Кем статьЯ хочу стать информационным дизайнером – что дальше?
Профессионалы о том, как приобрести необходимые рабочие навыки
Текст
Злата Онуфриева
Инфографы собирают информацию, анализируют её, ищут заложенный в данных смысл и пытаются визуализировать полученный результат так, чтобы это было понятно массовому читателю, и, желательно, было красиво. Профессионалы в области информационного дизайна рассказали Look At Me, что читать, за кем следить и какие умения необходимо развивать в себе, если хочешь связать свою жизнь с инфографикой.
Где учиться
Алексей Новичков об интерактивной инфографике
и о том, почему инфографы такие зануды
Алексей Новичков
Заместитель руководителя Студии инфографики РИА Новости, куратор курса «Инфографика» в БВШД, декан факультета графического дизайна института УНИК
«Интерес к инфографике у меня появился, когда я понял, что это моя слабая сторона, а очень хотелось умело обращаться с графиками, схемами, картами. В результате я собрал большое количество референсов и научился делать инфографику оперативно, придерживаясь выбранной стилистики. Ко мне начали обращаться именно за инфографикой, хотя я до сих пор считаю себя графическим дизайнером в первую очередь.
Для того чтобы делать грамотную инфографику, важно получить образование — это факт. Без школы, без понимания тонкостей, без упражнений мало у кого получается достичь профессионализма. Самообразование тоже необходимо — постоянно появляются новые технологии, изучая которые, ты повышаешь свой профессиональный уровень.
Дизайнер инфографики должен быть занудой, в хорошем смысле этого слова. Инфографика бесстрастна. Эмоция получается от сравнения масштабов, от осознания процессов, а не от ярких картинок или выразительных форм. Именно поэтому большинство крутых работ лишены декора или спецэффектов. В новостной инфографике важно придерживаться шаблонов. Нужно быть к этому готовым. Не каждая артистичная натура может это выдержать. Кроме того, необходимы аккуратность, внимание к деталям и данным, умение анализировать информацию, способность концентрироваться на задаче, усидчивость. Правда, наверное, это применимо ко всем профессиям. Если же хочется научиться делать инфографику качественно, надо делать её регулярно.
Чтобы быть востребованным в будущем, уже сегодня нужно учить программирование и знакомиться с огромным количеством программ, связанных с визуализацией данных. Интерактив набирает обороты, и это хорошо. Возможность посмотреть на информацию под разными углами полезна в образовании, в навигации.
Новый инструментарий сегодня только формируется. Думаю, в будущем дизайнеру не нужно будет писать код, а всё будет построено на оперировании нодами. Ноды будут писать программисты, а дизайнеры будут только их править под себя и оперировать ими, создавая алгоритм. А пока учим Processing, Pyton, D3, изучаем VVVV. Хотя, конечно, и со статикой всё будет в порядке. Статика — это жанр, который можно делать одному, быстро. Это инфографика, которую можно напечатать в журнале или в виде постера.
Безусловными лидерами на сегодняшний день являются департаменты графики и мультимедийных проектов The New York Times и журнал National Geographic. Много интересного создают Guardian и BBC. Огромную работу для популяризации визуализации проделали в Google.
Инфографика бесстрастна. Эмоция получается от сравнения масштабов,
от осознания процессов, а не от ярких картинок или выразительных форм
На фоне этих китов об успешности студий инфографики в России говорить сложно, но всё же и у нас есть ряд сильных игроков. Не могу не упомянуть журнал «Вокруг Света», когда арт-директором в нём был Антон Фёдоров. Артём Колеганов из журнала «Инфографика» в этом году был в жюри конкурса и спикером на международной конференции Malofiej-21. Очень сильная команда собралась сейчас в газете «Московские Новости». Максим и Ирина Горбачёвские и их проект infographer.ru тоже преуспевают. Что-то интересное происходит и в «Яндексе». Доходят новости из бюро Горбунова. Очень люблю Максима Дегтярёва и его многосложные иллюстрации. Студия «Паровоз» была первой в России, получившей награду на конкурсе Malofiej. Журнал «Секрет фирмы» в те времена, когда арт-директором у них работал Дима Распопов, тоже был очень успешным проектом.
В мире визуальной журналистики существует несколько ключевых мероприятий, и одно из них — уже упомянутый Malofiej, проходящий ежегодно в Памплоне в Испании. Каталоги конкурса (а одновременно с ним идёт и конференция Malofiej World Summit) — это своеобразный срез трендов. С позапрошлого года студия инфографики РИА Новости начала собирать международные премии, в том числе и на Malofiej. Мне кажется, это объективная оценка работы моих коллег из студии — несмотря на все особенности производства инфографики в нашей стране, ребята стараются изо всех сил. Я их очень люблю».
Ссылки для вдохновения от Алексея Новичкова:
Что читать
Таня Мисютина о любви к сложным данным
и о работах-пустышках
Таня Мисютина
Руководитель Лаборатории данных, ведёт советы о визуализации данных на сайте Бюро Артёма Горбунова
«Моё знакомство с информационным дизайном началось с книг Эдварда Тафти. Первая визуализация — пассажиропотоки в московском метро — стала для меня счастливым билетиком в Дизайн-бюро Артёма Горбунова. Следующие 5 лет я занималась дизайном интерфейсов, попутно прокачивая навыки работы со сложными данными. В этом году я открыла Лабораторию данных, которая создаёт статические и интерактивные визуализации и проектирует информационно-насыщенные интерфейсы.
