Views Comments Previous Next Search

Кинофестиваль в Торонто, часть первая: «Стыд» МакКуина, бесстыжий Ван Сент и другие

516471
НаписалОля Страховская15 сентября 2011

Сергей Сафронов специально для Buster о новых фильмах Кроненберга, Ван Сента, Копполы-старшего, МакКуина, Мейреллиша и Пэйна

Кинофестиваль в Торонто, часть первая: «Стыд» МакКуина, бесстыжий Ван Сент и другие — Другое на Look At Me

На прошлой неделе в Торонто начался 36-й кинофестиваль TIFF. Сергей bronepoezd Сафронов, в равной степени разбирающийся в покере и в кино и уже несколько лет живущий в Торонто, делится своими первыми впечатлениями от фестивальной программы.

 



Несмотря на неизбежную осень — утренние пробуждения от холода, набирающие вес ночи и теряющие насыщенность цвета, — в начале сентября центр Торонто как будто отказывается принимать реальность и заворачивается в подарочную упаковку кинофестиваля, перевязанную ленточками километровых очередей у каждого кинотеатра.

TIFF (Toronto International Film Festival) в этом году проходит с 8 по 18 сентября. К началу осени как раз заканчивается работа над многими фильмами, которые мы должны успеть полюбить до вручения «Оскаров», поэтому половину зала на крупных премьерах занимают профессионалы киноиндустрии — в основном, прокатчики со всего мира.

 


За десять дней на TIFF покажут 336 фильмов, отобранных кураторами фестиваля из 3460 присланных


 

Вчера я сидел рядом с таким человеком, составляющим программу для крупной сети датских кинотеатров. Это был его пятый фильм за день, после которого он пошел на шестой. И его можно понять: за десять дней на TIFF покажут 336 фильмов, отобранных кураторами фестиваля из 3460 присланных. Работу кураторов Торонто в мире оценивают высоко, фестиваль называют «вторым после Канн».

Среди счастливчиков, чьи новые фильмы прошли через строгий отбор в этом году, — Дэвид Кроненберг, Гас Ван Сент, Андреа Арнольд, Фернанду Мейреллиш, Джонни То, Люк Бессон, Джордж Клуни (он тоже режиссер, да), Александр Пэйн (с Клуни в главной роли), Вим Вендерс, Френсис Форд Коппола, Майкл Уинтерботтом, Александр Сокуров, Стив МакКуин, Пен-Ек Ратанаруанг и многие другие.

К сожалению, я не пишу о кино профессионально. Сложно раз в год из ниоткуда брать идеальную форму для таких текстов, поэтому я даже не буду пытаться ее искать, но постараюсь доступно передать свои впечатления о фильмах, которые успею посмотреть.

 

Не сдавайся / Restless

Кинофестиваль в Торонто, часть первая: «Стыд» МакКуина, бесстыжий Ван Сент и другие. Изображение № 1.

Режиссер: Гас Ван Сент
В ролях: Миа Васиковска, Генри Хоппер

«Я всегда хотела поработать с Гасом Ван Сентом, потому что именно его фильмы показали мне, насколько авторским может быть кино», — сказала Миа Васиковска, отвечая на вопросы зрителей.

Авторские фильмы легко отличить от мейнстрима — к ним нужно привыкать во время просмотра. Если универсальное кино строится на устоявшихся образах (в кадре карлик — мы во сне, за кадром скрипки — достаем носовые платки), то авторские фильмы не спешат быть понятными. Нередко они рифмуются с книгами или другими фильмами, и тогда зрители делятся на «понимающих» и «не понимающих» в зависимости от подготовки и жизненного опыта.

Правда, все это не слишком относится к новому фильму Ван Сента. Выбранный тон и язык понятны уже через десять минут, и никакого движения в этом направлении нет до самых титров. По замыслу сценариста, озвученному им со сцены после фильма, молодой человек Инок (Хоппер) после смерти родителей и трехминутной комы перестает интересоваться жизнью, но по стечению обстоятельств влюбляется в девушку Аннабель, которой осталось жить три месяца. Она мечтает прожить их по максимуму.

