Эксперты советуют
Что смотреть: Кинокритики советуют лучшие фильмы
На что стоит потратить 120 часов — 60 фильмов о любви, жизни, смерти и вообще
Look At Me продолжает серию материалов о том, где и как узнавать про кино — от англоязычных сайтов и блогов до русских кинопорталов. Теперь мы попросили редакторов и обозревателей лучших русскоязычных киносайтов составить списки фильмов, которые всем стоит посмотреть, — самых интересных, неизвестных, великих, странных или просто любимых — и рассказать о каждом в паре предложений.
10 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ НА СВЕТЕпо мнению кинокритика и сценариста Романа Волобуева |
«Меланхолия»Melancholia — Ларс фон Триер, 2011 |
Вне рейтинга — верхняя на сегодня строчка фильмографии фон Триера (сейчас, понятно, «Меланхолия»). |
|
«Печать зла»Touch of Evil — Орсон Уэллс, 1958 Фильм, из которого выросли все остальные фильмы, которые я люблю. |
|
«Сцены из супружеской жизни»Scener ur ett äktenskap — Игнмар Бергман, 1973 Роковая ошибка, которую все делают с Бергманом, — впихивать его в себя на первом курсе, когда он неизбежно кажется мрачной высокохудожественной мутью. В тридцать лет, после одного (а лучше двух) разводов, начинаешь понимать, какой он смешной и великий. |
|
«Чужой»Alien — Ридли Скотт, 1979 Наверное, единственный фильм из детства, который ничего не потерял и никуда не делся с годами. Те, кто видел его на большом экране, поймут. |
|
«Леон»Léon — Люк Бессон, 1994 Пиковый фильм последнего великого романтика (после которого у него постепенно начал расти из жопы бантик). Жестокий, умный, наивный, самый любимый. |
|
«Мой друг Иван Лапшин»Алексей Герман, 1984 Самый главный русский фильм. |
|
«Семь самураев»Shichinin no Samurai — Акира Куросава, 1954 Первый раз я смотрел его лет в двенадцать в Прибалтике; снаружи шел страшный ливень, а крыша кинотеатра была абсолютно дырявой, так что к концу третьего часа я был насквозь мокрый — как Мифунэ и остальные. Наверное, поэтому другие фильмы Куросавы мне не кажутся потрясающими. |
|
«Инкассатор»Le Convoyeur — Николя Букриеф, 2004 Один из лучших фильмов про месть. В одиночку (ну почти) оправдывает существование такого недоразумения, как современное французское кино. |
|
«Воспоминания об убийстве»Salinui chueok — Пон Чун Хо, 2003 Для корейцев, понятно, надо делать отдельный топ, но если на необитаемый остров можно будет взять один — то этот. |
|
«Звездный десант» и «Шоугелз»Starship Troopers, Showgirls—Пол Верхувен, 1997, 1995 Два главных фильма про Америку, снятых иностранцем. |
|
«Смертельная прогулка»Mortelle Randonnée—Клод Миллер, 1983 Сугубо личная обсессия, анализировать причины которой не очень хочется. К счастью, я знаю пару людей, которые ее разделяют. Американский ремейк с Эшли Джадд тоже очень хороший. |
10 ФИЛЬМОВ СО СТРАННЫМИ НАЗВАНИЯМИсоветует главный редактор сайта Arthouse.Ru Илья Миллер |
«Гуммо»Gummo — Хармони Корин, 1997 |
Сценарист «Деток» дебютировал в режиссуре по хардкору, где-то посередине между поэзией, документалистикой и антропологией, и даже Бернардо Бертолуччи заявил, что этот парень изменит язык кино. Корин дальше в карьере снял фильм «Трахальщики мусорных бачков». |
|
