13 классических хорроров, повлиявших на сериал «Американская история ужасов»
Перед премьерой второго сезона Look At Me публикует вдохновляющий киносписок автора сериала Райана Мёрфи
Сегодня состоялась премьера второго сезона одного из лучших сериалов прошлого года — «Американской истории ужасов». «История» начиналась с того, что в «нехороший» дом приезжает семья. В доме водятся призраки, демон в латексном костюме и мрачная соседка с недоразвитой дочерью, так что семье приходится нелегко. В преддверии второго сезона (о котором отдельно, в ближайшее время) мы собрали тринадцать фильмов ужасов, отсылками к которым изобилует сериал.
«Ребенок Розмари» / Rosemary's Baby
Роман Полански, 1968
Семья в первом сезоне «Истории» состояла из психотерапевта, его жены, пережившей выкидыш и измену мужа, и депрессивной девочки. Главный сюжет закручивается вокруг Вивиан, которую, как и Розмари в известном фильме Романа Полански, насилует демон. Те самые моменты в фильме и сериале практически идентичны.
«Сияние» / The Shining
Стэнли Кубрик, 1980
Чуть ли не самый излюбленный и узнаваемый объект для цитирования в первом сезоне American Horror Story — «Сияние» Стэнли Кубрика про проклятый отель, где слетел с катушек герой Джека Николсона. В первой же серии в кадр входят мальчики-близнецы с бейсбольной битой наперевес — привет зловещим сестричкам-призракам, напугавшим малыша Дэнни в гостиничном коридоре. Отсюда же явно взялась соблазнительная красотка, под маской которой скрывается совсем не юная женщина-труп (правда, в сериале у нее более дружелюбные намерения).
«Другие» / The Others
Алехандро Аменабар, 2001
«Живые или мертвые?» — главный вопрос, который мучает зрителя весь первый сезон «Американской истории ужасов» и хозяйку дома Грейс в «Других». Мертв ли Тейт — практически идентичная копия Курта Кобейна (на радость девочкам в Tumblr, времена не меняются)? Что случилось со служанкой Мойрой, которую все, кроме отца семейства, видят старухой? Жива ли Констанс, царственная и несчастная соседка, у которой так и не сложилась актерская карьера? Ну и, конечно, не стоит забывать, что ты сам, будучи уверенным в своей материальности, на самом деле (как и героиня Николь Кидман в «Других») можешь оказаться призраком.
«Техасская резня бензопилой» / The Texas Chainsaw Massacre
Тоуб Хупер, 1974
Создатель сериала Райан Мёрфи решил воздействовать на зрителя не только по визуальным каналам, но и по аудиальным. Именно за этим он взял звук бубенчиков на ветру из «Техасской резни».
«Кошмар на улице Вязов» / A Nightmare on Elm Street
Уэс Крэйвен, 1984
Жуткий парень с обожженным лицом, который бегает за главой семейства Беном Хармоном, носит шляпу и скалится в точности как Фредди. Но это не единственная (хотя самая явная) отсылка к «Кошмару на улице Вязов» — есть еще седая прядь шестнадцатилетней девочки как символ настоящего ужаса.
«Молчание ягнят» / The Silence of the Lambs
Джонатан Демме, 1991
Фильмы о Ганнибале Лектере, очевидно, стоят на прикроватной тумбочке у Райана Мёрфи: на это прямо намекают банки с органами в заставке, слова «обгоревшего человека» Ларри Харви при встрече с Беном («Люди скажут, что мы любим друг друга» — то же самое слышала Джоди Фостер от Ганнибала в «Молчании ягнят») и сама сцена поджигания Ларри («Охотник на людей»). Во втором сезоне Мёрфи совсем, кажется, перестанет стесняться своей любви к истории доктора-людоеда: явных цитат в избытке уже в первой серии.
«Остров доктора Моро» / The Island of Dr. Moreau
Дон Тейлор, 1977
Образ доктора Чарльза Монтгомери — одна из самых явных цитат в сериале: начиная с фамилии (взятой у ассистента исходного доктора) и продолжая, скажем так, нетрадиционными хирургическими практиками. И хотя Моро погубили чрезмерные амбиции и врожденные отклонения, а Монтгомери — эфировая зависимость, результаты, в общем, те же: эксперименты с вивисекцией, комплекс Франкенштейна и разрушенные жизни. Первый умер от рук (или лап) собственных творений, второго застрелила жена, не ужившаяся с творческим методом мужа. Моральную линию всей «Американской истории ужасов» это поддерживает как нельзя лучше.
