Views Comments Previous Next Search
Я хочу стать художником по костюмам – что дальше? — Кем стать на Look At Me

Кем статьЯ хочу стать художником по костюмам – что дальше?

Профессионалы о том, как приобрести необходимые навыки

Визуальная составляющая очень важна для любого качественного фильма — ответственность за её реализацию ложится на плечи художника-постановщика. Под его руководством на каждой ленте работает художник по костюмам, который следит за тем, во что одеты все актёры на экране, от главных героев до массовки. Объём работы художника по костюмам невероятно велик — он изучает изобразительные и документальные материалы к каждой картине, договаривается с режиссёром и постановщиком о стилевом единстве киноленты, придумывает эскизы костюмов, утверждает их у режиссёров, подбирает ткани и фурнитуру. Художник по костюмам не модельер — он создает не наряд, а образ, поэтому обувь, аксессуары, шляпки и всё-всё-всё подбирает тоже самостоятельно. Но одеть всех на съёмочной площадке недостаточно — важно сделать это вовремя и качественно при любом бюджете.  

Пока в Москве и Санкт-Петербурге не так много учебных заведений предлагают образование по специальности «художник по костюмам» — в основном этот курс является частью программы студентов-постановщиков. Талантливые и влюблённые в своё дело профессионалы поделились с Look Аt Me своим опытом.

 

Лидия Крюкова о том, как важно получить
высшее образование и уметь рисовать

Я хочу стать художником по костюмам – что дальше?. Изображение № 11. 

Лидия Крюкова

Заслуженный художник РФ,
почётный кинематографист,
обладательница серебряной медали ВДНХ, премий «НИКА» и «Золотой орёл»

Художник по костюмам фильмов «Молох», «Телец» и «Фауст» Александра Сокурова, «Собачье сердце» Владимира Бортко и многих других

«После окончания факультета промышленного дизайна ЛВХПУ им. В. И. Мухиной по специальности текстиль я поняла, что мне не столько хотелось работать с тканями, сколько создавать из них образ. Я пришла на художественный совет киностудии «Ленфильм» со своими эскизами, там мне предложили на выбор пойти ассистентом художника по костюмам или в декораторы — работать с текстилем в интерьерах. Я сразу выбрала костюмы и 4 года отработала ассистентом у талантливых мастеров. Работа мне понравилась сразу, но также сразу пришло понимание, что это серьёзный труд, даже образ жизни.

Когда образование получала я, такой специальности как художник по костюмам и вовсе не было; сегодня же и в Москве, и в Санкт-Петербурге можно без проблем получить профессию в вузе. Конечно, ни один институт не даст по данной профессии полных знаний, необходимых для работы, поэтому сразу после учёбы необходимо отработать несколько картин в роли ассистента художника по костюмам — это поможет освоить на практике специфику профессии. На каждой кинокартине приходится заново учиться, погружаться и изучать описываемую эпоху.

Человек, решивший связать с этим свою жизнь, должен понимать, что специфика профессии предполагает ненормированный рабочий день. Художник по костюмам отвечает за всё, что  в кадре, за каждую деталь: костюм, головной убор, бижутерию, обувь и многое другое, но главное — за художественный образ и соответствие его той эпохи, в  которой происходят кинособытия. Для этого мы привлекаем на площадку различных консультантов — это не только специалисты по военному и историческому костюму, но и современные модельеры, если того требует заданная эпоха. На создание костюмов для исторических картин уходит больше времени: приходится досконально изучать новый материал, да и у таких костюмов пошив сложнее. Если в фирме исторических тканей мы не находим того, что нам нужно, расписываем ткани своими рисунками. Иногда покупаем что-то в антикварных магазинах. После того, как все костюмы сшиты, начинается их «фактурка» — сложный, длительный технологический процесс, благодаря которому ткани кажутся более старыми. Это нужно для того, чтобы костюмы были правдивыми и жизненными. Работа художника не заканчивается на изготовлении костюмов, дальше следует длительный процесс съёмок, где его присутствие необходимо каждый съёмочный день.