«Бронко Буллфрог»Bronco Bullfrog — Барни Платтс-Миллс, 1971 Культовая британская монохромная история о любовниках в бегах, с которой могла бы стартовать полноценная «новая британская волна», не будь она столь скромной. В название вынесена кличка одного из героев. Кажется. |
|
«Сэнсуэла»Sensuela — Теуво Тулио, 1973 «Утраченная жемчужина» финского кинематографа — история простой лапландской девушки Лайлы, не устоявшей перед соблазнами большого города. Тулио вроде собирался снимать любовную балладу на основе пушкинского «Станционного смотрителя», но получился китчовый сексплотейшн. |
|
Duffer
|
|
«Спермула»
|
|
«Грехи плотапоидов»
|
|
«Пушки дхармы»Dharmas Guns — Ф. Дж. Оссан, 2010 Бог с ним, с названием, попробуйте понять хотя бы синопсис — здесь и генетические эксперименты, и кома, и двойники, и телепаты. Однако снято все безупречно отстраненно, с высоты понтов неоспоримого Знания. |
|
«Баба Яга»Bаba Yaga — Коррадо Фарина, 1973 Как получилось так, что этот кусок евротики с фотомоделями-лесбиянками, нацистскими фантазиями и племянницей Луи Де Фюнеса в парике Амели называется по имени не самой лицеприятной героини русских сказок? |
|
«Авида»Avida — Гюстав Де Керверн, Бенуа Делепен, 2006 Французский дуэт режиссеров успешно продолжает дело Ходоровского и Бунюэля, повышая градус сюрреалистического юмора до максимума. Любителям животных, как и фильм «Гуммо», это к просмотру не рекомендуется. |
|
«Симбиопсихотаксиплазм. Дубль первый»
|
10 ЛЮБИМЫХ ФИЛЬМОВкинокритика Виктора Зацепина |
«Сноровка... и как ее приобрести»The Knack ...and How to Get It — Ричард Лестер, 1965 |
Единственное нормальное кино о любви. |
|
«Неправильный нос»
|
|
«Матанго»Matango — Иширо Хонда, 1963 После кораблекрушения шесть человек попадают на необитаемый остров, где на них нападают хищные грибы. Шедевр сюрреализма от режиссера фильмов про Годзиллу. |
|
«Ничтожество»Insignificance — Николас Роуг, 1985 Философская фантазия о том, что было бы, если бы в один прекрасный день в Нью-Йорке встретились сенатор Маккарти, знаменитый бейсболист, Эйнштейн и Мэрилин Монро. |
|
«Они живут»They Live — Джон Карпентер, 1988 Фантастический во всех смыслах фильм о том, как человек борется с телевизором и, наконец, побеждает. Трудно представить себе более актуальный фильм для сегодняшней России. |
|
«Ветер»The Wind — Виктор Шёстрем, 1927 Немое кино о песчаной буре. Что может быть интереснее? |
|
«Кошачий рамен»Pussy Soup — Минору Кавасаки, 2008 Игрушечный котик, которого выгнал из дома жестокий отец — кот-випстер, ищет свое место в жизни и становится мастером японской кухни. |
|
«Неизвестный»
|
|
«Самое маленькое представление на свете»The Smallest Show on Earth — Бэзил Дерден, 1957 Экономическая комедия — молодоженам в наследство достается обветшалый кинотеатр. Фильм о самых сокровенных мечтах киномана. |
|
«Растворимое болото»Instant Numa — Сатоши Мики, 2010 Любой из фильмов Мики — комедийный шедевр. В его последней картине действуют водяные, безумный антиквар, амелиобразная барышня, панк, волшебный фотоавтомат и машина для принятия мудрых решений. |
10 СОВЕТСКИХ ФИЛЬМОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПОСМОТРЕТЬпо мнению кинокритика и редакционного директора журнала «Сеанс» Константина Шавловского |
*В список не включены фильмы Андрея Тарковского, Алексея Германа, Марлена Хуциева, Киры Муратовой и Отара Иоселиани, поскольку фильмографии этих режиссеров являются общепризнанной мировой киноклассикой.
