифовать свой собственный стиль. Только в этом случае его продукт сможет стать узнаваемым, конкурентоспособным. Для того чтобы найти своё творческое Я, нужно постоянно пребывать в состоянии поиска: новых знаний, впечатлений, эмоциональных потрясений, людей. Черпать информацию из любых доступных источников, впитывать, как губка, пропускать увиденное-услышанное через себя. Здесь сложно дать конкретный рецепт, набор книг или фильмов, просто надо быть максималистом, вести активный социальный образ жизни, заводить знакомства. Вдохновению нужны источники, если, конечно, у вас не открылась таинственная чакра, беспрерывно поставляющая идеи.
Набор инструментов очень индивидуален, лично я крайне редко читаю модные журналы или посещаю показы Недель Мод, зато вряд ли пропущу фестиваль научно-популярного кино или digital-выставку. Из обязательного и чисто практического — ежегодная выставка Premier Vision в Париже, где я могу выбрать ткани и фурнитуру для новой коллекции.
Куда ходить
Катя Микульская-Мосина об искусстве подражания
Катя Микульская-Мосина
Дизайнер, основатель бренда Katia Mossina
Сегодня профессия дизайнера одежды становится всё более и более популярной, несмотря на то что спрос на неё, в общем-то, падает. Рынок одежды переполнен, мы живём во время абсолютного перепроизводства, старые марки, существующие на рынке много лет, никуда не исчезают, зато продолжают появляться новые. Поэтому я считаю, если сегодня вставать на этот путь, нужно сразу постараться определить свою нишу. Fashion design — это огромное поле деятельности. Для начала надо определить, что это вообще такое. Fashion designer — это ни в коем случае не человек, который любит шить и расшивать бисером километры ткани. Мастера и кутюрье существовали испокон веков, но понятие «дизайн» появилось сравнительно недавно, с возникновением индустриального производства, технологий. Поэтому молодой дизайнер должен обладать не только художественными способностями и богатым воображением, но ещё и логическим умом. На самом деле, это достаточно редкая комбинация. Второй момент, который непременно нужно учитывать, что мода – это характеристика времени, в котором мы живём.
Это здесь, сегодня и сейчас. Понятие «красиво» постоянно меняется, вчера – одно, завтра – другое, послезавтра – третье.
Это здесь, сегодня и сейчас. Понятие «красиво» постоянно меняется, вчера – одно, завтра – другое, послезавтра – третье. Главное — нащупать нерв времени. Для этого нужно читать разнообразную литературу о психологии общества, положении женщины в обществе, изучать различные социальные опросы, быть в курсе политических тенденций. Всё это формирует желания и мечты людей, их представления о прекрасном. Безусловно, эта профессия требует определённой одарённости. Мало того, она как бы сама тебя выбирает. В какой-то момент вы замечаете, что окружающим нравится, что на вас надето, и они хотят такое же. Мода — это искусство подражания. Только не вы должны подражать, а вам. Но любой талант без образования — в цену неотшлифованного алмаза, а не бриллианта, поэтому лучше позаботиться о хорошем образовании в этой области, а лучше ещё и пройти практику в большой компании, чтобы понять, как работает индустрия. Ещё, конечно, хорошо хотя бы пару лет отучиться за границей или получить практику за рубежом.
Комментарии
Подписаться