ВопросВопрос учёному: Какую научную фантастику читают учёные?
Проект «ПостНауки» и Look At Me: учёные отвечают на вопросы
Look At Me совместно с сайтом «ПостНаука» запускает проект «Вопрос учёному», в рамках которого специалисты будут отвечать на интересные, наивные или практичные вопросы. В этом выпуске кандидат физико-математических наук и специалист по звёздной динамике Владимир Сурдин рассказывает о предпочтениях учёных в области научной фантастики.
Какую научную фантастику читают учёные?
владимир сурдин
кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ, специалист по звёздной динамике
В ноябре 2012 года умер Борис Стругацкий. Помню, мне стало грустно, и я непроизвольно снял с полки старый томик из Библиотеки приключений и научной фантастики. Ему скоро 30 лет, он изрядно зачитан, но мне особенно дорог: этот сборник ранних повестей Стругацких «Стажёры» хранит автограф Бориса «На добрую память». Тогда в гостинице Пулковской обсерватории нас свело на несколько дней недоброе событие — Чернобыльская авария. Я приехал в Пулково с докладом о звёздных скоплениях, а Борис и Ада Стругацкие перебрались в гостиницу, уступив свою питерскую квартиру друзьям – беженцам от чернобыльской радиации. Это были страшные, но очень интересные дни. Незадолго до этого мы с Борисом оказались обладателями первых персональных компьютеров и поэтому с увлечением обсуждали их возможности для моделирования динамики звёздных систем. Тогда я понял, что фантаст Стругацкий никогда не изменял своей первой профессии, первой любви – астрономии. Просто с помощью фантазии ему хотелось забежать за горизонт чуть дальше, чем это позволяет работа учёного. А делать что-либо в полсилы он, вероятно, не умел, поэтому выбрал литературу, оставаясь в душе астрономом.
Вероятно, именно поэтому я люблю фантастику своих коллег: Стругацкие, Карл Саган, Фред Хойл и другие «звездочёты» в своих литературных фантазиях обмениваются со мной теми идеями, которым тесно в рамках традиционного научного журнала. Но при этом они никогда не переступают грань между наукой и иллюзией, что, с моей точки зрения, отделяет научную фантастику от фэнтези. Мне кажется, что учёные пишут фантастику в том же стиле, как разрабатывают свои гипотезы, надеясь, что будущее докажет их справедливость. Но как написали сами Стругацкие («Стажёры», гл. 10): «...всякая гипотеза несёт не только научную нагрузку. Гипотеза должна иметь и моральное значение — она должна будить воображение и заставлять людей думать».
Впрочем, сказанное относится лишь к моим собственным литературным пристрастиям. За пределом науки учёные – обычные люди, и диапазон их вкусов не менее широк. Одни любят фэнтези, другие — детективы, третьи — географические приключения. Но всё же есть нечто общее для всех учёных, объединяющее их читательские вкусы: каждый день они читают «научную фантастику», просматривая свежие профессиональные журналы на бумаге и в Сети. Именно там – в статьях о последних исследованиях и открытиях – самая научная фантастика на свете.
Комментарии
Подписаться