«Парад планет»Вадим Абдрашитов, 1984 |
Очень странный и самый точный фильм о воздухе 1980-х. Триумф дуэта советских социальных метафизиков режиссера Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе. |
|
«Девять дней одного года»Михаил Ромм, 1961 Киноклассика, один из главных фильмов 1960-х, совершенно новаторский по замыслу, по эстетике и по структуре. |
|
«До свидания,мальчики!»Михаил Калик, 1964 Самый совершенный и пронзительный фильм одного из самых интересных и теперь почти забытых режиссеров 1960-х Михаила Калика с гениальным саундтреком Таривердиева. |
|
«Рабочий поселок»
|
|
«Долгая счастливая жизнь»
|
|
«Ты и я»Лариса Шепитько, 1971 Фильм стал сенсацией на Венецианском кинофестивале, а в СССР прошел почти незамеченным. Критика впоследствии писала, что Шепитько этим фильмом вынесла приговор своему поколению —шестидесятникам. Сценарий Шпаликова, гениальная работа оператора Княжинского, одна из лучших ролей Аллы Демидовой. |
|
«Дневники директора школы»
|
|
«Чужие письма»Илья Авербах, 1975 Илья Авербах — классик «ленинградской школы», а «Чужие письма» — одна из лучших его картин. Фильм о том, почему их нельзя читать, становится все более и более актуальным, особенно во времена WikiLeaks. |
|
«Одинокий голос человека»Александр Сокуров, 1978 Дебют Александра Сокурова по произведениям Андрея Платонова, где режиссеру удалось найти адекватные гениальной прозе визуальные образы. |
|
«Замри-умри-воскресни!»Виталий Каневский, 1989 Дебютный фильм невероятно талантливого режиссера, к сожалению, почти ничего не снявшего, сделанный на студии Алексея Германа и получивший «Золотую камеру» на Каннском кинофестивале. |
10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫЕ НИ НА ЧТО БОЛЬШЕ НЕ ПОХОЖИсоветует кинокритик и главный редактор сайта Kinote Борис Нелепо |
«Четыре всадника Апокалипсиса»The Four Horsemen of the Apocalypse — Винсенте Миннелли, 1962 |
Время жить и время умирать в оккупированном немцами Париже, показанном безо всяких иллюзий. Один из самых пронзительных фильмов Миннелли, прославившегося в качестве постановщика упоительных мюзиклов и при этом снявшего несколько лучших драм в истории американского кино. |
|
«Перестрелка»The Shooting — Монти Хеллман, 1967 Если бы Альбер Камю снимал вестерны, то у него получилась бы «Перестрелка». Гениальный актер второго плана Уоррен Уотс в компании молодого Джека Николсона пускается в экзистенциальное путешествие, которое оборачивается погоней за самим собой. |
|
«Классовые отношения»Klassenverhältnisse — Даниэль Юйе, Жан-Мари Штрауб, 1984 Лучшая экранизация прозы Франца Кафки и главный образец того, как следует перекладывать литературу на язык кинематографа. Маниакальная верность первоисточнику и при этом абсолютная художественная самостоятельность, никакой иллюстративности. |
|
«Цыганские мотивы»Tsigoineruwaizen — Сейдзюн Судзуки, 1980 Декадентский шедевр любимого режиссера Тарантино. Он открывает сюрреалистическую трилогию Судзуки, продолжающую линию Бунюэля и Руиса. А смотреть его лучше всего в паре с прощальным фильмом Куросавы «Еще нет», рассказывающем о жизни писателя, чей роман лег в основу «Цыганских мотивов». |
|
«На последней ступени»En Haut Des Marches — Поль Веккиали , 1983 Наиболее болезненный эпизод французской истории – коллаборационизм – показан через призму личной истории. Столкновение персональной памяти с коллективной оказалось столь травматично, что фильм тут же позабыли – даже несмотря на главную роль легендарной актрисы Даниэль Дарье. |
|