 

 Мы привлекаем на площадку различных консультантов – это не только специалисты по военному и историческому костюму, но и современные модельеры

 

 

Одним из основных качеств, необходимых художнику по костюму, я бы назвала умение рисовать. Благодаря ему художник передаёт свои мысли и фантазии на заданную тему, по сути придумывает костюм. Не менее значимо умение убедить режиссёра, актёра и даже любого участника массовых сцен в необходимости надеть данный костюм. Конечно, важно иметь и врождённый вкус к прекрасному. Развивать в себе вкус, узнавать новое, черпать новые идеи и вдохновение можно, посещая выставки своих коллег, — и в России, и за рубежом постоянно проводится масса полезных и интересных выставок работ художников по костюмам, где авторы демонстрируют не только эскизы, но и готовые вещи». 

Варвара Авдюшко о том, что работа художников
по костюмам намного сложнее, чем многие думают

Я хочу стать художником по костюмам – что дальше?. Изображение № 22.

Варвара Авдюшко

Художник по костюмам фильмов «Тайна перевала Дятлова», «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», «Особо опасен»

«Сначала я работала стилистом на музыкальных роликах и в рекламе, потом решила ограничиться только костюмом. Я пошла по дороге самообразования. Если вы мечтаете стать художником в кино или в театре, то я не советую вам повторять мой опыт. Намного легче работать, получив академическое образование, узнав историю, истоки, пока ты ещё молодой и педагоги «кормят тебя с ложечки». Намного сложнее доходить до всего самому, откапывать информацию. Однако, как и в любой профессии, связанной с кино, академическое образование бесполезно без практики — понять всё и научиться всему можно только тогда, когда начинаешь работать руками.

Некоторые ошибочно полагают, что мы только одеваем звёзд, «делаем им красиво», а потом покуриваем, развалившись на креслице, и наслаждаемся результатом. Всё совсем не так. Художник по костюмам в первую очередь организатор — надо разобрать сценарий, рассчитать бюджет, составить график, собрать команду, распределить обязанности, головой отвечать за сроки и деньги. Если вы не успели дошить своё, пусть даже невероятно талантливое, платье ко дню съёмок, то оно просто никому больше не будет нужно, и съёмку вы фактически сорвали. На съёмочной площадке костюмерный департамент резко отличается от остальных: если вас сбивает с ног бегущая, взмыленная, запылённая, забрызганная краской и кинокровью барышня, обвешанная булавками и стокилограммовыми клетчатыми сумками, то можете не сомневаться, — это кто-то из костюмного департамента.

Поэтому в первую очередь очень важна организованность, умение организовать других и умение слышать режиссёра. Конечно, художнику по костюмам никак нельзя без терпеливости. Дальше остаётся сплошная романтика — образование, вкус и обязательная любовь к тому, что делаешь.

 

Если вас сбивает с ног взмыленная, запылённая, забрызганная краской и кинокровью барышня, обвешанная булавками и стокилограммовыми клетчатыми сумками, — это точно кто-то из костюмного департамента

 

 

Художник по костюмам должен научиться смотреть по сторонам. Почему тот или иной человек так одет, что у него  за характер, какая профессия, есть ли семья? В кино костюм — это то, с помощью чего зритель может узнать что-то новое о герое.

Кроме просмотров фильмов и спектаклей, важно рассматривать и анализировать работы других художников. Нельзя ограничивать свои рассуждения о работах коллег краткими замечаниями «мне понравилось» или «мне не понравилось». Необходимо для себя находить объяснения, почему что-то получилось «хорошо», что-то «плохо», а что-то «никак». Найдите своего мастера, у которого сможете учиться. Порой бывает так, что настоящие мастера вовсе не имениты и не титулованы. У них на это всё просто нет времени. Великий мастер Пьеро Този создавал костюмы для фильмов Феллини, Дзефирелли, Висконти, Пазолини, для спектаклей с участием Каллас, а первый свой «Оскар» получил только в этом году, в 86 лет, за жизненные достижения в области кинематографа».

 

Татьяна Долматовская о том, что нужно немедленно идти ассистентом к любимому художнику по костюмам и не бояться начинать в любом возрасте

 Я хочу стать художником по костюмам – что дальше?. Изображение № 34.

