Главный герой: Аарон Соркин, сценарист
Шоураннер «Западного крыла» и «Студии 60 на Сансет-стрит», сочинивший сценарии «Социальной сети» и Moneyball, возвращается на ТВ с новым шоу
В рубрике «Главный герой» Look At Me рассказывает о самых заметных фигурах современной поп-культуры: музыкантах, актерах, режиссерах, художниках и дизайнерах, чьи идеи захватили мир. Наш герой сегодня — Аарон Соркин, виртуозный сценарист, сочинивший сценарии к «Нескольким хорошим парням», «Американскому президенту», «Социальной сети», «Человеку, который изменил все», а также придумавший «Западное крыло» и «Студию 60 на Санстет-стрит». На этой неделе на телеканале HBO стартовал новый сериал Соркина The Newsroom.
|
|
Имя Место рождения Возраст Образование Ключевые слова |
«Аарона невозможно сплавить со съемочной площадки, это телевизионная привычка. Там вся власть — в руках сценаристов, и пока Соркин не выйдет из трейлера с пачкой листов в руках, съемки не начинаются»
Дэвид Финчер
Аарон Соркин — редкий случай, когда суперзвездой становится сценарист: представитель профессии, которую даже на главных кинопремиях упоминают лишь после ролей второго плана. До недавнего времени сложно было представить себе ситуацию, когда, к примеру, на фильм Дэвида Финчера про основателя Facebook, и еще на основе бестселлера, шли потому, что «соркинский сценарий». Или на хит с Брэдом Питтом про бейсбол. Что-то подобное раньше случалось разве что с Чарли Кауфманом или Дэвидом Мэметом. Несостоявшийся актер, Соркин начал писать в 23 года, и его пьесы редко обходились без постановки (даже если она была просто в студенческом театральном кружке). Подрабатывал в Голливуде «сценарным доктором» (Стивен Спилберг нанял его доводить до ума «Список Шиндлера»), поставил несколько культовых телесериалов и взял кучу премий — в том числе «Оскар» за сценарий к «Социальной сети» Дэвида Финчера про основателя Facebook.
За пару десятков лет он в совершенстве отработал то, что называют «соркинским стилем», или «соркинизмами»: мастер разговорных сценариев, Соркин высоко ценит в себе и своих персонажах острый язык и интеллект. Кажется, он способен сочинить сценарий, где три человека весь фильм проведут в одной комнате, и от фильма будет не оторваться. Его стиль столь узнаваем, что доходит до абсурда в духе «Малкович Малкович»: порой есть полное ощущение, что в кадре находится несколько Соркиных, играющих репликами в виртуальный пинг-понг. Вне киноэкрана он не менее словоохотлив, и в многочисленных интервью с удовольствием рассказывает всю свою жизнь, обшучивая даже собственный долгий роман с кокаином, — возможно, ради чистого удовольствия составлять эффектные и самоироничные фразы.
Постоянные актеры Аарона Соркина
Рон Остроу |
|
Джошуа Малина |
|
Мартин Шин |
|
Фелисити Хаффман |
Аарон Соркин не раз признавался, что однажды найдя общий язык с актером, старается с ним не расставаться и при первой же возможности тащит его за собой в следующие проекты. Американский телеактер Рон Остроу — самый показательный пример: сыграв в «Нескольких хороших парнях», он затем отметился в самом большом числе соркинских проектов (от всех его сериалов, включая последний The Newsrom, до роли в «Войне Чарли Уилсона»). На счету Джошуа Малины — пять коллабораций с Соркиным подряд, от тех же «Хороших парней» до сериала «Западное крыло». Правда, в 2003 году он выбыл из шоу и их сотрудничество прервалось. Отец Чарли Шина и звезда «Апокалипсиса сегодня» Мартин Шин работал с Соркиным трижды — в «Американском президенте», «Западном крыле» и «Студии 60». А Фелисити Хаффман, сыгравшая в трех шоу Соркина середины 2000-х, номинировалась на «Золотой глобус» за роль телепродюсерши в Sports Night, но окончательно прославилась уже без Соркина — в сериале «Отчаянные домохозяйки».