Какая, казалось бы, замечательная идея. Какое столкновение! Наверное, так же подумала Брайс Даллас Ховард («Таинственный лес», «Мандерлей»), выступившая продюсером «Не сдавайся» во время декретного отпуска от основной специальности. Сценарий написал ее бывший однокурсник.

В основном, Инок развлекается походами на чужие похороны и беседами со своим другом, привидением погибшего пилота-камикадзе. На очередных похоронах он и встречает Аннабель:
— Сейчас уже никто не ходит на похороны в черном! — говорит Аннабель.
— У меня нет одежды другого цвета, — отвечает Инок.

Генри Хоппер очень красивый, как и вся его одежда в фильме, но это не оправдывает такие диалоги. Если у вас в закладках нет сайта Cute Overload, вы вряд ли оцените происходящее на экране. Почти весь фильм Инок и Аннабель проводят в образе котят, иногда кроликов. Никакого развития характеров нет, временами из плюшевого тумана выплывают новые персонажи (мама Аннабель?), чтобы пропасть без следа и смысла.
В общем, Restless — пример ультраслабого сценария, который не смогли спасти даже Ван Сент с великим оператором Харрисом Савидесом. Самый бледный, сухой и просто худший фильм Ван Сента с большим отрывом. Можно считать это творческим отпуском на деньги Брайс Даллас Ховард.

 

Потомки / The Descendants

Кинофестиваль в Торонто, часть первая: «Стыд» МакКуина, бесстыжий Ван Сент и другие. Изображение № 2.

Режиссер: Александр Пэйн
В ролях: Джордж Клуни, Шэйлин Вудли

Джордж Клуни играет успешного юриста без четкой жизненной позиции, которому приходится присматривать за детьми, пока жена лежит в коме после несчастного случая. Дети — две девочки семнадцати и десяти лет — ни в чем не идут ему навстречу; более того, ситуация значительно усложняется, когда к коллективу присоединяется бойфренд старшей дочери. Также она между делом сообщает Клуни, что мама ему изменяла.

По набору персонажей фильм слегка напоминает «Маленькую мисс Счастье», но несмотря на регулярный смех в зале это далеко не семейная комедия. Семь лет назад Александр Пэйн снял «На обочине», один из самых продуманных фильмов об отношениях между мужчинами и женщинами на грани среднего возраста. В этот раз он добавил еще пару поколений, вспомнил о смерти и сохранил предельный реализм и непредсказуемость в каждом эпизоде (когда разгневанный Клуни прибегает к друзьям выяснить имя любовника своей жены, ему приходится сначала дождаться, пока они закончат выяснять свои отношения).

Неудивительно, что Пэйну потребовалось семь лет, чтобы сделать новый фильм. Он настолько идеально балансирует между трагедией и комедией, что часто непонятно, где плакать, а где смеяться. Все играют запредельно хорошо, а закадровый голос главного героя поднимает фильм на уровень классической американской литературы. Я знал, что Джордж Клуни — не последний актер в Голливуде, но только теперь понял, что у него там просто нет конкурентов.

На YouTube уже выложили ответы на вопросы зрителей после фильма, на 1:25 и 5:35 видны высокие отношения, которые сформировались у Клуни с юными партнершами.



360

Кинофестиваль в Торонто, часть первая: «Стыд» МакКуина, бесстыжий Ван Сент и другие. Изображение № 3.

Режиссер: Фернанду Мейреллиш
В ролях: Энтони Хопкинс, Рейчел Вайс, Джуд Лоу, Владимир Вдовиченков

Я уже не понимаю, как Мейреллиш снял «Город бога». Видимо, ему тогда сильно повезло с командой или он находился в измененном состоянии сознания.

Его последние фильмы больше напоминают социальные телепередачи. «360» — это путешествие вокруг света (бинго!) через истории людей из разных стран: американский бизнесмен (Лоу) изменяет жене (Вайс), которая в это время изменяет ему с фотографом, девушка которого встречает в самолете Энтони Хопкинса, дальше цепочка ведет к жене русского бандита (Вдовиченков), которая работает медсестрой и влюблена в своего начальника (Жамель Деббуз), который все замечает и даже хочет того же, но не может, потому что мусульманин, а она замужем.