Татьяна Долматовская

Художник по костюмам на проектах Валерии Гай Германики «Школа» и «Краткий курс счастливой жизни», художник по костюмам и художник-постановщик картины Ангелины Никоновой Welkome Home, принимала участие в российских съёмках английской «Анны Карениной» Джо Райта и американского «Джека Райана» Кеннета Браны

«Достоинство  любой отечественной индустрии заключается в том, что у нас нет возраста допуска. В Англии ты годами работаешь на мелких ассистентских должностях, чаще всего бесплатно, и только потом, выдержав «ученический карантин», если повезёт, получишь возможность реализоваться самостоятельно. У нас же можно поменять жизнь хоть в тридцать, хоть в сорок лет. Я после школы поступила в несколько специализированных английских колледжей, но на тот момент не было финансовой возможности платить за обучение, а стипендии иностранцам в тех местах не полагалось. Думала пойти в школу-студию МХАТ, но там два года подряд не было набора по этой специальности. Пошла учиться в Литературный институт на переводчика, параллельно работала в журнале Vogue, а потом меня закружило-завертело. Так что детскую мечту стать художником по костюмам я начала реализовывать только 10 лет спустя.

Это такая профессия, где, на мой взгляд, не бывает «правильно» и «неправильно». Задача так называемого академического образования — раскрыть твой талант. Если же ты в силах раскрыть его сам, то тебе подходит самообразование. Я, правда, никогда не оставляла идею получить фундаментальное образование и, проработав несколько лет, поехала учиться на художника по костюмам в University of Arts London. Там я увидела, что то, до чего я месяцами доходила сама на съёмочной площадке, здесь рассказывают на лекциях. Теперь мне кажется, что практика, предшествующая теории, это даже хорошо. Если бы я услышала многое из того, о чём нам рассказывали на лекциях и семинарах, до того, как попала на реальную съёмочную площадку, я бы просто не придала этому должного значения и точно так же набивала бы себе шишки.

 

Задача стилиста — показать одежду, задача художника по костюмам — помочь режиссёру и актёру в раскрытии образа героя

 

 

Когда я попала на проект «Школа» Валерии Гай Германики, у меня не было опыта в кино, но наглость и желание заменяют опыт. Каждый новый проект — это новая ступень обучения. Как и в любом ремесле, здесь главное — постоянная практика. Для этого нужно пойти на съёмочную площадку и наняться костюмером к художнику по костюмам, работы которого тебе нравятся, ко мне, например. Я сама стараюсь, по возможности, участвовать в интересных западных проектах, где можно поучиться у хороших художников. Не так давно мне повезло поработать с гениальной художницей по костюмам Жаклин Дюрран на «Анне Карениной» 2013 года. За эту работу Дюрран получила «Оскар».

Работа художника по костюмам заключается в том, чтобы, несмотря на тридцатиградусный мороз, костюмы выглядели образцово и, несмотря на небольшой бюджет, зритель видел на экране хорошее кино, а не экономию. С точки зрения производственного опыта особенно хороши сериалы, так как на них вся технологическая волокита (которой тоже немало в работе художника по костюмам) может быть изучена досконально. 

Художник по костюмам должен быть очень наблюдательным. Надо уметь подмечать всякие мелочи: то, как блондинка выглядит с коричневым меховым воротником, как цвет глаз может контрастировать с галстуком. Я всё время снимаю на телефон людей на улице, многое потом используется мною в работе. Важно помнить, что художник по костюмам — это не стилист в модном журнале. Задача стилиста — показать одежду, задача художника по костюмам — помочь режиссёру и актёру в раскрытии образа героя. Источники вдохновения повсюду, следить надо за всем и за всеми. Кино, театр, музеи, выставки, люди. Надо смотреть, запоминать, чувствовать, как люди ведут себя, как выглядят в разных ситуациях, как ведут себя в разных ситуациях их вещи. Бархат на крупном плане или твид в расфокусе. Всё это потом пригодится обязательно».

 cover image via Shutterstock

 

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются