Кем статьЯ хочу стать
3D-мультипликатором — что дальше?
Профессионалы о том, как приобрести необходимые навыки
Текст
Несколько лет назад российские продюсеры анимационных фильмов начали задумываться о создании 3D-картин. Первый российский 3D-мультфильм «Наша Маша и волшебный орех» вышел в 2009 году, а первый большой успех на этом рынке пришёл к мультфильму «Белка и Стрелка. Звёздные собаки», выпущенному в 2010 году. 3D-сериалы «Маша и медведь» и «Фиксики» сейчас пользуются огромной популярностью и даже успешно конкурируют с западными детскими мультфильмами. Как результат бурного роста индустрии, она как никогда нуждается в 3D-аниматорах.
Профессии в области 3D-графики не только невероятно перспективные и высокооплачиваемые, но и очень разнообразные: например, 3D-моделирование и 3D-анимация требуют разных навыков. О 3D-моделировании мы уже говорили, на этот раз Look At Me разбирается, какими навыками и талантами должен обладать человек, решивший посвятить свою жизнь 3D-мультипликации.
Где учиться
animationcollaborative.com
The Animation Collaborative – классы по анимации в Эмеривилле, штат Калифорния, на которых преподают художники из PIXAR
screamschool.ru
Scream school, Курсы «Визуальные эффекты» и «Анимация»
animationmentor.com
онлайн-школа анимации
school.animationclub.ru/info/about
онлайн школа 3D-анимации при Animationclub.ru
Курсы компьютерной анимации
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Центр «Специалист»
nyfarussia.ru/faculties/usa/3d-animation/bfa-in-3d-animation
программы по изучению 3D-анимации в Нью-Йоркской академии киноискусства
realtime.ru
RealTime School, Курс Autodesk 3ds Max
supinfocom.rubika-edu.com
Supinfocom: Ecole d'animation 2D/3D – Французский университет компьютерной графики
vgik.info/teaching/animation
ВГИК, специальность «художник анимации и компьютерной графики»
cgtarian.ru
онлайн-школа CGtarian
vfs.edu
Vancouver Film School
Денис Буйе об образовании и мечтах аниматоров
Я решил стать 3D-аниматором, когда мне было 15 лет. Каждые выходные по обучающему каналу показывали передачу о спецэффектах в кино: куклах, зелёном экране и основах 3D. Мне это казалось чем-то потрясающим, магическим. Тогда я начал тестировать разные эффекты при помощи своей плохенькой веб-камеры. Вместе с братом мы имитировали взрывы или делали оптические иллюзии — он был гигантским, а я очень маленьким. Совсем не обязательно иметь дорогое оборудование или где-то специально учиться, чтобы начать заниматься 3D-анимацией. Конечно, если хочется работать в индустрии, необходимо подучиться, чтобы понять, как делать всё правильно, но это уже следующий этап.
Вообще академическое образование важно: ты быстрее всему учишься и приобретаешь необходимые в индустрии связи. Выбирая для себя высшее учебное заведение, нужно обращать внимание на работы студентов и выпускников этого вуза. Но даже поступив в вуз, нельзя отказываться от самообразования, необходимо постоянно себя мотивировать, работать над чем-то, создавать что-то новое. Каждому 3D-аниматору необходима своя коллекция вдохновляющих работ коллег — нужно собирать понравившиеся картинки, хранить их в одном месте, смотреть на них постоянно. Во-первых, это может вдохновить на что-нибудь своё, а во-вторых, подтолкнуть на ещё более активную работу над собой: всегда хочется научиться делать так, как умеют супермастера.
Денис Буйе один из аниматоров мультфильма Meet Buck
Я долго привыкал к инструментам 3D. Впервые я понял, что уже свободно ими владею, когда сделал свой первый фильм, длящийся всего минуту. Это сложная работа, но если ты взялся делать мультфильм, то довольно быстро можно научиться в процессе, главное — не ожидать, что сразу получится шедевр.
Сейчас я работаю в Сиднее в небольшой компании под названием Mighty Nice, мы делаем рекламные ролики. Кроме того, у нас с друзьями есть своя команда — Steakollective, вместе мы работаем над несколькими проектами, но самой успешной оказалась анимация «Знакомьтесь, Бак» (Meet Buck). Мы мечтаем начать продавать свои работы разным телеканалам, например, Cartoon Network или Nickelodeon.
Не знаю, какое будущее ждёт 3D-анимацию, но, я надеюсь, молодые аниматоры и студенты анимационных факультетов не перестанут экспериментировать. Крупнейшие студии сейчас просто продолжают делать однотипные мультфильмы, поэтому пришло время студентам-аниматорам надрать им задницы.