Главное качество информационного дизайнера — искренняя любовь к сложным данным. Без них не бывает качественной инфографики и полезных визуализаций. Если вам нравится изучать данные и искать закономерности, разбираться в таблицах, распутывать непонятные схемы, строить диаграммы и графики — тогда за дело!
Начинать знакомство с инфографикой в Сети опасно. Всем известные сайты visual.ly, informationisbeautiful.net, dailyinfographic.com забиты эффектными пустышками и хорошему не научат. Я советую заложить фундамент книгами Тафти, в которых описаны универсальные принципы работы с информацией и приведены проверенные временем примеры.
Главное качество информационного дизайнера — искренняя любовь к сложным данным
Мне кажется, что будущее за интерактивными визуализациями — они рассказывают истории, передают знания и решают бизнес-задачи. Чтобы их создавать, дизайнер должен накопить теоретическую базу и опыт работы с данными, освоить инструменты визуализации, например, библиотеку D3, основы анализа, статистики и линейной алгебры. В интернете можно найти немало полезных лекций, например, на сайте D3 есть подробное руководство, примеры и открытый код, а на сайте coursera.org идёт несколько тематических курсов (Data Science, Statistics 1, Machine Learning). В последнее время появляется всё больше открытых данных, проходят конкурсы и хакатоны, где можно попробовать свои силы».
Андрей Скорцов о журналистике данных и о самой дефицитной профессии будущего
Андрей Скворцов
Директор группы «Меркатор», куратор службы информационной графики телеканала «Россия-1», а также проектов «Россия в цифрах» телеканала «Россия-24» и «Москва в цифрах» телеканала «Москва-24»
«Вот вы прочитали книгу, посмотрели мастер-класс или просто увидели картинку, которая вас удивила, — считайте, вы уже начали свой путь в эту профессию. Старайтесь развивать и усиливать возникшее чувство любопытства — это совсем не сложно, ведь чем больше узнаёшь, тем интереснее становится. Другое дело, если визуализация данных — это не для вас, тогда, конечно, никакой интерес развить не получится.
У меня всё началось с географического факультета МГУ — там все учат картографию. После я делал карты новостей для СМИ в Институте географии РАН, отсюда и пошло увлечение инфографикой.
Каждый информационный дизайнер должен знать, что существует три больших направления в инфографике: иллюстрации, «объяснялки» и визуализация данных. Для первого и второго класса надо уметь очень хорошо рисовать и/или работать в редакторах трёхмерной графики. А вот для третьего — быть просто очень образованным человеком, ведь этот класс всё чаще и чаще называют «журналистикой данных» или «аналитической визуализацией».
Вообще, если уж заниматься визуализацией данных, я бы получал профессию «аналитик данных» — это, по мнению Harvard Business Review, одна из самых дефицитных
профессий будущего
Сам я занимаюсь визуализацией данных, поэтому про это направление и расскажу. Для того чтобы заниматься визуализацией данных, потребуется уйма знаний и не только о визуализации, книги надо читать все подряд. Особенно я бы посоветовал почитать учебник по картографии, лучше какой-нибудь советский, — там очень много правильных слов про то, как отображать информацию. Аналитический визуализатор — это сплав профессий. Надо быть немного программистом, немного дизайнером, немного аналитиком. Ты должен уметь «вынуть» данные из интернета, а после грамотно воспользоваться библиотеками и инструментами визуализации, чтобы создать одновременно наглядную и привлекательную картинку. Где учат таких специалистов, чтобы три в одном? Под ключ — нигде. Но есть отличная школа анализа данных «Яндекса». Есть Британская школа дизайна. Есть кафедра инфографики на журфаке МГУ.
Вообще, если уж заниматься визуализацией данных, я бы получал профессию «аналитик данных» — это, по мнению Harvard Business Review, одна из самых дефицитных профессий будущего.
Одной из наших последних работ была карта возраста домов Москвы msk.merator.ru. Типичная работа по анализу и визуализации. Чтобы её построить, нужно было скачать и обработать данные, придумать дизайн и подачу — какие смыслы откроются зрителю. В поиске смысла мы решили добавить в шкалу времени градостроительные эпохи — и карта из сухого отобразителя данных превратилась в историю, которую интересно разглядывать и которая рассказывает зрителю, как в какой период менялась Москва. Хороший инфографер должен искать и находить смыслы, делать из данных историю. Это непросто и требует многих знаний. Необходимо постоянно развивать кругозор, интеллект, глубину знаний в выбранном направлении. Умение рисовать в этом деле стоит далеко не на первом месте, я вот совершенно не умею ни рисовать, ни анимировать графику, но я хорошо ставлю задачу тем, кто умеет это делать. Имейте в виду, что обладателю трёх основных для визуализатора навыков — программист, дизайнер, аналитик — платят очень хорошие деньги, правда, не в СМИ, а в крупнейших компаниях, ищущих закономерности в больших данных. В СМИ, с другой стороны, больше разнообразия и больше славы».
Куда ходить
Комментарии
Подписаться