Карьера
|
|
1988-1992 Обсудив с сестрой-адвокатом ее новое дело — защиту ряда морских пехотинцев на военной базе в Гуантанамо, чуть не затравивших до смерти сослуживца, — Соркин пишет пьесу «Несколько хороших парней» и продает права на ее театральную постановку за шестизначную сумму. В 1992-м ее экранизирует Роб Райнер — с Томом Крузом, Джеком Николсоном, Деми Мур, Кевином Бэйконом и самим Соркиным в должности сценариста. |
|
|
1993 Заключив контракт с подразделением Warner — кинокомпанией Роба Райнера Castle Rock — пишет для них триллер в духе Хичкока «Готова на все», где главные роли сыграют Николь Кидман и Алек Болдуин. Фильм неплохо собирает в прокате, нравится зрителям, но далеко не всей прессе: сюжет называют недостаточно крепким. |
|
|
1995 Сочиняет последний сценарий в рамках контракта со студией Castle Rock — «Американского президента», где умудряется совместить два жанра: ромком и политическую драму. Фильм ставит опять-таки Роб Райнер, с Майклом Дугласом и Аннет Беннинг в главных ролях. Заработанная репутация приносит Соркину заказы «подлечить» сценарии «Скалы» Майкла Бэя, «Врага государства» Тони Скотта и других крупных голливудских проектов. |
|
|
1998 Насмотревшись спортивных трансляций, придумывает идею ситкома про закулисье выдуманного телешоу Sports Night, посвященного новостям из мира спорта. Сериал запускается на ABC, Соркин долго бодается с телекомпанией, желающей слышать закадровый смех, во втором сезоне побеждает, но рейтинги падают, и после 45-го эпизода шоу закрывают. |
|
|
1999-2006 Тема про тайные механизмы разных инстанций (от телевидения до госаппарата) окончательно становится соркинским коньком. В 1999 году он запускает на NBC свой самый успешный сериал — «Западное крыло» с Мартином Шином про работу администрации американского президента. Шоу берет два «Золотых глобуса» и 27 премий «Эмми», но к концу седьмого сезона политические интриги, аллюзии на международные кризисы и терроризм все же надоедают зрителям. Во время второго сезона случается громкий скандал: Соркина принимают в аэропорту с богатым ассортиментом наркотиков от грибов до крэка, но лишь отправляют лечиться. |
|
|
2006 Закрытие «Западного крыла» не мешает телеканалу NBC тремя месяцами спустя поставить Соркина шоураннером его нового сериала про закулисье: он опять возвращается к телевизионному постмодернизму и делает шоу про будни развлекательной телепрограммы а-ля Saturday Night Live. «Студия 60 на Сансет-стрит» проживет всего сезон, попадет в список худших сериалов года, но впоследствии станет культовым. |
|
|
2007 Соркин возвращается к большому экрану. По заказу продюсерской компании Тома Хэнкса он адаптирует для кинопостановки документальную книгу «Война Чарли Уилсона» о том, как ЦРУ поставляло оружие в Афганистан. Фильм снимает знаковый американец (и автор «Выпускника») Майк Николс с неизбежным Хэнксом в главной роли, Джулией Робертс и Филиппом Сеймуром-Хоффманом. |
|
|
2010 По заказу кинокомпании Sony и легендарного продюсера Скотта Рудина берется адаптировать для кино бестселлер Бена Мезрича «Миллиардеры поневоле» — историю о том, как задрот и умник Марк Цукерберг придумал Facebook. Сценарий, ставший «Социальной сетью» (с Дэвидом Финчером в режиссерском кресле), приносит Соркину его первый «Оскар», а сам он окончательно бронзовеет и становится суперзвездой. |
|
|
2011 В очередной раз подтверждает свое реноме человека, который способен эффектно переложить в киносценарий многостраничные нон-фикшн книги на тему «как это устроено»: пишет сценарий «Человека, который изменил все» по книге Майкла M. Льюиса — о том, как менеджер заштатной бейсбольной команды «Окленд Атлетикс» вывел ее в первую лигу. Даже если учитывать любовь американцев к этому виду спорта, успех подобной производственной драмы — нечто из ряда вон выходящее. Тем не менее фильм посмотрели и полюбили все без исключения. |
|
|
2012 HBO дает зеленый свет новому соркинскому телепроекту The Newsroom, который он вынашивал несколько лет — очередной закулисной драме про столь вдохновляющий его мир ТВ. На этот раз о том, как работает редакция новостей в целом, в частности, как сложно делать честные новости, соблюдать корпоративную этику и сохранять при этом человеческий облик. Впрочем, телеканал решает не рисковать и ставит премьеру на межсезонье. |
Аарон Соркин о себе
Мне все еще кажется, что я закончил колледж пару лет назад. Хотя на самом деле это было в 83-м.
Если я пишу, и дело идет хорошо, то все остальные бытовые проблемы в жизни кажутся сущей мелочью. А вот если я не в процессе или он у меня не идет — меня не утешит даже Мисс Вселенная с чемоданом наличных.
Никогда не откладывайте работу, к черту эти наброски. Разница между второй страницей и никакой — все равно что между жизнью и смертью. Я физически не могу сидеть перед белым экраном с мигающим курсором, это сводит меня с ума.
Я завел себе профайл на Facebook, пока работал над «Социальной сетью», думая, что мне все про этот феномен станет понятно. Ничего это мне не дало.
В общем и целом я пишу про людей, которые значительно умнее меня. Это не редкость. В моей семье все умнее, то же самое с друзьями. Я буквально влюблен в интеллект, выраженный словами. Когда у моих приятелей была бар-мицва, я решил выучить всю Тору наизусть за шесть недель, хоть и не знал иврита. К счастью, раввин меня отговорил.
С телешоу у зрителей куда более пассивные отношения, чем с фильмами, которые они смотрят в кинотеатре, или с театральными постановками. Мы привыкли смотреть ТВ фоном, пока делаем другие вещи. Мне всегда было интересно это преодолеть.
Я тотально компьютерно безграмотен и не горжусь этим. Я пользуюсь в основном текстовым редактором. Поразительно, что трехлетние дети сейчас справляются с ноутбуками лучше меня. Если бы я мог задать Стиву Джобсу один вопрос, он был бы: «А в чем трюк-то?»
Я смотрю «Игры престолов», Girls и Veep с первой серии. Но это ничем не помогает. Я как ребенок, чья семья переехала в новый город, и ты впервые идешь в новую школу, и у тебя такое чувство, будто у тебя огромный значок на груди «Я тут новенький и вообще не понимаю, что делать».
15 лайков Аарона Соркина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стив Джобс |
|
Настоящий бургер |
|
Оперы Гилберта и Салливана |
Психоанализ |
|
The New York Times |
|
|
«Расемон» Акира Куросавы |
|
|
|
|
Читайте также:
Главный герой: Grimes |
|
Главный герой: Раф Симонс |
|
Главный герой: Джадд Апатоу |
|
Главный герой: Уэс Андерсон |
Комментарии
Подписаться