Сложнейшая история, которая так и остается скучным, как собачья задница, математическим уравнением. Фильм движется по кругу и никуда не ведет. Зал оживился только однажды, когда у Вдовиченкова зазвонил телефон. По уже сложившейся традиции даже здесь его рингтон написал Сергей Шнуров. После фильма у Мейреллиша спросили, где взять эту мелодию. Он ответил, что музыку выбирала жена.

 

Между сейчас и восходом / Twixt

Кинофестиваль в Торонто, часть первая: «Стыд» МакКуина, бесстыжий Ван Сент и другие. Изображение № 4.

Режиссер: Френсис Форд Коппола
В ролях: Вэл Килмер, Эль Фаннинг

Недавно где-то написали, что в идеальном мире фильмография Френсиса Копполы была бы расположена в обратном порядке. Действительно, Twixt больше напоминает студенческую работу, чем новый фильм автора «Крестного отца» и отца Софии Копполы. «Это худшее, что я видел на этом фестивале за пять лет», — услышал я на выходе из зала.

Если черно-белые сцены в трейлере показались вам пошлыми — это так, они действительно выглядят пошло и дешево. Кроме того, несколько эпизодов Twixt сняты в 3D, и тогда в кадре изящно появляются 3D-очки — в качестве намека, что их пора надеть (по окончании эпизода очки так же изящно вылетают из кадра).

Писатель-алкоголик Вэл Килмер приезжает в зловещий городок рекламировать свою новую книгу про ведьм. Когда часы пробьют полночь, он встретит девочку в белом, священника (по совместительству серийного убийцу), а также Эдгара Аллана По. О боже мой!

Диалоги ужасны, события предсказуемы, а 3D-эпизоды непонятно зачем сняты в 3D. Среди всех загадочных персонажей, намного лучше подошедших бы фильму Коэнов, есть и мотоциклист-вампир, напоминающий героя Микки Рурка из другого черно-белого фильма Копполы с цветными элементами — «Бойцовской рыбки». Почему великие режиссеры не снимают ремиксы своих старых фильмов? Вышло бы наверняка намного лучше, чем что-то такое вот новое.


Опасный метод / A Dangerous Method

Кинофестиваль в Торонто, часть первая: «Стыд» МакКуина, бесстыжий Ван Сент и другие. Изображение № 5.
Режиссер: Дэвид Кроненберг
В ролях: Майкл Фассбендер, Вигго Мортенсен, Кира Найтли, Венсан Кассель

«Я хотел оживить Юнга и Фрейда, чтобы посмотреть на них, — сказал Кроненберг перед фильмом. — Их жизнь хорошо задокументирована, сохранилось множество писем, поэтому получилось создать очень достоверные образы».

В 90 минут поместились девять лет в начале XX века (1904–1913), когда Зигмунд Фрейд (Мортенсен) и Карл Густав Юнг (Фассбендер) изобрели психоанализ. «Карл, вы в курсе, что мы говорим уже тринадцать часов?» — решил уточнить Фрейд-Мортенсен во время их первой встречи.

Весь фильм, довольно внезапно для Кроненберга, построен на диалогах. Если бы не Кира Найтли, играющая Сабину Шпильрейн, The Dangerous Method целиком бы превратился в ток-шоу. Как сказал Юнгу-Фассбендеру один из коллег (Кассель): «Фрейд так одержим идеей все объяснять сексом, потому что ему никто не дает». Собственно, структура фильма выглядит примерно так: диалог Фрейда и Юнга, эпизод с Найтли, диалог Фрейда и Юнга, эпизод с Найтли и так далее. Шпильрейн-Найтли, пациентка и любовница Юнга, постоянно уводит его от слов к действиям, которые настолько далеки от теории, что со временем приводят к ссоре с Фрейдом.

Большое историческое кино без промахов. Кире Найтли грозит «Оскар».


Кафе Флора / Café de flore

Кинофестиваль в Торонто, часть первая: «Стыд» МакКуина, бесстыжий Ван Сент и другие. Изображение № 6.

Режиссер: Жан-Марк Валли
В ролях: Ванесса Паради, Кевин Паран

Наконец-то, великий фильм. Я чуть не пропустил его из-за названия, но трейлер заставил задуматься и купить билет.