«Кэрри» / Carrie
Брайан Де Пальма, 1976
Из классической экранизации стивенкинговской «Кэрри» в «Американскую историю ужасов» перекочевал, будучи при этом доведенным до трагического абсурда, образ собственно Кэрри, странной девочки, которая хочет быть красивой. Куда тоньше переиграны ее отношения с матерью: невыносимая любовь к дочери, граничащая с садизмом, оказывается не просто реализацией собственных комплексов, но и странным образом искренним ответом на то, что происходит за дверью комнаты, погруженной в церковный мрак. Вся красота реверанса оригиналу описывается одной только комнатой для наказаний: у Кинга и Де Пальмы девушку запирают в чулане со Святым Себастьяном, у Мёрфи — с бесчисленными зеркалами, не дающими спрятаться от собственного лица.
«Битлджус» / Beetlejuice
Тим Бёртон, 1988
Хотя проклятые дома, населенные черт знает кем, — один из самых избитых сюжетов страшилок, невозможно не вспомнить «Битлджус» Тима Бертона — черную комедию про «экзорцизм наоборот», из которой в «Американскую историю» перекочевало и перепуталось сразу несколько линий. Во-первых, в «Битлджусе» мертвая (и мечтавшая о ребенке!) пара пыталась выжить из своего дома новых жильцов. Во-вторых, бёртоновские живые вполне могли игнорировать призраков по собственному желанию — сложно не вспомнить душераздирающую сцену, где Вайолет велит призраку Тейта проваливать. Ну и, чтобы сомнений совсем не осталось, Райан Мёрфи цепляет на Вайолет ровно такую же шляпу, какую в «Битлджусе» носила юная Вайнона Райдер.
«Бугимен» / The Boogeyman
Джефф Широ, 1980
Придуманный Райаном Мёрфи эпизодический человек-свинья, из-за которого к главному герою на прием приходит до смерти перепуганный пациент-тюфяк, — чуть ли не самый жуткий (и при этом самый смешной) персонаж в богатой образной палитре сериала. Пиггимен, конечно, опять появился не из неоткуда, а из классической истории про Бугимена: взрослый человек абсолютно уверен, что у него в шкафу живет монстр. В первом сезоне «Американской истории» эпизод с фантомным убийцей со свиным рылом в итоге оборачивался громким пшиком и исподтишка намекал, что самое страшное прячется не в подвале, а у человека в голове. Во втором сезоне, видимо, эту линию загнут еще дальше, и в психбольнице не будет ничего однозначно потустороннего.
«Я знаю, что вы сделали прошлым летом» /
I Know What You Did Last Summer
Джим Гиллеспи, 1997
Из уже классического (прошло больше десяти лет с первой части) слэшера «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» Райан Мёрфи, скорее всего, взял именно это — странные проступающие на зеркале послания. Ну а откуда Мёрфи позаимствовал «бу»-моменты с неожиданными отражениями в зеркале — решать вам.
«Полтергейст 2: Обратная сторона» /
Poltergeist II: The Other Side
Брайан Гибсон, 1986
Вы все там умрете!
— Адди («Американская история ужасов»)
и Кейн («Полтергейст II»)
«Омен» / The Omen
Ричард Доннер, 1976
Хрестоматийный антихрист малых лет весь сезон проводит в животе у Конни Бриттон и появляется в кадре только под занавес. Сценаристы к тому времени уже окончательно переходят на арсенал мыльных опер, и потому сцена с улыбчивым мальчиком, убившим сиделку, выглядит кодой не органной, а, скорее, балалаечной. Ну убил, господи, в соседнем доме уже трупы складывать некуда. И тут героиня Джессики Лэнг произносит финальную реплику сериала, идеально при этом описывающую ничтожность происшествия: «Ну и что теперь маме с тобой делать?»
Комментарии
Подписаться