Крупный план
Рената Литвинова
манерничает
От «Увлечений» до «Последней сказки Риты» — с пришептываниями и томными жестами
В прошлый раз героем рубрики «Крупный план», где мы разбираем фирменные приемы знаменитых актеров, стал Мартин Фримен, чьи герои постоянно оказываются в замешательстве. Сегодня мы впервые за историю рубрики обратимся к российской звезде — Ренате Литвиновой, отмечающей завтра день рождения. |
Текст: Андрей Карташов
Литвинова — из числа самых узнаваемых и характерных актрис отечественного кино. Она закончила сценарный факультет ВГиКа, но поначалу стала известна именно как актриса, сыграв в «Увлеченьях» Киры Муратовой. После этого были работа на телевидении в качестве ведущей, роли в сериалах и, конечно, фильмах; затем Рената начала снимать сама. Пожалуй, она единственная российская актриса, которую можно назвать дивой — достичь такого статуса Литвиновой удалось благодаря яркому имиджу. Характерный манерный выговор, экзальтированная жестикуляция и манера закатывать глаза — этими чертами актриса наделила практически всех своих героинь.
|
«Увлеченья»Реж. Кира Муратова, 1994 |
|
В первой же своей большой роли Литвинова играет интересную девушку — медсестру, которая увлекается верховой ездой и закономерно оказывается в центре романтической истории. С «Увлечений» началась долгая история сотрудничества актрисы с Кирой Муратовой. |
|
«Граница. Таежный роман»Реж. Александр Митта, 2000 |
|
Сериал о пограничниках не только подарил нам лиричную песню «Ты неси меня, река», но и стал важной вехой в карьере Литвиновой. Жена офицера, которого играет Андрей Панин, — типичный литвиновский персонаж. Она пришептывает, заламывает руки, а в типично эксплуатационной сцене мытья в бане мечтательно говорит, что если ей хорошо, то обязательно хочется умереть. |
|
«Настройщик»Реж. Кира Муратова, 2004 |
|
Здесь у Литвиновой было где развернуться: она играет избалованную даму, чья привычка к роскоши доводит до крайности влюбленного в нее героя — в этом эпизоде она в очередной раз жалуется ему, что тот недостаточно зарабатывает. К этому времени у нашей героини уже сложился имидж манерной дивы, который она с удовольствием эксплуатирует в кадре. |
|
«Богиня: как я полюбила»Реж. Рената Литвинова, 2004 |
|
Название режиссерского дебюта Литвиновой говорит лучше всяких слов: в свой собственный фильм она переносит образ, уже сложившийся в картинах других режиссеров и на телевидении. Сюжет посвящен богатому внутреннему миру героини-следователя, расследующей дело о пропавшей девочке. |
|
«Жмурки»Реж. Алексей Балабанов, 2005 |
|
Эпизодическая роль в деконструкторском бандитском фильме Балабанова удалась Литвиновой с блеском: официантка в ее исполнении выглядит, как Грета Гарбо, по нелепости угодившая в провинциальный кабак. |
|
«Два в одном»Реж. Кира Муратова, 2006 |
|
Состоящий из двух историй фильм Муратовой построен на игре с театральными и кинематографическими условностями, и сцена становится в нем главной метафорой. Вот и героиня Литвиновой впервые появляется на экране в образе Снегурочки — вероятно, самой томной в истории благородного жанра утренника. |
|
«Жесть»Реж. Денис Нейманд, 2006 |
|
Роль «жены обнаженного мужчины» не назовешь самой запоминающейся в карьере Литвиновой, да и сама «Жесть» — попытка сделать русский психотриллер — уже подзабыта. Тем не менее свою привычную манеру актриса привносит и в эту эпизодическую роль. |
|
«Мне не больно»Реж. Алексей Балабанов, 2006 |
|
Снова Балабанов, работающий в необычном для себя жанре мелодрамы. Роль на этот раз главная — богемная девушка с соответствующим именем Тата, приживалка у Никиты Михалкова. Рыжий парик, томный взгляд, странные наряды — все на месте. |
|
«Золотое сечение»Реж. Сергей Дебижев, 2009 |
|
Эзотерический опус культового андерграундного режиссера Дебижева рассказывает о фотографе, уставшем от московского гламура. Каковой олицетворяет, конечно же, Рената, играющая практически пародию на саму себя. |
|
«Generation П»Реж. Виктор Гинзбург, 2011 |
|
В экранизации культового романа Пелевина Литвинова в роли секретарши разбавляет исключительно мужскую актерскую компанию. В фильме задействована масса медийных лиц, которые выполняют функцию брендов — наша героиня не отстает и ведет себя в кадре привычно манерно. |
|
«Последняя сказка Риты»Реж. Рената Литвинова, 2012 |
|
В своем новом фильме Рената играет роль ангела смерти, и это, конечно, самый подходящий случай пустить в ход проверенный арсенал приемов: героиня смотрит из кадра томным взглядом с полуулыбкой. |
Комментарии
Подписаться