Что читать
The Animator's Survival Kit, Ричард Уилльямс
Трёхмерная (3D) графика и анимация, Марк Джамбруно
Character Animation in 3D,
Стив Робертс
«Понимая Мауа»,
Сергей Цыпцын
Иван Пшонкин о том, что компьютер
не поможет тем, у кого нет вкуса
Иван Пшонкин
3D-аниматор и режиссёр студии «Аэроплан», работает над анимационным сериалом «Фиксики», участвовал в создании мультфильмов «Белка и Стрелка», «Алёнушка и Ерёма», «Незнайка и Барабас»
Моим первым учителем стал Леонид Каюков, которому я очень благодарен, — он взял меня в свою команду анимации на «Союзмультфильм» практически с улицы, прорисовщиком. Примерно в 2005 году я принял участие в проекте «Маша и волшебный орех» — с этого началась моя работа в трёхмерной анимации. В это время 2D-мультфильмов было очень мало, так что пришлось переквалифицироваться из 2D-аниматора в 3D. Сейчас я режиссёр и аниматор на студии «Аэроплан», в данный момент мы работаем над проектом «Фиксики».
Некоторые люди про 3D-анимацию думают: «Компьютер за меня всё сделает». Это не так! Стоит иметь ввиду, что 3D-программы не сильно облегчат процесс анимирования. Чтобы сделать хорошую сцену, придётся так же, как и в рисованной анимации, следовать законам, знать их, иметь художественный вкус. Вообще сейчас компьютерная анимация старается всё больше походить на рисованную, и ей это здорово удаётся.
Кадры из мультфильма Ивана Пшонкина The devil knows
Важно понять, что 3D-программа, будь то Maya, 3d max или XSI, — это всего лишь инструмент, как карандаш или кисть, при помощи которого вы создаёте свою работу. Поэтому надо хорошо изучить эти программы, чтобы потом техническая составляющая не стала проблемой, — курсов и литературы сейчас предостаточно. Для начала стоит поставить программу и найти обучающий материал. Потом скачать бесплатного персонажа (такие есть в Сети) и попробовать его санимировать.
Для тех, кто мечтает работать над полнометражными мультиками, замечу, что в индустрии, по сравнению с предыдущими годами, упор сместился с полных метров на производство сериалов. Изменился ритм производства: работа над полным метром более размеренная, у сериала же есть жёсткие сроки — это дисциплинирует.
Куда ходить
Международная научно-практическая конференция «Анимация как феномен культуры», проходит во ВГИКе
Конференция CG Event
Марат Давлетшин о том, как важно быть
наблюдательным и не прекращать учиться и узнавать новое, даже устроившись на хорошую работу
Марат Давлетшин
Ассистент аниматора на студии Disney, работал аниматором на проекте The Walking Dead: The Game, а также аниматором на полнометражных лентах «Смешарики. Начало» и «Белка и стрелка»
Я учился в техникуме, совершенно не связанном с искусством. В последний год учёбы я был настолько увлечён компьютерной графикой, что совсем забросил свои основные занятия. С трудом защитил диплом и начал готовиться к поступлению во ВГИК. Начал делать свой первый короткий метр в 3D, сделал кое-какие тесты персонажей, локаций и выложил короткий трейлер на всеобщее обозрение на форуме cgtalk.ru, который, к сожалению, уже не существует. Я торопился закончить фильм, чтобы отправить его для вступительного экзамена во ВГИК, но внезапно получил письмо от питерской студии «АЛС-групп», которая занималась 3D-играми для слот-машин — они предложили мне работу и обучение на студии. Я согласился не задумываясь. Так началось моё профессиональное путешествие, мне было 19 лет.
Повзрослев, я поехал учиться в Сан-Франциско, в Animation Collaborative — это школа анимации, которая находится прямо напротив студии Pixar, художники оттуда приходили к нам преподавать. Сейчас я работаю на студии Disney в роли ассистента аниматора, в ноябре должен выйти наш анимационный фильм Frozen («Замёрзшая сердцем»). При этом я не прекращаю своего обучения: на студии постоянно проводят мастер-классы и курсы для аниматоров.
Будущему мультипликатору очень важно определиться, почему он выбрал именно 3D: можно использовать миллион других техник, чтобы выразить свою идею, и 3D — одна из самых сложных из них, особенно если осваивать её в одиночку. Но, кстати, могу сказать, что Disney и Pixar вообще не смотрят, умеешь ли ты пользоваться компьютером, при приёме на работу. Главное — чтобы в твоей анимации была жизнь, оригинальность и интересная актёрская игра.
Если мы говорим об узкой специализации, профессии персонажного аниматора, то 3D — это самый гибкий инструмент в руках художника, с помощью которого можно выразить любую эмоцию и любое чувство, добавив к этому художественный стиль и чистоту исполнения.
Пару недель назад я наблюдал, как у книжной палатки люди выбирали книги. Вроде ничего особенного, но если присмотреться, можно увидеть персонажа за каждым из них. Один, важный и гордый, перебирает книги, не открывая их — сразу видно, что судит по обложкам. Второй тщательно вчитывается, листает и держит книгу близко к лицу, щурясь. Наверное, книжный червь. Третий вообще разговаривает по телефону и перебирает книги не глядя, видимо, просто нашёл, чем занять руки во время беседы. Аниматор должен такое подмечать — он должен быть любознательным, наблюдательным и открытым. Невозможно стать аниматором, если ты просто сидишь дома и смотришь мультфильмы — так ты просто начинаешь копировать то, что смотришь. Вокруг нас кипит жизнь: в парке, в кафе, в аэропорту, в гостях у друзей, — эту жизнь необходимо запечатлеть, и рисование в этом отличный помощник.
Комментарии
Подписаться