Жан-Марк Валле начинал как монтажер, поэтому максимально хорошо понимал, что делает: «В Париже мы снимали на цифру, потому что Ванесса много импровизировала и не хотелось останавливать запись». Фильм очень прочно держится на музыке (ранние The Cure, Sigur Ros и разные версии «Café de Flore» — от Doctor Rockit до Мэттью Херберта), его можно смотреть как клип, настолько он красиво снят и точно смонтирован от начала до конца.

Популярный диджей (Паран) в сорок лет находит новую любовь, но скоро за абсолютным счастьем первых минут начинают открываться двери в прошлое. Мы следим за тремя историями любви: Антуана и его новой девушки, Антуана и его бывшей жены, а также молодой матери (Паради) к своему ребенку с синдромом дауна, от которого все отвернулись, кроме нее.

Все три истории очень сильны по отдельности и даже грозят остаться самостоятельными до конца, но Жан-Марк Валли так мощно сталкивает их в финале, что хочется остаться в этом моменте навсегда. «Я хотел попросить вас не уходить, когда начнутся титры, потому что это еще не конец фильма. Но вы не ушли. Спасибо».

Сложный фильм о любви без открытого финала, редкой красоты.

 

Стыд / Shame

Кинофестиваль в Торонто, часть первая: «Стыд» МакКуина, бесстыжий Ван Сент и другие. Изображение № 7.

Режиссер: Стив МакКуин
В ролях: Майкл Фассбендер, Кэри Маллиган

И сразу же второй великий фильм. В отличие от Café de flore, его уже основательно похвалили, а Фассбендера даже успели наградить (в Венеции) за лучшую мужскую роль. Стив МакКуин стал вторым режиссером после Кроненберга, который закончил свое выступление перед фильмом предложением его просто посмотреть, правда, вместо «just watch the film» он сказал «just look at the film».

Маккуин привык создавать произведения искусства, до своего предыдущего фильма («Голод») он был современным художником («Я до сих пор современный художник», — перебил он вопрос одного из зрителей). Арт-инсталляции не меняются со скоростью двадцать пять кадров в секунду, в них важна каждая деталь, и Маккуин явно сохранил этот подход в кино.

Кстати, в «Голоде» это было почти невыносимо, все эти крупные тестостероновые планы. Удалось выдохнуть только на длинном диалоге в сигаретном дыму, если помните. «Стыд» в основном состоит из таких атмосферных сцен. Они идут подряд, но начинаются не сразу.

Вообще МакКуин очень внимателен к ритму. Точнее, он внимателен ко всему: чтобы сделать сцену в ресторане более нервной, он добавляет нервного официанта. На некоторые вопросы зрителей после фильма он отвечал, не дожидаясь, пока человек договорит — ведь уже все понятно. Вся музыка в фильме — либо меланхоличные этюды Баха, либо тревожные скрипки на грани построка. Очень четко и очень-очень уверенно.

— Расскажите, как вы снимали сцену, где Фассбендер бежит несколько кварталов подряд?
— Мы поставили камеру на платформу, и он побежал. Ничего особенного.

Фассбендер играет Брендона, американского психопата, который все свободное от работы время посвящает сексу. Хотя нет, даже в офисе он успевает подрочить в туалете, сохраняя на публике каменное лицо и вооруженный взгляд. У него есть сестра (Маллиган). Она, наоборот, открыта всему — в основном, неприятностям.

Правда, и в Shame не обошлось без физиологических подробностей — в своих первых сценах и Фассбендер, и Маллиган появляются абсолютно голыми, в полный рост. Член Фассбендера раскачивается на ходу, а фигура Маллиган не заставляет мужчин пересмотреть свои отношения. С первых кадров мы оказываемся в мире, где секс лишен романтики и так же мешает, как голод.

В Shame нет шуток, с каждым кадром мы падаем все ниже и ниже во внутреннюю империю не самого привлекательного персонажа, если не считать безупречную внешность.

— Как вам удалось добиться такой игры от Фассбендера и Маллиган?
— Мы очень много разговаривали, потом репетировали, потом снова разговаривали. Это все lot of work. W-O-R-K. Понимаете?

Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются