МанифестДизайн — это умение правильно копировать
Колонка Сергея Сурганова
материал подготовил
Даниил Трабун
Мы запускаем новую серию колонок о том, что такое дизайн и дизайн-мышление. Каждую неделю Сергей Сурганов будет рассказывать об одном аспекте design thinking и давать простые упражнения, результаты которых можно отправить в комментарии под колонкой. Каждое упражнение колумнист в качестве примера выполняет сам.
Сергей Сурганов
Молодой графический дизайнер, работал в крупных IT-компаниях. За свою недолгую карьеру попробовал себя в самых разных направлениях: от веб-дизайна и мобильных приложений до макетирования журналов и оформления стендов, от конструирования навигации и инфографики до придумывания рекламы и айдентики. Переводил Тафти, стажировался у Барбанеля, увлекается программированием. Основал дизайн-студию Tricky Eyes. Читает много книг, выступает с лекциями, проводит воркшопы. Находится в постоянном поиске новых идей и проектов. Живёт и работает в Москве.
Дизайнеры — циничные воришки
Start copying what you love. Copy copy copy copy. At the end of the copy you will find yourself.
Yohji Yamamoto
Я выделяю два типа дизайнеров — те, которые выдумывают всё сами, и те, которые используют всё, что попадается под руку: чужие образы, идеи, интерфейсные элементы, цветовые схемы, графические приёмы. Кто из них успешнее? Даже Джонатан Айв, один из величайших дизайнеров наших дней, не стремался искать вдохновение в работах другого великого дизайнера, Дитера Рамса.
Между вдохновением и воровством пролегает очень тонкая грань. Выдавать чужую работу за свою — плохо. Делать свою на основе чужой — хорошо. Серия коротких документальных фильмов Everything is a remix подробно объясняет эту мысль:
Шрифтовые дизайнеры, к примеру, постоянно копируют друг друга.
Вальбаум сделан с оглядкой на шрифты Жан-Батиста Бодони, а тот в свою очередь вдохновлялся работами Фирмена Дидо, который, опять же, очень любил шрифт Баскервилль. Все три гарнитуры были сделаны буквально друг за другом; да ладно, они даже лично знали друг друга.
А суперпопулярная Гельветика (о которой даже сняли фильм) — всего лишь копия Акциденц-Гротеска. Впрочем, обыватель с трудом отличит Helvetica от Arial, от Akzidenz-Grotesk или Helios. Типичная шутка шрифтовика: «Сделаю татуировку Helvetica шрифтом Arial. Первая женщина, которая меня поправит, станет моей женой».
Всё то же самое относится и к трендам в веб-дизайне (с кого началась повальная мода на параллакс?), и к проектированию пользовательских интерфейсов. История уже не помнит изобретателя hamburger button, зато эта кнопка встречается практически в любом современном мобильном приложении и уже проложила свою дорогу на веб-сайты.
Но патентные тролли не дремлют, поэтому Twitter в целях собственной защиты от исков запатентовал суперпопулярный жест pull to refresh. Хотя используют его теперь вообще все (даже Apple), — теперь можно не бояться. Действительно хорошие дизайнерские решения всегда становятся форматом.
Использование чужих картинок — это ещё и быстрый способ собрать прототип своей идеи. Наскриншотить кусочки с существующих сайтов и собрать их в новый — эффективнее, чем рисовать вайрфреймы. Эта штука ещё называется «Прогрессивный джипег». Особенное развитие это получило в стартап-тусовке, где очень важно обкатать идею, прежде чем вложить в неё миллионы долларов. Известный стартап Dropbox, который стоит сейчас миллиарды долларов, начинался с фейкового видеоролика.
Создатели этого сервиса взяли существовавшие на тот момент наработки софта по синхронизации данных и упростили их до невозможности. Они собрали ядро аудитории, не вложив ни копейки в разработку, и в итоге уделали всех. Читайте книгу Lean Startup и смотрите мой доклад на эту тему.
Но речь не только о графическом дизайне. Подход «сделать из готовых модулей» лежит в сердце любого конструктора. Существующие решения задают систему координат, в которой можно быстрее и точнее решить поставленную задачу.
Попробуйте, к примеру, игру 5 Card Nancy, которую придумал Скотт Макклауд, автор лучшей в мире книги о комиксах. Или, если вы хоть когда-нибудь мечтали сделать свою компьютерную игру, придумайте что-нибудь на основе бесплатной графики для игровых разработчиков. А теперь музыкальная пауза:
«Приложение Page Layers позволяет конвертировать любой сайт в PSD-макет со слоями. Хотя текстовые слои и преобразуются просто в картинки, сам по себе инструмент впечатляющий. И, к сожалению, облегчающий воровство чужого дизайна», — Юрий Ветров
Даже эта колонка вся составлена из чужих картинок, идей и ссылок. Это, в свою очередь, частная реализация метазнания — «знания о знании» (идея позаимствована из интервью с Аланом Купером). Знать, где подсмотреть и кого спросить — важнее умения выдрачивать иконки. Будьте хитрее и делайте меньше.
Чтобы закрепить тему,
выполните одно из упражнений:
Решить креативный бриф, используя только чужие картинки и готовые компоненты.
Наведите на камень для выбора задания.
Чтобы было не так стыдно, прочитайте классную (и короткую) книжку: Steal Like An Artist (а лучше скачайте с торрентов, тогда круг замкнётся). У нас действует правило «Сперва добейся» — прежде чем критиковать чужую работу, сделай свою. Успехов.
Первый ход за мной
(задание про иллюстрацию
для произведения Буковски).
Комментарии
Подписаться