«Анна Каренина»Сергей Соловьев, 2009 Пристрастное, предельно интимное прочтение романа Толстого как первого произведения Серебряного века. Эйфорический вальс с Вронским и расплата за него. Одна из главных картин лучшего современного российского режиссера. |
|
«Саломея»
|
|
«Дуэль» («Карантин»)Duelle (une quarantaine) — Жак Риветт, 1976 На Землю спускаются богини Солнца и Луны, чтобы сразиться за обладание загадочного драгоценного камня. Эксцентричный нуар, один из самых необычных фильмов классика Новой волны. |
|
«Она провела много времени в свете софитов...»Elle a passé tant d'heures sous les sunlights... — Филипп Гаррель, 1985 Годаровский афоризм «фильм, найденный на помойке» подходит этой картине как нельзя лучше. Безумная любовь, израненные чувства, музыка Velvet Underground, певица Нико как главное вдохновение, поэзия Десноса, обрезки пленки, сновидческая образность. Пик творчества Гарреля, здесь сошлись две основных для него линии — американского андерграунда и французского постнововолнового кино. |
|
«В стеклянной клетке»Tras el cristal — Агустин Вильяронга, 1987 Призрак нацизма, детские травмы, патологический эротизм. Нежнейший хоррор, самая страшная история любви. «Кожа, в которой я живу» Альмодовара в лучшие моменты наследует в умеренных дозах дикому дебюту Вильяронги. |
10 ФИЛЬМОВ, ПОВЛИЯВШИХ НА ЖИЗНЬ
|
«Мертвец»Dead Man — Джим Джармуш, 1995 |
Его посмотрел на Первом ночью; записал и пересматривал раз пятнадцать. К шестнадцати годам я был неплохо знаком с классикой: после «Мертвеца» бредил режиссурой и написанием авторских и жанровых сценариев, пока не увидел... |
|
«Робокоп»RoboСop — Пол Верхувен, 1987 Мой первый американский фильм я посмотрел в видеосалоне, который открыл отец в школе за квартал от дома. Мне было десять лет, я никогда не интересовался кино, но просмотр помню в деталях. Вместо него могло быть что угодно, но почему-то рад именно «Робокопу» и Верховену в частности. |
|
«Чужой»Alien — Ридли Скотт, 1979 Первый фильм, увиденный с пленки и в совершенно пустом зале на 700 мест. После него понял, что смертен; снились кошмары и хотелось в космос. |
|
«Зеркала»Mirrors — Александр Ажа, 2008 К 2007-му я уже работал редактором, но продолжал писать по ночам сценарии (почему-то) фильмов ужасов и мистических триллеров: казалось, что перспективы этого жанра я понимаю лучше всех. До «Зеркал» Александра Ажа. Все равно так круто, как у него, не выйдет. |
|
Любой фильм Джона КассаветесаГоды работы в «Бюллетене кинопрокатчика» едва не превратили меня в существо, способное смотреть фильмы только с точки зрения их коммерческих перспектив. Кассаветес до сих пор действует противоядием. |
|
«Миллионер из трущоб»Slumdog Millionaire — Дэнни Бойл, 2008 «Миллионер» смотрел на просмотровке жуткого качества, чтобы понять, что это за кино, не читая рецензий: просмотр закончил буквально в жутком ажиотаже и слезах счастья. Он стал первым фильмом, к выпуску которого я имел непосредственное отношение. |
|
«Исходный код»Source Code — Дункан Джонс, 2011 Первый фильм, который я высоко и правильно (пусть и не на 100%) оценил на основе сценария и конфигурации. Фильм оправдал все ожидания, но выпустить его в России можно было, конечно, лучше. |
|
«Социальная сеть»Social Network — Дэвид Финчер, 2010 Люто инспирирующее кино — именно тогда я окончательно понял, что свое дело «надо начинать прямо сейчас». Ужасно благодарен Финчеру. И Цукербергу. |
|
«Шапито-шоу»Сергей Лобан, 2011 Ради таких фильмов, как картина Лобана и то, что происходило вокруг него в прокате, я и продолжаю заниматься тем, чем занимаюсь. |
|
«Экскурсанты»
|
Комментарии
Подписаться