В рубрике «Крупный план» мы вспоминаем фильмографии знаменитых актеров, разбирая их фирменные приемы. Прошлый выпуск мы посвятили ночной одежде Джессики Честейн. Сегодня, по случаю выхода в прокат «Побочного эффекта» Стивена Содерберга, обращаемся к карьере Джуда Лоу. Его статус небожителя не вызывает сомнений не только у широкой публики, но и, очевидно, у него самого. Иначе не объяснить его активное нежелание ходить, как все люди, по земле, вместо этого забираясь куда только придется.
Текст: Олег Баранов
|
«Шоппинг»Shopping, реж. Пол У. С. Андерсон , 1994 |
|
В своей первой большой роли Джуд Лоу прибегает к традиционному способу оторваться от земли — сесть за руль дорогого автомобиля (именно такие угоняют главные герои, чтобы потом врезаться в магазинные витрины) или, покуривая, расслабиться на откинутом сиденье. Опасная езда в «Шоппинге» до добра не довела, поэтому в последующих фильмах герои Лоу оказывались поизобретательнее. |
|
«Гаттака»Gattaca, реж. Эндрю Никкол, 1997 |
|
В режиссерском дебюте Эндрю Никкола («Время» и сценарий «Шоу Трумена») Лоу отведена роль представителя высшей (из двух существующих) касты людей, решившего помочь подняться по социальной лестнице представителю низшей (Итан Хоук). Образ Лоу трагичен донельзя — попытка самоубийства и паралич нижней половины тела навсегда приковали его к инвалидному креслу. Как итог — на протяжении всего фильма его ноги так и не касаются земли. |
|
«Окончательный монтаж»Final Cut, реж. Доминик Анчиано, Рей Бердис, 1998 |
|
Фильм начинается со смерти мужчины по имени Рэй, которого и играет Лоу. Быстро выясняется, что отход в мир иной не был для Рэя неожиданным, более того — в течение двух лет он снимал документальный фильм про его причины. VHS-повествование Рэй ведет в основном с высоты своей мягкой кровати. |
|
«Экзистенция»eXistenZ, реж. Дэвид Кроненберг, 1999 |
|
В привычно безумном триллере Кроненберга история вращается вокруг игровой приставки с функцией виртуальной реальности. Чтобы в нее поиграть, необходимо вживить в поясницу небольшой чип. Эта операция вызывает временный паралич, и у Джуда Лоу, пусть и ненадолго, отказывают ноги. Неприятно, зато можно спокойно полежать в кресле. |
|
«Талантливый мистер Рипли»The Talented Mr. Ripley, реж. Энтони Мингелла, 1999 |
|
Том Рипли (Мэтт Дэймон) — человек, умеющий подделывать подписи и вообще прикидываться кем угодно. Дикки Гринлиф (Джуд Лоу) — жизнерадостный сын богатого отца, к которому Том «добавляется в друзья» и, прежде чем убить, успевает подыграть актерскому пунктику Лоу, прокатив последнего на закорках. |
|
«Враг у ворот»Enemy at the Gates, реж. Жан-Жак Анно, 2001 |
|
Советский снайпер Василий Зайцев в исполнении Лоу — история, заслуживающая отдельного и не самого приятного разговора, поэтому остановимся на главной теме нашей сегодняшней встречи. К 2001 году Лоу набрал профессионального веса и заслужил право забраться уже не просто на кровать, а вовсе даже на лежащую на кровати Рейчел Вайс. |
|
«Искусственный разум»A.I. Artificial Intelligence, реж. Стивен Спилберг, 2001 |
|
Один из самых масштабных проектов в истории Голливуда известен в первую очередь тем, что изначально исполнять его взялся Стэнли Кубрик. После его смерти и долгих поисков замены в режиссерское кресло сел Стивен Спилберг. И одно из его бесспорных достижений — исполнение вечной мечты Джуда Лоу. В одной из сцен фильма его герой, робот Жиголо Джо, просто-напросто взмывает в воздух под действием электромагнита. |
|
«Холодная гора»Cold Mountain, реж. Энтони Мингелла, 2003 |
|
Энтони Мингелла — один из любимых режиссеров Джуда Лоу, если учитывать количество раз, когда последний соглашался играть в фильмах первого. Неудивительно, что в нарочито звездную и возвышенную драму Мингеллы о временах гражданской войны в США его тоже пригласили. Но с одним, по-видимому, условием — пока все будут ездить на лошадях, Лоу придется стоять и смотреть. Но под конец 2,5-часового хронометража (и жизни героя Лоу) барьеры рушатся и актеру разрешают-таки оседлать скакуна. |
|
«Взломщики сердец»I ♥ Huckabees, реж. Дэвид О'Расселл, 2002 |
|
В довольно задумчивой комедии Дэвида О'Расселла Джуду Лоу достается роль Брэда — менеджера торговой корпорации Huckabees и причины страхов главного героя, Альберта (Джейсон Шварцман). Пока Альберт разбирается со своими проблемами и они еще не затрагивают Брэда, последний снимает лихие рекламные ролики и в самом странном из них не может отказать себе в желании оторваться от земли. И забирается на дерево. |
|
«Мои черничные ночи»My Blueberry Nights, реж. Вонг Карвай, 2007 |
|
В голливудском дебюте Вонга Карвая Лоу играет мечтательного и чуткого владельца небольшого кафе на Манхэттене. Каждый день он выпекает черничный пирог, несмотря на то, что никто его не заказывает. Это приходится по нраву грустной Норе Джонс, и в сердце ее зажигается огонь. Лоу же почти весь фильм проводит за барной стойкой и лишь в финальной, самой растиражированной сцене, показывает свою истинную сущность. Чтобы поцеловать прикорнувшую Нору, он лезет на стол и совмещает приятное с полезным. |
|
«Сыщик»Sleuth, реж. Кеннет Брана, 2007 |
|
В ремейке классического триллера Джозефа Манкевича герой Лоу со смешным именем Майло подвергается всевозможным издевательствам со стороны Майкла Кейна (исполнителя роли Майло в оригинале). Удивительным образом Лоу и из самого невыгодного положения умудряется извлечь личную выгоду. В копилку поверхностей, на которые актер успел забраться за карьеру, фееричным образом добавляется крыша огромного дома. |
|
«Воображариум доктора Парнаса»The Imaginarium of Doctor Parnassus, реж. Терри Гиллиам, 2009 |
|
Фантасмагория Терри Гиллиама содержит столько ярких моментов и окружающих их подробностей, что у Джуда Лоу очень мало шансов остаться в памяти зрителей как главное украшение фильма. И он (пусть и не по своей воле) потратил роль на выведение своей актерской привычки на качественно новый уровень. По странному и счастливому стечению обстоятельств ему удается таки в буквальном смысле подняться в небо. По лестнице. |
|
«Шерлок Холмс: Игра теней»Sherlock Holmes: A Game of Shadows, реж. Гай Ричи, 2011 |
|
Закончим вечер бытового альпинизма наиболее, пожалуй, актуальной выдумкой Джуда Лоу. Ноги, наличествующие в кадре, принадлежат Роберту Дауни-младшему, на которого Лоу в образе доктора Ватсона решил забраться, чтобы придушить. |
|
Homepage image via Shutterstock |
Комментарии
Подписаться